Там, где можно выдохнуть

Интервью с Юкико Суто

Ksenia Kopalova
IINE!
6 min readAug 6, 2018

--

“Дом с цветущим кизилом” (2017) Карандаш, акварель, бумага. Источник: https://www.yukikosuto.com/works

Юкико Суто – художница из Канагавы. Её работы – скрупулезно составленные портреты жилых районов, часто – с домами, спрятанными в невероятной красоты растительных кружевах. Композиция, как правило, очень статичная, во всем – тишина: как на первых черно-белых фотографиях, на которых люди замирали в парадных позах, запечатлевая себя “для истории”. Только людей в работах Юкико Суто нет: как будто выдержка в “фотоаппарате” настолько велика, что людей она не фиксирует, или как будто время их с листа вытерло. Как правило, дом смотрит на зрителя закрытыми дверьми, воротами или выглядывает из-за ограды – словом, попасть в него явно нельзя. В этом нет ничего придуманного: частные дома, иккодатэ, с улицы примерно так и выглядят, но методичность, с которой работы фиксируют именно такой ракурс и обстановку, не может не интриговать. Создается впечатление, что эти дома с парадных портретов, хоть и присутствуют в реальном мире, своим существом давно ушли в историю, поэтому человек – живой, сегодняшний, осязаемый – не может в них попасть, как не может попасть в свои воспоминания.

О своем пути, о работах, и о том, что такое “дом”, Юкико Суто рассказала в интервью для IINE.

В студенчестве вы изучали графический дизайн в университете Тама. Что заставило вас выбрать в итоге путь художника, и с чего он начался?

Я пошла учиться в университет Тама, потому что изначально хотела быть графдизайнером. Но пока готовилась к поступлению, да и в первые два года учебы, много рисовала, и со временем осознала, что мне это нравится. На третьем курсе нужно было выбрать специализацию, и я остановилась на иллюстрации. Потом сделала себе сайт, участвовала в разных мероприятиях для художников, и однажды меня позвали сделать персональную выставку в галерею современного искусства takefloor, предшественницу Take Ninagawa. В те времена это было совсем молодое и маленькое место, и владелец был другой. После выставки стали неплохо продаваться оригиналы картин, но на иллюстрацию заказов было немного. Тогда я глубоко в современном искусстве не разбиралась, но, начав его изучать, поняла, что мне это интересно, и решила развиваться уже как художник.

Если оглянуться назад, то что, по вашему мнению, оказалось самым полезным за время учебы?

То, что я нашла тему, над которой мне интересно работать.

С момента вашей первой персональной выставки прошло уже 14 лет. Если сравнить ее с прошлогодней выставкой “House Exhibition” в галерее Take Ninagawa, то что для вас поменялось с тех пор?

Тогда размер картин был меньше, и для цвета я использовала цветные карандаши. Кроме этого особой разницы я не чувствую. Зрителей всегда приходит много, и это хорошо, конечно, но в последнее время начало тревожить, что новых клиентов может не появиться. Поэтому с этого года начала вести соцсети.

Фотографии с выставки “House Exhibition” (2017) Источник: https://www.takeninagawa.com/past/2017/YukikoSuto/YS_1_en.html

Расскажите, как проходит ваше сотрудничество с Take Ninagawa?

Сейчас они занимаются всеми продажами моих работ, выставками и взаимодействием с другими галереями и клиентами (покупают в основном коллекционеры из Европы и США) но на иллюстрацию заказы я беру без их посредничества.

Ваши работы в основном показывают тихие жилые кварталы, с акцентом на архитектуре и природе. Что для вас значит отсутствие в них человека?

Я довольно неважно рисую людей. Мне больше интересны вещи, которые люди создали.

“Дом с воротами с облупившейся краской” (2017) Карандаш, акварель, бумага. Источник: https://www.yukikosuto.com/works

Насколько для ваших работ важна идея “дома” как такового, и что вы вкладываете в это понятие?

У меня есть текст на этот счет к выставке в Take Ninagawa, приведу его здесь:

“Я рисую пейзажи жилых районов. “Жилой район” – это агломерация домов, а “дом” является центральным мотивом в моей работе.

Дома, которые я рисую, я выбираю не по какому-то заранее определенному в голове критерию, а просто исходя из того, какие виды меня трогают и запоминаются, когда я брожу по улицам города.

Тем не менее, нарисовав таким образом порядка двадцати домов, я поняла, какие же виды для меня так привлекательны. Оказалось, что в моих работах чаще всего появляются дома горожан из среднего класса с примыкающим садом, построенные в послевоенные годы периода Сёва (прим.: 1945–1989 гг.), во времена “экономического чуда”, и ставшие одним из наиболее распространенных видов зданий того времени.

В одном из таких домов с садом, купленных дедом, я провела свое детство вместе с родителями и братьями. С этим домом связано множество счастливых воспоминаний. Тем, кто подолгу живет на одном месте, наверное, свойственна такая вещь, как ностальгия.

“Дом” – это то, что защищает от непогоды, дарит тепло и спокойствие, это место, куда возвращаются после учебы или работы, где отдыхают в праздники, наслаждаются своим хобби, место, где можно “выдохнуть”.

Именно такие места западают мне в душу.”

“Дом с цветущими лагерстрёмиями” (2017) Карандаш, акварель, бумага. Источник: https://www.yukikosuto.com/works

Ваши работы тесно связаны с историей изображенных мест. Как вы считаете, город какой-то другой страны мог бы стать сюжетом вашей работы?

Мне бы хотелось взглянуть на свои предыдущие работы более объективно, поэтому мне было бы интересно попробовать нарисовать жилые районы других стран.

При мысли о ваших работах сразу приходят в голову дом, окруженный листвой и растениями. Почему природа для вас так важна?

Жить в большом городе очень удобно, но меня не оставляет чувство, что хочется быть в контакте с природой. Забота о растениях лечит душу. Для многих людей это одна из радостей от выходного дня. Я часто чувствую, как будто сад, горшечные цветы или живая изгородь для меня стали символом счастья и спокойствия горожан. В пейзажах моего родного города, не особенно привлекательных и выдающихся, растения – это те создания, что рождают красоту.

“Увядающая гортензия” (2012) Карандаш, пигмент, мездровый клей, бумага. Источник: https://www.yukikosuto.com/works

Как бы звучали ваши работы, будь они музыкой?

Это была бы тихая инструментальная музыка.

Не могли бы вы рассказать о том, как проходит ваша работа над картиной?

Я делаю наброски и фотографии, в моем блоге есть несколько картинок процесса:

Готовясь к выставке “Травы поздней осени”, которую она хочет провести в этом году, Юкико Суто делает фотографии и наброски — как с натуры, так и дома. Для фотографий иногда использует белый фон, чтобы силуэт растения лучше читался, а часть растений приносит домой и втыкает в комочек из клячки, чтобы была понятна форма при росте.
“Осенние травы” (2012) Карандаш, пигмент, мездровый клей, бумага. Источник: https://www.yukikosuto.com/works

Что для вас самое трудное в работе художника?

То, что доход невозможно предсказать.

Какие авторы вас вдохновляют?

Туве Янссон, Хокусай, Ито Дзякутю, Акира Торияма, Жан-Мишель Баския, Spitz (такой японский музыкант) и т.д.

Расскажите, пожалуйста, о вашем “проекте мечты”.

Я бы хотела заглянуть к разным людям в их дома и нарисовать то, что мне понравится.

Сайт Юкико Суто: https://www.yukikosuto.com

Инстаграм: https://www.instagram.com/yukiko_suto/

--

--