Интервью с Макото Маруяма

Ksenia Kopalova
IINE!
Published in
5 min readJan 7, 2021

Редкий художник-иллюстратор из Японии известен в русскоязычном сообществе иллюстраторов, но Макото Маруяма (丸山真琴), художница из Токио, — исключение. Её работы узнаются по сложной работе с материалами, декоративному подходу к изложению историй— как в некоторых фресках или миниатюрах — и мечтательной атмосфере ушедшего, а то и никогда не существовавшего, времени.

В интервью для IINE! мы поговорили с художницей об источниках её вдохновения, о художественном и рабочем процессах.

Работа Макото Маруяма. Источник

У вас в феврале планируется выставка. Расскажите немного о процессе её подготовки?

В этот раз на выставке не будет какой-то четкой концепции. Просто будут работы, которые появлялись по мере возникновения разных идей. И материалы, и подход там разные. В основном я рисовала просто с желанием порадовать людей, которые придут на выставку.

Ваши работы напоминают о старых фресках и сюжетах древних мифов: в них есть ощущение то ли сновидения, то ли старой сказки, то ли какого-то полузабытого воспоминания из детства — очень ностальгическое чувство. Для ваших работ играют роль события детства и мифологические сюжеты?

У меня особо нет работ, в которых основным вдохновением бы послужили мифы и легенды, но меня всегда интриговала старина и старинные вещи, так что в моих работах часто проявляется это ощущение дистанции во времени. Кроме того, каким бы ни был сюжет, когда я рисую, у меня всегда есть ощущение, что я пытаюсь ухватить что-то, что испытываешь разве что в детстве. Поэтому очень радостно слышать, что со стороны работы кажутся связанными с миром детства.

Работа Макото Маруяма. Источник

Расскажите немного о вашем творческом процессе. Вот, например, об этой работе про Индию (сверху): как возникла идея? Были ли какие-то эскизы, как вы выбирали материалы?

Эта картинка — про Гуджарат, куда я когда-то ездила.

Мне хотелось передать фактуру стены изображенного здания, и я использовала для этого деревянную доску и моделирующую пасту с вкраплениями известняковой крошки.

Я с самого начала решила нарисовать стену и окна, так что никакого особенного предварительного эскиза тут не было. Сколько заняло времени…уже и не помню.

Работа Макото Маруяма. Источник

Вы обычно рисуете на заказ, или продаете уже имеющиеся и созданные независимо работы?

И то, и другое.

Расскажите о художниках, которые вам нравятся? Кто оказал на вас наибольшее влияние?

У меня много любимых художников, но при первом знакомстве большое впечатление произвели работы двух авторов: это nakaban, художник из Японии, и Elsa Henriquez: она делала иллюстрации к книге “La Maison”, там-то я впервые и увидела её работы. Это очень старая книга, но этого совершенно не чувствуется. Когда я рассматриваю эту книгу, то всё думаю: вот бы и я так рисовала… Мне там нравится и использование цвета, и то, как изображены персонажи. А еще в ней есть сила работ, созданных с чувством, что неважно, что об этих рисунках скажут другие люди.

Nakaban же часто работает с пейзажами и натюрмортами, у него выходят книжки-картинки. Мне очень нравятся его работы: в каком бы стиле и технике он ни работал, всё у него классно получается.

Мне кажется, работы этих художников и через десять лет будут выглядеть свежо. Хороший рисунок — это ведь, наверное, тот, что не потеряет красоты спустя годы.

А, и еще один автор! Йозеф Вилкон мне тоже очень нравится. Я восхищаюсь тем, с какой любовью и теплотой он рисует животных.

Рабочее место художницы. Источник: https://www.instagram.com/makoto_works_/

Что в наибольшей степени поменялось в вашей работе за последнее время?

В последнее время увеличилось количество заказов. Это, конечно, очень здорово, но хотелось бы работать, всё же оставляя время и для личных проектов.

Расскажите, как на вашу работу повлияла пандемия?

Сначала меня всё это сильно вывело из равновесия, и я совсем не могла рисовать. Но постепенно я смогла ощутить важность простого рисования каких-то повседневных, обыденных вещей, и снова вернулась к практике.

Работа Макото Маруяма. Источник

Кроме того, от людей из других стран начали приходить сообщения в духе: “Все время приходится дома сидеть, так что хочу домой вашу картину”, так что я подумала, может, мое рисование кому-то еще пригодится.

Расскажите немного о работе с зарубежными клиентами. Есть ли какие-то отличия по сравнению с работой с заказчиками из Японии?

Большой разницы нет, но, конечно, бывает, что с клиентами из-за рубежа что-то не ладится. Но я вообще-то очень люблю путешествовать и бывать в разных странах, так что очень радуюсь, когда приходят заказы из-за границы.

Работа Макото Маруяма. Источник

Вы чувствуете себя частью локального художественного сообщества, или в большей степени работаете индивидуально и независимо?

Я не состою ни в каком художественном объединении, так что, наверное, можно сказать, что работаю сама по себе. Но мне бы хотелось устроить коллаборацию с другими художниками в каком-нибудь благотворительном проекте для животных.

Выставка работ Макото Маруяма (2018 год). Источник: https://www.instagram.com/makoto_works_/

Считаете ли вы себя “японской художницей”, или в большей степени ассоциируете себя с художниками, которые работают по всему миру? Что, на ваш взгляд, сегодня значит “быть японским художником”?

В моем окружении в основном творческие люди, которые работают и с иллюстрацией, и с живописью, так что по большей части это не те, кого называют “художниками”, а просто талантливые авторы со своим ярким характером. Кроме рисования они могут заниматься еще и продажей своих товаров, коллаборациями с керамистами, — словом, пробуют себя в самых разных областях. На своих выставках они часто продают работы по довольно доступным ценам, поэтому я тоже время от времени покупаю у других художников такие вещи для себя.

Работа Макото Маруяма. Источник

Я сама особенно не провожу разделения между Японией и другими странами. Хотелось бы когда-нибудь сделать свою выставку за рубежом. Нет ли в России каких-нибудь подходящих галерей?: )

Сайт Макото Маруяма: https://makoto-maruyama.com/

Инстаграм: https://www.instagram.com/makoto_works_/

--

--