Археология потерянных звуков

Интервью с Мики Хайяма

Ksenia Kopalova
IINE!
5 min readNov 13, 2020

--

Мики Хайяма (灰山ミキ) — графдизайнер из префектуры Тиба. На работе она занимается дизайном упаковки, но в своём Инстаграме и в блоге она показывает живопись и графику, которыми занимается в свободное время. Глядя на эти работы, в атмосфере которых смешиваются саспенс нуарного кино, мистика в духе Кэндзи Миядзавы и ностальгические ноты из композиций The Caretaker, сложно представить, что у такого автора еще не выпущено по крайней мере с десяток книг. Тем не менее, это так. Мы поговорили с Мики Хайяма о переходе от графдизайна к живописи и иллюстрации, об Эдгаре По, музыке и таинственном персонаже в котелке, который кочует из работы в работу.

Работа Мики Хайяма. Норман Раффл в комнате с экспонатами. Источник

У себя в профиле Инстаграма вы пишете о себе как о графдизайнере, который бы хотел создавать книги. Как случился переход от графдизайна к иллюстрации?

Моя основная работа — графический дизайн, в частности, дизайн упаковки. Я работаю в этой области вот уже 15 лет, и иногда как часть дизайна делаю иллюстрации в цифре. Мне всегда хотелось создавать что-то с историей, но я не знала, как это делать. Постепенно я начала рисовать и заниматься живописью (мне хотелось оставить диджитал и перейти к аналоговому рисованию), так что несколько лет назад перешла к работам, в которых я пытаюсь передавать мой собственный мир.

Норман Раффл в баре “Кот короля”. Источник

Своими ретро-мотивами и отсылками к Викторианской эпохе ваши работы вызывают отчетливое ощущении ностальгии, как если бы они были порталами в другое время. Как возник ваш интерес к такого рода атмосфере и эстетике?

Интерес к событиям прошлого проявился у меня еще в старшей школе, на уроках всемирной истории. То, что рассказывал учитель, было очень интересно, и мне очень нравилось разглядывать картинки в учебниках, вроде лиц королей в генеалогическом древе.

Еще мне всегда нравились всевозможные загадки: загадки древних цивилизаций, детективные истории (в том числе, Артур Конан Дойл, Агата Кристи, Эдгар По), истории всевозможных таинственных происшествий (например, о Джеке Потрошителе, Ричарде III, Рен-ле-Шато, об исчезновении Амелии Эрхарт) и так далее.

Норман Раффл посещает пустующее здание школы. Источник

Мне нравится бывать в старых местах, которые накопили в себе время, и представлять, каким это место было раньше. Как в нем играл свет, какими там были запахи, разговоры, какие мысли витали вокруг… Что, если 500 лет назад кто-то стоял ровно на том же месте, на котором стою сейчас я, и смотрел на ту же обшарпанную стену? Мне бы хотелось соединить прошлое, настоящее и будущее воедино в моей истории о Нормане Раффле (персонаж в котелке, который неоднократно появляется в работах художницы — Прим.ред.) Мне нравится ощущение свободного перемещения во времени и пространстве.

Норман Раффл проходит по станции воспоминаний. Источник

Важен ли текст для ваших работ?

Текст — очень значительная составляющая моей работы. В серии работ про Нормана Раффла прежде, чем рисовать, я написала тексты.

Как появился этот персонаж?

Норман Раффл работает в “Отделе археологии потерянных звуков” в “Департаменте культурного наследия”, где он занимается раскопками звуков из прошлого. Этот герой появился после того, как я посетила один магазин продвинутой аудио-аппаратуры. Сотрудник этого магазина рассказывал мне об очень дорогих колонках и усилителях, которые очень точно воспроизводят звук. Некоторые люди покупают такое оборудование, поскольку ищут ровно то звук, который им нужен. Например, у них есть запись известного джазового концерта 5-го мая 1958 года, и они хотят в точности воспроизвести звук из того момента в своей гостиной. Я подумала, что это похоже на археологические раскопки, только про звук, это и натолкнуло меня на идею истории о Нормане Раффле. Думаю, в какой-то мере я ассоциирую себя с этим персонажем, поскольку и я, и он — мечтатели.

Норман Раффл в Музее железной дороги, в поезде, построенном в 1852 году. Источник

Какие художники, музыканты, писатели в наибольшей степени повлияли на вас?

Мне нравится тихий город Эдварда Хоппера и те загадки, которые он таит за собой.

Другой мой любимый художник — Поль Дельво. Его работы вызывают чувство ностальгии, или ощущение полуночной прогулки, или сна на рассвете.

Мой любимый книжный автор— Эдвард Гори. Мне нравятся его странноватые и одновременно простые тексты и мрачный юмор в рисунках.

Мики Хайяма, “Цирковой аллигатор выходит на ночную прогулку”. Источник

Я столько раз перечитывала Тацухико Сибусава! Его книги познакомили меня с гротеском. И, конечно, мне нравятся детективы, которые я упоминала чуть выше.

Со старшей школы я была ярым фанатом музыки 60-х: The Beatles, The Who, The Beach Boys, Small Faces и так далее. Мне бы хотелось делать работы на основе тех песен, что мне нравятся. Кроме того, меня ужасно занимает сам формат музыкального коллектива, когда каждый участник отвечает за свой инструмент, но все играют вместе.

А еще мне нравятся старые комедийные коллективы, вроде The Marx Brothers, Laurel & Hardy и The Three Stooges.

Наброски вулканов из скетчбука Мики Хайяма. Источник

Не могли бы вы поподробнее рассказать о своем рабочем процессе? Как вы работаете над эскизами?

Я обычно особо не делаю эскизов перед рисованием. Разве что совсем простенькие маленькие набросочки со спичечный коробок, в своем скетчбуке. Эскизы я показываю в своем блоге, http://mikinoki.com/blog/, и из некоторых из них мне бы хотелось сделать законченные работы в цвете.

Наброски Мики Хайяма. Источник

Вы не только рисуете, но и делаете трехмерные объекты, как, например, для книги “Эдинбург-Йорк-Лондон”. Что для вас меняется при выходе в объем?

Да не то, что что-то сильно меняется. Так же создаю свой крохотный мир. Я не так, чтоб много делала таких трехмерных вещей, но мне бы хотелось делать их больше в будущем.

Мики Хайяма, “Воспоминания дерева”. Источник

Что для вас наиболее сложно в вашей художественной практике?

Продолжать концентрироваться на рисовании. Хотя, пожалуй, сложно всё, поскольку я самоучка.

Вы чувствуете себя частью местного художественного сообщества?

Я никого не знаю из местных художников. Я все время рисовала дома одна, сама по себе, и не показывала никому свои работу до тех пор, пока в этом году не завела Инстаграм.

Для вас что-то поменялось после того, как вы стали публиковать свои работы?

Хотя я и стала выкладывать свои наброски, я не думаю, что многие люди видели их. Вообще же, очень интересно, что многие люди в комментариях отмечают моменты, о которых бы я даже не подумала. А еще здорово видеть работы других людей, которые не посмотришь в музее. Я стольких новых художников и работ узнала, сколько, наверное, никогда бы не узнала без Инстаграма. Иногда они оказывают на меня влияние.

Сайт Мики Хайяма: http://mikinoki.com/

Блог: http://mikinoki.com/blog/

Инстаграм: https://www.instagram.com/miki_haiyama/

--

--