Не-аниме

Фестиваль японской (и не только) независимой анимации в одной подборке от Наты Метлух

Ksenia Kopalova
IINE!
7 min readJan 6, 2020

--

Скриншот из фильма Наты Метлух “Pura Vida”. Источник: http://notofagus.com

Ната Метлух — режиссёр анимации и иллюстратор, чьи работы были неоднократно отмечены жюри фестивалей анимации по всему миру. Одна из её недавних поездок — на фестиваль New Chitose Airport International Animation Festival в городе Титосэ (Хоккайдо), где она показала .gif-работы. В интервью для IINE! Ната рассказала о своих фильмах и о том, что ценит в чужих, о своей поездке в Японию и любимых японских аниматорах.

Ты училась режиссуре анимации на курсе у Прийта Пярна. Как изменился твой подход к созданию фильмов? Что самое ценное ты вынесла из двух лет в Таллине?

Фильмы Прийта Пярна основаны на абсурдном юморе и он нас пытался научить, как такое можно придумать. Часть метода состоит в том, чтобы двигаться от абстрактных сюжетных линий к конкретике.

Мы делали много упражнений по сторибордингу, где дается схематическая ситуация типа: бомж А просит милостыню, персонаж Б что-то бросает ему в шапку, из-за чего сам со временем становится бомжом. Задание — придумать и нарисовать всю историю, персонажей, что же такое Б бросил в шапку, что и как произошло. Такие упражнения развивают вариативность в придумывании историй и помогают не зацикливаться на одном придуманном сюжете.

Пока что мне нравится делать свои фильмы наоборот: из кучи конкретных ситуаций я пытаюсь слепить сюжет. Но и сам Прийт иногда так делает. Например, его фильм “Pilots On The Way Home” вырос из одного скетча, где трое персонажей просто стоят посреди пустыни с чемоданами. Приит начал размышлять, что находится в этих чемоданах (спойлер: женщина), куда они идут, что вообще происходит, и так, пока не построилась вся история.

Скриншот из фильма Прийти Пярна “Pilots On The Way Home”

Твоё иллюстраторское прошлое помогает тебе в работе над фильмами? Как?

Для меня самое главное в фильмах — это визуальная часть. В своих фильмах все, кроме звука, я делаю сама, поэтому если бы я не умела рисовать, я бы не была фильммейкером. Всего у меня пять фильмов, и все они отрисованы в разных техниках.

Мой новый фильм “Awkward” будет полностью отрисован в фотошопе покадрово — чего я раньше никогда не делала.

Фрагмент фильма Наты Метлух “Awkward”

В коммерческих видеоработах я чаще всего выступаю просто аниматором, и там важно уметь отрисовывать любой предложенный стиль, от векторного гладкого до реалистичного с тенями и текстурами.

В твоих фильмах много режиссёрских деталей, которые основаны на твоей манере анимирования (например, как в Paper or Plastic, где главный герой пытается положить документ на стол разными способами). Они как будто формальные, но одновременно очень выразительные, изобретательные и самобытные. Как ты пришла к такому подходу?

Придумывание фильма у меня начинается с темы, которую мне бы хотелось поисследовать в процессе продакшна. Я составляю список эпизодов, и пытаюсь каждый выразить в необычной форме.

Paper or Plastic” — фильм об иммигранте, и мне хотелось показать все: проблемы приезжих с жильем и работой, языковой барьер, непонимание местных реалий, предубеждение местных к “понаехавшим”, изоляцию и бюрократию.

За последние 11 лет я успела пожить в трех странах, и знаю про бюрократию все, даже хотела отдельный фильм сделать. Конкретно в эпизоде с бумажкой я хотела показать абсурдную форму подачи документов, а весь эпизод про бюрократию — это сплошное унижение персонажа, которое я выразила через его постепенное обнажение.

Скриншот из фильма Наты Метлух “Paper or Plastic”. Источник: https://vimeo.com/319979381

Расскажи, пожалуйста, про фестиваль анимации в Титосэ. Каким для тебя был этот опыт? Если говорить о подборке авторов, были ли в ней для тебя новые интересные имена, и отличалась ли она как-то по подходу к её составлению, если сравнивать с фестивалями в других странах?

Фестиваль New Chitose очень необычен своей локацией: он проходит в аэропорту! Там же находится и гостиница, и пять дней можно прожить, как Том Хэнкс в “Терминале”, смотря фильмы весь день и не выходя на улицу вообще.

Вид из окна гостиницы в аэропорту Титосэ. Фотография Наты Метлух.

Структура фестиваля такая же, как и у большинства анимационных фестивалей: каждый день разбит на несколько программ — полнометражные, студенческие, японские, интернациональные, музыкальные видео, фильмы для детей — которые идут одновременно в разных залах кинотеатра. Поэтому всё посмотреть не получится, нужно выбирать.

Фестивальный клип-заставку сделала Савако Кабуки (冠木佐和子), известная своей эротической анимацией:

Был отдельный показ всех фильмов японского фильммейкера Ацуси Вада (和田淳), после чего он дал мастер-класс и рассказал философию своих работ. Рекомендую его фильмы тем, кто любит абсурдный юмор:

Из японских фильмов еще запомнился Масанао Кавадзири (川尻将由) “A Japanese Boy Who Draws” — история автора о том, как он с детства мечтал стать манга-художником. Фильм необычен своей техникой: он начинается с детского наивного стиля и плавно переходит в профессиональную отрисовку, композиционно перемешиваясь с манга комиксами:

Ёрико Мидзусири (水尻自子) показала свое новое музыкальное видео “My Luxury Night”, где она, как и в других своих работах, отображает эротику через абстрактные части тела, еду и предметы.

Впечатлил полнометражный фильм Кэндзи Иваисава (岩井澤 健治) “On-Gaku: Our Sound” про старшеклассников, которые создали свою группу и играли трэш. Необычным было то, что после показа на сцену вышли музыканты и сыграли все треки из фильма. Было полное ощущение того, что персонажи фильма спустились с экрана в реальность.

Из не-японских понравился авангардный фильм Thomas Renoldner “Don’t Know What”, показывающий, как из нескольких секунд видео можно сделать полноценный драматичный фильм с помощью грамотного монтажа.

Еще был класснейший фильм Jeong Dahee “Movements” — чистый сюрреализм с ходящими баобабами и бегущими собаками, красящими забор:

В программу впервые включили показ гифок и анимированных комиксов, с несколькими своими гифками я и ездила. Помимо конкурсной программы, их показывали в отдельном помещении на протяжении всех дней фестиваля. Не знаю, насколько успешным оказался этот эксперимент, но надеюсь, что они будут это продолжать.

Работы Наты Метлух. Источник: http://notofagus.com

Я давно мечтала посмотреть “Acid Rain” (Прим. ред.: автор — Томек Попакуль), и он превзошел все ожидания! Крутейшая графика и сюжет принесли ему гран-при фестиваля:

Я и Томек на сцене с Q&A:

А вообще — кто из японских коллег по цеху тебе нравится и чьи работы ты рекомендовала бы посмотреть?

Нравятся все! :-) Назову самые любимые фильмы:

Масаки Окуда (奥田昌輝), “Gum Boy”, про мальчика-мечтателя, жующего жвачку, меняющего реальность вокруг:

Сарина Нихэй (ニヘイサリナ), “Small People With Hats”, абсурдный фильм про несправедливо гнобимую группу людей:

Син Хасимото (橋本新), “Beluga” — настоящий фильм ужасов про сон девочки, продающую спички:

Такаси Курихара (クリハラタカシ), “Happy Bogeys”, тут абстрактные персонажи делают забавные вещи:

Ходзи Цутия (土屋萌児), “A Long Dream” — мастерство многослойной перекладки из бумаги:

Тацуо Сато (佐藤竜雄) “Cat Soup”. Фильм подлиннее, о путешествии и приключениях двух антропоморфных котов:

Таку Фурукава (古川タク), “Coffee Break”. Фильм 1977 года, хотя смотрится очень современно, о том, что будет, если выпить слишком много кофе:

Вопрос к тебе как к опытному зрителю: если говорить о японской независимой анимации, то какие её черты первыми приходят на ум?

Наверное, это их способность сделать целый фильм из одной простой идеи, как например NuQ “New Tokyo Ondo”, где двое персонажей находят монету в пустыне и идут с ней в Токио, мечтая, как они ее потратят. Мне кажется, японцы — мастера по обыгрыванию одного момента, и нечасто встретишь фильм на какую-то глобальную тему.

Восхищает их смелость и визуальное буйство в дизайне и анимации.

Манабу Химэда (姫田真武), “Na Ni Nu Ne No”:

И умение делать противоположные вещи: супер-спокойные фильмы, где вроде бы ничего не происходит, но оторваться от просмотра невозможно.

Саки Мурамото (村本咲) “It’s Time For Supper”:

Доводилось ли тебе раньше бывать в Японии? Были ли какие-то моменты в поездках туда (или в этой поездке), которые хотелось бы отобразить в своих работах?

Я очень долго мечтала побывать в Японии, но туда так сложно получать визу, что я каждый год это откладывала на потом. И когда фестиваль меня пригласил, я очень обрадовалась, что наконец-то это произойдет!

На поездку я выделила пару недель, и кроме фестиваля на Хоккайдо провела несколько дней в Токио, Киото и Осаке. Даже на таком туристическом маршруте мне удалось увидеть, насколько Япония разная.

Особенно вдохновила визуальная загруженность — все эти провода, вывески, разноплановая архитектура, толпы людей и оленей (Прим. ред.: имеются в виду парки в городе Нара), машин и поездов. При этом хаоса никакого нет, все очень организованно. Я бы хотела добиться такого же эффекта в своих фильмах: визуальное безумие при четкой нарративной структуре.

Фотографии Наты Метлух из Японии

Теперь хочется сделать какой-то арт-тур по Японии и поездить по музеям и галереям.

Сайт Наты Метлух: http://notofagus.com

Инстаграм: https://www.instagram.com/notofagus/

--

--