MBA internship ч.2: Как я искал работу

Ilya Bezdelev
Живой журнал
6 min readAug 25, 2018

В предыдущем посте я в общих чертах рассказал про MBA internship, как он работает и зачем нужен. В этом посте вкратце опишу процесс поиска работы и как проходили мои собеседования в Apple и Amazon.

В Wharton, где я учился, достаточно много ресурсов для поиска интерншипа, предоставляемых как администрацией, так и студентами:

1) Администрация школы. В школе есть MBA Career Office, где работают люди, которым платят за то, чтобы они помогли тебе найти работу. Для школы очень важно, чтобы максимальный процент их выпускников устроился на хорошие места, так как это влияет на репутацию и рейтинги. В их задачи входит налаживание контактов с крупными работодателями, чтобы они постили позиции на сайте школы и приезжали на кампус проводить собеседования.

Также карьерный офис проводит презентации про то, как правильно составить резюме, как отвечать на вопросы, как одеваться, какой этикет в различных индустриях и т.п. Это особенно полезно для международных студентов, которые впервые устраиваются на работу в Америке. В каждой стране свои приколы и карьерный офис неплохо помогает подготовиться. Также они проводят рабочие сессии по составлению резюме, проверяют их и помогают сделать их лучше. Благодаря им, я смог сократить свое двухстраничное резюме до одной страницы, которая рассказывает о моем опыте четко и по делу.

2) Студенческие клубы. В бизнес-школах есть такой феномен как студенческие клубы, которые в целом направлены на то, чтобы помочь студентам найти работу в индустрии их мечты, особенно, если их прошлый опыт работы никак с ней не связан. Например, Technology Club организовывает презентации студентов-второкурсников и выпускников, которые уже проходили через процесс поиска работы, и могут рассказать про собеседования и процессы в разных компаниях. Также они приглашают людей из индустрии, которые рассказывают про свои компании, ценности и как классно у них работать. Я был на презентациях LinkedIn, Facebook, Yelp, Tesla, Dropbox и других. Было очень познавательно.

Я ходил на все эти сессии и максимально пользовался ресурсами, которые они предоставляли, чтобы понимать, с чем придется столкнуться. Самым полезным ресурсом оказались пробные интервью, которые проводят второкурсники с опытом получения офферов. Я прошел пару таких пробных интервью и это позволило заранее прочувствовать процесс и динамику собеседования. После пробного собеседования, второкурсники говорили, что прошло хорошо, что не очень и давали дельные советы. Клуб также создал базу данных вопросов, которые задают на собеседованиях, и рекомендаций, как на них отвечать.

3) Другие студенты. Так как студенты тесно общаются друг с другом, очень легко найти людей, которые либо проходили практику в интересующей тебя компании прошлым летом, либо успешно прошли собеседование. Я находил таких ребят, встречался с ними на кофе и это также помогло мне лучше понять процесс и подготовиться. Забегая немного вперед, скажу, что ключевые советы по подготовке к собеседованию в Амазоне я получил от другого студента.

Итак, январь 2014 года, начало второго семестра и рекрутингового сезона. В этот период все озабочены одним — найти работу. Среди студентов все разговоры только о том, кто куда подается и как пройти собеседование. В этот период начали формироваться кластеры по индустриям — банкиры тусят с банкирами, консультанты с консультантами и т.п. Я лично сталкивался с таким феноменом, когда, выясняя, что я не подаюсь в ту же индустрию что и они, люди мгновенно теряли интерес. Welcome to America… думал я, но, с другой стороны, у меня тоже на уме был только поиск работы в технологическом секторе и люди из других индустрий меня мало интересовали.

В этот период активизировались все ресурсы — карьерный офис, клубы, студенты — и я постоянно ходил на презентации, готовился к будущим собеседованиям и мониторил портал с вакансиями. Как только были интересные позиции, я отправлял резюме и ждал ответа. Стоит отметить, что некоторые компании не берут на практику студентов, у которых нет гражданства или вида на жительства (грин-карты). В частности, мне была закрыта дорога в Facebook, LinkedIn и Google, так как я был на студенческой визе F-1.

У меня было несколько собеседований, в основном по телефону и на кампусе. Помню, что, помимо Амазона, я собеседовался с Expedia, Microsoft, eBay и еще несколькими компаниями, правда оффера ни от кого из них я не получил.

Самым особенным было собеседование с Apple. Сначала у меня было короткое интервью на кампусе, после чего меня пригласили в офис Apple в Купертино. Поездка была полностью оплачена: перелет, гостиница, трансфер на черном Lincoln Towncar, еда, в общем всё. Особенно порадовало, что в номере ждала именная папочка Apple, разные снэки и Apple TV в подарок, которым я до сих пор пользуюсь.

Подарок от Apple

На следующий день было 9 собеседований с различными командами на позицию Operations Manager. Нас была большая группа, около 50 человек с разных школ и у меня было самое большое количество собеседований, т.к. им был очень интересен мой опыт работы в DHL в operations. Собеседования прошли нормально, но оффер мне в итоге так и не сделали. Тогда я расстроился, но сейчас очень рад, что оказался там, где оказался.

К апрелю официальный сезон рекрутинга в большие компании закончился, всё затихло, а у меня всё еще не было оффера. Я уже настроился на то, что летом поеду в Россию и отдохну. Перспектива не обнадеживающая, но хотя бы был план Б.

Пока ещё было время, я активно разговаривал со стартапами в Силиконовой Долине и в итоге нашел одну компанию, которая уже готова была сделать оффер, но тут неожиданно приходит емейл от Амазона, который мне изначально отказал без собеседования. Они предлагают пройти видео интервью на позицию Senior Product Manager Tech и я соглашаюсь.

Мое преимущество с поздним собеседованием было в том, что десятки людей уже получили офферы и прошли через этот процесс пару месяцев назад. Я нашел однокурсника, который дал мне полезные советы и провел тестовое интервью. Для подготовки к собеседованию, я прочитал книгу про Амазон “The Everything Store” (отличная книга!), изучил Leadership Principles и в целом был ко всему готов. Помогло так же и то, что в 2012 я уже проходил собеседование с Амазоном в Ирландии и получил от них оффер. Тогда я его не принял и, если честно, связывал изначальный отказ Амазона с тем, что они увидели, что я отказался у них работать в прошлом и добавили меня в черный список. Сейчас я знаю, что мы так не делаем.

Сначала было два телефонных скрина, вопросы на которых были интересными, а люди приятными. Один из них попросил предложить изменения на какой-то из форм заказа на сайте Амазона. Я им предложил идеи, метрики, процесс для эксперимента и т.п. Они услышали все, что хотели, и позвали меня на второй раунд.

На втором раунде было 4 видео интервью, 45 минут каждое, одно за другим, другими словами, 3 часа без перерыва. Как я ни планировал логистику потребления жидкостей, последний час я провел в агонии… Я потом пожаловался рекрутерам и они больше так не мучают кандидатов. Вопросы были как по моему опыту работы, так и behavioral, вроде “расскажи нам историю как ты сделал что-то офигенное несмотря на отсутствие прямого контроля над ресурсами”. Я заранее подготовился к такого рода вопросам и у меня были хорошие истории из опыта работы.

Собеседование прошло хорошо, и спустя пару дней мне позвонили и сказали, что делают оффер. Причем, позвонил чувак, который, по моим ощущениям, меня валил, и был не очень дружелюбным. Более того, он оказался моим будущим ментором, так как ему приглянулся мой опыт с интернет-рекламой и он хотел, чтобы я пришел именно в его команду.

На радостях, я отменил план Б с поездкой в Россию и начал готовиться к лету в Сиэтле. Подробности самого интерншипа в Амазоне в следующем посте.

❤️ Публикация в Telegram: Заметки из Силиконовой Долины (t.me/techbusiness)

--

--

Ilya Bezdelev
Живой журнал

I code things up, write music and try to make sense of the world. Product Manager @ AWS. Wharton MBA. Ex-DHL. All opinions are my own.