Торговля электроэнергией умерла (#PowerTradingIsDead)

Дмитрий Холкин
Internet of Energy
Published in
2 min readApr 18, 2018

Автор: Сергей Роженко

Будущее низкоуглеродных энергосистем лежит в развитии рынков балансирования (#FlexibilityMarket) — один из ключевых выводов исследования Arup “Demand Response: интеграция гибкости в энергопланировании” (Demand Response: integration of flexibility into energy planning), которое выходит в мае 2018.

Торговля электроэнергией как продажа и покупка объёма электроэнергии с времязависимой маржинальной ценой, номинированной в валюте за кВт*ч, является на сегодня одним из самых распространённых и отработанных способов балансирования спроса и предложения в энергосистемах с генерацией на ископаемом топливе. Такой подход теряет смысл в системах с питанием от безуглеродной генерации, такой как ВИЭ и атомная генерация, имеющих нулевые маржинальные (переменные) издержки.

Негативные цены на германском рынке на сутки вперёд в период высокой выработки ВИЭ — январь 2018 (источник: https://www.energy-charts.de)

График показывает, как переход к низкоуглеродному энергобалансу снижает эффективность традиционных рынков на примере германской энергобиржи. Цена электроэнергии снижается до нуля и становится негативной в периоды высокой выработки ВИЭ, что приводит к ключевым изменениям в традиционной парадигме энергопланирования:

1. Энергия может быть избыточным ресурсом, поэтому в моменты перепроизводства потребители могут требовать плату за больший объём потребления и поддержание баланса в системе.

2. Даже в периоды дефицитного предложения “ценность” энерготрейдинга пренебрежимо мала, так как 80–90% затрат в энергосистеме являются фиксированными и не подвержены влиянию рыночных сил текущей модели (отметим разницу между оптовыми и розничными ценами на электроэнергию в Германии на уровне 30 €/МВтч и 300 €/МВтч, включающие тариф на передачу, “зеленые” тарифы, налоги, системные услуги и прочее).

3. Дальнейшее проникновение возобновляемой генерации увеличит долю фиксированных издержек практически до 100%, поэтому потребность в энерготрейдинге, как в оптовом, так и как ни удивительно, в peer-to-peer просто отпадёт. Заявленная рядом блокчейн стартапов, как например Power Ledger, как механизм создания энергосистем будущего — P2P энерготрейдинг на сама деле подобен производству “паровозов” с использованием 3D печати — бессмысленное повторение старых процессов на новом технологическом уровне.

В системе, где энергия становится избыточной, генерация стохастической, а затраты фиксированными, очевидно необходимы новые рыночные модели — рынки балансирования — направленные на оптимизацию параметров «когда» и «где», а не «сколько» и по какой цене энергия потребляется.

Есть основание полагать, что именно в рынках балансирования блокчейн технологии могут быть незаменимыми, так как позволяют организовывать полностью распределённые логические сообщества подключённых устройств, где каждый может либо предложить или запросить “гибкость” от других, что позволяет эффективно строить энергосистемы нового уклада с использованием эффекта экономики “совместного пользования” распределённых энергоресурсов.

Традиционным игрокам энергетики и технологическим компаниям ещё только предстоит осознать масштаб и глубину изменений, которые принесёт отрасли разворачивание новых институтов в отрасли.

P.S. В мае на площадке Архитектурно-технологического комитета EnergyNet планируется обсудить результаты данного исследования, а также их использование при разработке архитектуры и решений Internet of Energy.

--

--