Для локальных энергетических рынков приближается «день расплаты»

Федеральные и местные правила в США затрудняют создание локальных энергетических рынков. Необходимо найти способы внедрения таких инноваций

Дмитрий Холкин
Internet of Energy
4 min readFeb 14, 2023

--

VectorMine/Shutterstock.com

Перспективы локальных энергетических рынков

Локальный энергетический рынок (LEM) — это географически ограниченная автоматизированная платформа для торговли электроэнергией. Рыночная платформа распространяется на физически близких потребителей и производителей электроэнергии (в т.ч. просьюмеров), которые торгуют и потребляют энергию местного производства из распределенных энергетических ресурсов (DER), используя существующую распределительную сеть. Автоматизированная платформа LEM обеспечивает торговлю — либо одноранговую (P2P), либо через агрегаторов-посредников — с целью балансировки спроса и предложения в определенной части распределительной сети.

Многие преимущества локальных энергетических рынков являются побочным продуктом управления DER и микрогридами на местном уровне, что сокращает количество взаимодействий между распределительными и магистральными сетями. «Локальные энергетические рынки работают как разросшийся микрогрид, — говорит Кристофер Купер, старший аналитик-исследователь в Guidehouse Insights. — Вы должны иметь некоторую технологию управления, которая определяет границы локального энергетического рынка и быть в состоянии управлять потоком электроэнергии». По его словам, существует только семантическая разница между локальными энергетическими рынками и микрогридами [1].

Согласно новому исследованию Guidehouse Insights, дальнейшая интеграция DER создает значимые проблемы для стабильности сети, что может ограничить развитие возобновляемых ресурсов на местном уровне. Локальные энергетические рынки приходят на помощь в решении этой проблемы [2]:

  • LEM потенциально может способствовать повышению гибкости электросетей, обеспечивая более тесную интеграцию DER на розничных и оптовых рынках.
  • LEM оптимизируют эффективное использование распределительной инфраструктуры и при масштабном развертывании могут уменьшить дисбаланс фаз и нестабильность напряжения.
  • LEM могут максимизировать рентабельность инвестиций, устраняя или откладывая капитальные затраты на крупную модернизацию системы для удовлетворения нового спроса.

Старые способы против новых

Федеральные и местные правила в США затрудняют создание этих локальных рынков, но в ближайшем будущем регулирующим органам и энергоснабжающим предприятиям необходимо будет найти способы их реализации, считает Купер. «В какой-то момент наступит “день расплаты”, очень скоро. Регулирующие органы должны справиться с этим и принять решение отказаться от устаревших схем регулирования ради чего-то нового или изменить их “на краю сети”, чтобы реализовать некоторые реформы», — сказал он.

Пока некоторые игроки используют пилотные программы и «регуляторные песочницы», чтобы продемонстрировать жизнеспособность локальных энергетических рынков. «Песочницы» для регулирования — это эксперименты, одобренные регулирующими органами, которые позволяют в реальных условиях тестировать новые продукты, услуги или бизнес-модели. Они позволяют вносить изменения в существующие правила на пилотном уровне, продолжая защищать потребителей энергии. Результаты этих пилотных программ могут повлиять впоследствии на регулирование. «Почти повсеместно результаты этих экспериментов показывают, что вы можете реально развивать и управлять локальные энергетические рынки без старых правил и быть уверенными, что они не повлияют на розничный рынок», — сказал Купер.

Однако попытки сторонников LEM по корректировке правил с помощью пилотных программ сталкиваются с оппозицией.

Например, предложение Sunnova Energy позволить новым сообществам в Калифорнии создавать «микро-энергоснабжающие предприятия» (microutilities) по управлению микрогридами вызвало отказ. Microutilities — это, по сути, местные энергетические рынки с центральным управлением. Sunnova Energy добивается одобрения регулирующих органов в Калифорнии на то, чтобы выступать в качестве энергоснабжающей компании, которая владеет и управляет микрогридами сообществ. Согласно их предложению, microutility должно обслуживать около 2000 клиентов в условиях упрощенного регулирования. Несмотря на то, что microutilitys могут расширить доступ сообществ к микрогридам, они также могут угрожать традиционным бизнес-моделям в области электроэнергетики.

В Бруклине, Нью-Йорк, испытание локального энергетического рынка дает положительные результаты. LO3 Energy начала эксплуатацию Brooklyn Microgrid в качестве тестового проекта в 2016 году. Проект начался в районе Парк Слоуп, чтобы жильцы группы многоквартирных домов с солнечными батареями могли отслеживать производство своей солнечной энергии и обмениваться энергией между собой. Однако правила штата Нью-Йорк были препятствием для расширения программы, поскольку только коммунальным и розничным поставщикам услуг разрешено покупать и продавать энергию в соответствии с правилами штата. Временно «регуляторная песочница» помогла обойти эти правила.

Регулирующие органы, как правило, выступают против локальных энергетических рынков, потому что они создают преимущество для местной энергетики, позволяя ей обойти регулирование. Это, наравне с другими факторами, делает LEM более конкурентоспособным решением для потребителей, чем подключение к сети, потому что затраты часто оказываются ниже. В результате LEMs снижают спрос на электроэнергию со стороны регулируемых энергоснабжающих предприятий.

Потенциальное разрешение конфликта

У энергоснабжающих предприятий есть причины выступать против ухода своих клиентов на локальные энергетические рынки. Однако LEMs зависят от их инфраструктуры, становящейся резервным источником: они не полностью отключены от сети и должны платить за надежность. Нужно найти какие-то формы сосуществования старых и новых бизнес-моделей.

Выход из проблемной ситуации может оказаться в создании традиционными энергоснабжающими предприятиями сервисов «энергия как услуга», в рамках которых они будут взимать плату с клиентов на локальных энергетических рынках за резервное обслуживание. Решение «энергия как услуга» может быть беспроигрышным как для традиционных служб энергоснабжения, получающих новые доходы, так и для энергетических сообществ, которые используют преимущества локальных энергетических рынков.

Выводы

В практике НТИ Энерджинет было несколько проектных инициатив по созданию энергетических сообществ в России, некоторые из которых даже реализованы на практике. Однако до создания локального энергетического рынка дело пока не дошло. В последнее время появляется все больше и больше элементов новой энергетики на стороне потребителей (микрогенерация, накопители энергии, управляемая нагрузка, электромобили), и вопросы по эффективной их интеграции в энергосистему будут актуальными и в России. Целесообразно реализовать несколько пилотных проектов по созданию локальных энергетических рынков, управляемых автоматизированными цифровыми платформами. В частности, пилотными площадками могут выступить новые поселки и районы города, внедряющие современные энергетические технологии. А для преодоления регуляторных барьеров для пилотирования такого подхода в России есть возможность использования экспериментального правового режима (ЭПР), который в прошлом году стал возможен и в сфере электроэнергетики [3].

Используемые источники

  1. https://www.microgridknowledge.com/community-microgrids/article/21439003/microgridfacilitated-local-energy-markets-advance-but-innovation-is-needed
  2. https://guidehouseinsights.com/reports/local-energy-markets-can-expand-deployment-of-renewables-stabilize-the-grid-and-increase-roi
  3. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/75907.html

Автор: Дмитрий Холкин
Подготовлено АНО «Центр «Энерджинет» при поддержке Фонда НТИ, Минобрнауки России

--

--