Смотрины новой энергетики

Рефлексия с конференции “Новая Россия — новая энергетика. Генерация будущего”

Дмитрий Холкин
Internet of Energy
3 min readSep 24, 2018

--

Конференция “Новая Россия — новая энергетика. Генерация будущего”, прошедшая 21 сентября, стала уникальным событием. На ней был представлен полный спектр позиций и отношений к новой энергетике со стороны традиционных игроков отрасли.

Каким получился ее образ?

  1. Российская крупная тепловая генерация уверенно смотрит в будущее. На ее стороне большие запасы углеводородов, растущие электрофикация и спрос на электроэнергию, значимая доля доходов от поставок тепла, технологии повышение эффективности и экологичности энергоблоков. При этом интересно, что все представители генерирующих компаний в большей или меньшей степени изучают новую энергетику, правда, пока больше, как экзотическую игрушку.
  2. Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — «пятая нога» для российской энергетики. Они нужны только в том объеме, который позволяет соблюсти минимальную долю приличия. Традиционные игроки не ожидают их появления в российском энергобалансе в объеме, хоть сколько-нибудь превышающем «погрешности измерения». Но все копья здесь до 2024 года (срока окончания ДПМ-ВИЭ) уже сломаны, споры закончены, и вопрос вышел из повестки горячих тем.
  3. Напротив, распределенная энергетика (прежде всего, малая генерация) остается дежурным предметом для споров. Были высказаны крайние суждения: от принципиальной важности ее развития до отнесения распределенной генерации ко второй по значимости после старения инфраструктуры проблеме отрасли. Уже происходит смена фокуса внимания с малой генерации как самостоятельного объекта к ее участию в составе активных энергетических комплексов и агрегаторов.
  4. С цифровизацией сетевой инфраструктуры, похоже, смирились. Надо отдать должное Павлу Ливинскому, удачно поймано различение автоматизация — цифровизация, правильно указывается на важность мультифункциональности цифровых сетей и создание на их базе новых услуг. Но, на мой вкус, «цифровизация» все еще не дотянута до понятийного уровня цифровой экономики, не рассматривается принципиальная возможность перехода к новым формам организации экономических отношений, что является главной ее сутью. И это понятно, так как изнутри одной, пусть даже очень большой компании тяжело увидеть весь ландшафт цифровой экономики/энергетики.
  5. Накопители — предмет общей, хотя и платонической любви. Всем эта новация кажется самой значимой, способной качественно преобразовать отрасль. Но высокие цены на системы накопления энергии держат почитателей новой технологии пока еще на большой дистанции.
  6. Неожиданно проявился интерес к водородным технологиям. Про топливные элементы, автомобили на водородном топливе и технологии хранения водорода упомянуло сразу несколько спикеров. У темы есть перспектива. Как сказал Юрий Удальцов: “К ней надо присматриваться”.
  7. Надо признать, что наиболее полное видение энергетического перехода, учитывающее российскую специфику, представил Борис Аюев. Он справедливо указал на три фундаментальных тренда, которые изменят архитектуру российской энергетики: управление спросом, технологии накопления энергии, самобалансирующиеся ячейки (активные энергетические комплексы). Он несколько преуменьшил роль цифровизации, сводя ее к обычной автоматизации на уровне распределительных сетей. Но зато выделил важное новое системное свойство архитектуры энергетики, о котором говорим и мы в EnergyNet, — гибкость.
  8. Конечно, прав был Юрий Удальцов, который говорил, что новые технологии в энергетике не смогут массово появиться, если исходить только из логики экономической эффективности. Двигателем инноваций в инфраструктурной отрасли являются, прежде всего, новые общественные потребности и ценности. Это было услышано участниками, но вряд ли было пока что осознано.
  9. Павел Сниккарс высказался о необходимости поиска баланса и оптимума в новом технологическом «миксе». И я с ним соглашусь в том, что набросок портрета новой российской энергетики пока получился далеким от идеалов красоты. Глядя на него, вспоминаешь, перефразируя, Гоголя. Если бы к носу Павла Анатольевича приложить уши Бориса Ильича да глаза Юрия Аркадьевича, то…

Главное резюме: все то, о чем говорили НТИ-шники и другие апологеты энергетического перехода, в мышлении уже случилось. Коммуникации, аналитические доклады, политическая поддержка, первые проекты свое дело сделали. Они сформировали образ новой энергетики, почти убедили в его актуальности для России, задали приоритетные новые технологии и практики.

И все же приходится признать, что хотя смотрины новой энергетики точно состоялись, до женитьбы еще очень далеко. Казалось бы, дело за малым – этот образ новой энергетики реализовать. Но нужны еще немалое терпение, кредит доверия и право на риск. И тут важно, чтобы «женихи», которые делают сейчас ставку на новую энергетику, через некоторое время не захотели «шмыгнуть в окно».

Большое спасибо руководству Ассоциации «Совет производителей электроэнергии» за приглашение на интересную конференцию!

Подготовлено Центром развития цифровой энергетики
Автор: Дмитрий Холкин

--

--