Ольга Коновалова: “Я инженер и…плету кружева”

Мастерству известной кировской кружевницы Ольги Коноваловой удивляются многие. Она неоднократно становилась победительницей и призёром крупных (в том числе, и международных) конкурсов. Но кружевоплетение — это не единственное увлечение мастерицы.

Спортивное кружево

Ольга Коновалова родилась в посёлке Сазоново Чагодощенского района Вологодской области, ещё в младенческом возрасте с семьёй переехала в Череповец. В 1982 году окончила Вологодский политехнический институт по специальности «инженер-строитель». На Север переехала, выйдя замуж за кировчанина. Несколько лет отработала в арматурном цехе завода железобетонных изделий в Апатитах. Потом перешла работать в «Арктик-банк» — в качестве инженера по проверке сметной документации.

– Когда я училась в Вологде, то не могла себе и представить, что когда-нибудь буду плести кружева, — рассказывает мастерица. — Сейчас понимаю: инженерное образование и желание точно всё рассчитать, очень помогает. Когда я плету, тку, вяжу, то становлюсь ниточкой, которая чувствует распределение нагрузок в кружеве, в полотне, в вязании. После окончания института я поступила в Московский заочный народный университет искусств им. Крупской на отделение станковой живописи и графики.

С 1997 года Ольга Коновалова работала методистом в Центре народного прикладного творчества и художественных ремёсел «Северная жемчужина» (Кировск). В 1998 году организовала коллектив «Неонила» (название дали только в 2002 году), в котором обучала всех желающих кружевоплетению.

В 2011 году приняла участие во Всероссийском конкурсе мастеров кружевоплетения «Серебряная коклюшка» в Вологде, результат — 3 место. В 2014 году участвовала в выставке-конкурсе «Кружево Олимпа» на II Международном фестивале кружева «VITA LACE» и заняла второе место за кружевной триптих «Афины. Антверпен. Сочи», который передан в Вологодский районный краеведческий музей.

- Когда объявили тему фестиваля, я была в недоумении. Кружево и Олимпиада? Кружево и спорт? Начала с изучения истории и символики Олимпийских игр. Получились три медальона, которые выстроились в четкий хронологический ряд, он гармонично лёг на сотканную мною льняную дорожку.

Работы мастера хранятся в собрании Мурманского областного художественного музея, частных коллекциях в России и Норвегии. Мастерица владеет многими техниками декоративно-прикладного искусства: ткачество, кружевоплетение на коклюшках, вышивка, золотное шитьё; занимается реконструкцией традиционных народных костюмов, изготовлением традиционных кукол.

Ноу-хау от мастерицы

- Есть ли у вас любимое рукоделие?

- Я не могу выделить любимый вид ремесла. Любой из них — это лишь инструмент. Например, реконструкция русского костюма. Условием участия в любом фестивале народного творчества является наличие костюма. Поэтому, началась работа над его созданием. Книги, поиск подлинных сарафанов и рубах из Вологодской области, образцов вышивки, ткачества — это помогло придумать мой первый костюм. Он состоял из ситцевого косоклинного сарафана с кружевной отделкой, льняной рубахи с тканым подолом и вышитыми поликами. Встал вопрос, что делать с головным убором? Кокошник Вологодской губернии выбран по фото из книги по золотному шитью. И вот еду в Москву в Государственный Российский дом народного творчества на мастер-класс Веры Ивановны Шаповаловой. По возвращении, три месяца вышиваю кокошник. Понимаю, что с ситцевым сарафаном он «не подружиться». Нужен другой сарафан. И работа закипела. Два года ушло на роспись под набойку. Крой взят с подлинного сарафана Никольского района Вологодской области начала 20 века. Когда ездишь на фестивали, то везёшь много багажа, а золотный кокошник — это еще одно место. Придумываю кружевную сороку (старинный русский головной убор замужних женщин ), но под золотное шитье. Она меньше места занимает. Крой сороки традиционный, а материал — коклюшечное кружево. Это моё ноу-хау, исторически сороки не были кружевными.

Ольга Васильевна рассказывает, с какими трудностями пришлось столкнуться, чтобы расписать сарафан под набойку. Набойка — это сложный процесс: для нанесения узора вырезается доска, варится так называемый «резерв», который наносится на ткать доской печатным способом и после прокрашивается. Рецепт настоящей набойки, которая не пачкает белую рубаху, надеваемую под сарафан, и не застирывается, к сожалению, утрачен. Сейчас мастера во Владимирской области возродили набойку, но эти изделия они не стирают.

- Раньше после вытяжки масла пигмент в буквальном смысле вбивали. Рисунок, зарезервированный воском, оставался более светлым, а фон нужно было прокрашивать. У меня был вопрос: как мне современным способом батика возродить набойку. Нашла немецкую краску. В Череповце мне посчастливилось купить 2 пузырька (продаётся краска только в наборах). Мне хватило выкрасить одно полотнище, а их у меня на сарафан пять! Начинаю поиск краски. Брать в наборах достаточное количество — слишком накладно. Я узнаю, что у знакомого живёт невестка в Германии. Я упрашиваю её сходить на завод-изготовитель, посылаю ей номер цвета. Но оказывает, что такой оттенок больше не производится — сняли с производства. Но на красочной фабрике вошли в моё положение, подобрали мне идентичный цвет, который высылают мне. Когда я начала красить, поняла, что оттенок немного другой. Пришлось прокрашивать второй раз уже готовое полотно.

Что для вас означает творчество?

-Хочу сохранить чистоту источника отеческих нравственных ценностей — вот мотивация к творчеству. Из этого источника пили мои предки, моя мамочка. И я надеюсь, что мои дети, внуки и правнуки сохранят эту высоту. А начинающим мастерам посоветую — радости в творчестве и чистоты в отношениях со всеми, кто встретиться на жизненном пути.

Текст: Людмила Белая.

Информационный портал Кировск-Апатиты «Лавина». При использовании материала ссылка обязательна.

Фото из личного архива Ольги Коноваловой.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте и на Фейсбуке.

--

--