Роман Байгушкин: о полётах и туризме в Хибинах

Кировчанин рассказал, как он заболел высотой и почему наши горы до сих пор не стали Меккой летающих куполов.

О детских мечтах

Наверно многие из нас в детстве мечтали стать пилотами. А помните, как в школе мы писали сочинения на тему «Кем бы я хочу стать?». Думаю, многие мечтали тогда вот так запросто обнимать небо рукой, наслаждаясь бескрайним воздушным морем.

Ещё в садике с родителями я каждый год летом летал на самолёте ТУ-154 «Горький — Мурманск» в отпуск к бабушке. До чего же мне, мальчишке, тогда хотелось посидеть за штурвалом лайнера!

Потом мы переехали жить в Горьковскую область, в Арзамас. А там нет аэродромов. И даже гор нет. Там никто не летает.

Позже, как у всех, мечты начали понемногу тускнеть. Я выбрал профессию, никак не связанную с полётами — «Теплоэнергетика». Но знаете, какая-то особая тяга к небу осталась. Восторженный трепет я испытывал каждый раз, когда оказывался на взлётном поле. Даже если передо мной были обычные пассажирские авиалайнеры.

Роман Байгушкин на вершине горы Айкуайвенчорр

Город летающих куполов

В 2003 году я приехал в Кировск на свадьбу к сестре. Тогда впервые и увидел эти удивительные летающие купола в небе над Хибинами. В одно мгновение внутри всё перевернулось! Я решил: вернусь жить на родину, устроюсь на работу, и буду также парить в потоках воздуха. Ведь, похоже, это и есть счастье!

Первый раз я полетел на параплане в тандеме с пилотом, когда отдыхал в Турции. Это была фантастика! В голове пульсировала мысль: «НЕУЖЕЛИ Я ЛЕЧУ!?».

Почувствовав это однажды, уже невозможно забыть. Это как одержимость. Ты постоянно воображаешь, как паришь. Только уже на собственном крыле.

Удивительно, но как каким-то чудом начали притягиваться события, люди и обстоятельства, которые помогли реализовать мечту.

Управиться с крылом бывает не просто даже опытному пилоту. Начинающим тем более приходится попотеть

«Глубокое синее небо»

Параглайдингом (полётами на параплане) я начал заниматься только в марте 2015 года.

Единомышленников нашёл в кировской группе «Глубокое синее небо». Мало того я встретил там настоящих профессионалов, асов полётов в разных погодных условиях.

Первое, что понял: перед тем, как покупать своё крыло и начать летать, нужно изучить аэродинамику и пройти основательную наземную подготовку.

Я начал тренироваться. Самое сложное — это взлёт и посадка. На самом деле есть ещё много тонкостей в пилотировании, касающихся безопасности. Очень важно учитывать погодные условия, а иногда лучше вовсе отказаться от полёта!

И несмотря на все сложности, то чувство, которое испытываешь во время свободного полёта, невозможно передать словами. Это то, что остаётся с тобой на всю жизнь!

3 основных правила параглайдинга

никогда не затягивай обе стропы управления в полёте

летая в динамике, никогда не разворачивайся на склон, а всегда — от склона

посадку всегда производи против ветра

Иногда спуск по воздуху с вершины длится всего 3 минуты. А порой медленно паришь больше часа.

Хибины созданы для полётов!

Параглайдинг как вид спорта только начинает развиваться в Мурманской области. И Хибины как нельзя лучше подходят для полётов. Но, к сожалению, у нас в горах пока нет необходимой инфраструктуры.

Нужны площадки для безопасного взлёта и посадок. Лучшее место для этого — возле верхней станции кресельного подъёмника и внизу, у старого трамплина. Важно создать условия в коридоре между северным и южным подъёмниками не только зимой, но и летом. Организовать в тёплое время года подъёмы на кресельном подъёмнике при хорошей погоде.

Я уверен, что развивая инфраструктуру на склонах, однажды к нам в Хибины начнёт приезжать множество групп туристов-пилотов из других регионов России. А дальше слава о Хибинах разлетится. Пилоты будут делиться своими впечатлениями и эмоциями, планируя поездки в Заполярье круглый год.

Здорово, что у нас есть ребята, которые всегда могут дать правильный совет и поделиться опытом с начинающим пилотом. Я благодарен им за помощь. Мы надеемся на поддержку и наших Мурманских пилотов. Кстати, они уже выразили готовность нам помочь.

Все участники группы «Глубокое синее небо» готовы к диалогу. Мы хотим развивать параглайдинг в Хибинах. Но добиться развития целого туристического направления одним энтузиазмом, кажется, невыполнимая задача. Своими проектами мы хотим делиться и с руководством горнолыжного комплекса «Большой Вудъявр», и с городской администрацией. Совместными усилиями мы сможешь положить началу новому виду туризма в Кировске, а значит, сделать его ещё более привлекательным для путешественников!

Роман Байгушкин. Фото из архива автора

--

--