Визуальная сложность

Maya Stravinskaya
JSKT data group
Published in
3 min readMar 3, 2019

Все сложно

Привет. Long time no see. Я приостановила свой телеграм-канал про инфографику и визуализацию данных. Можно сказать, что сейчас мы ведем переговоры с прекрасной специалисткой о передаче этого канала ей, но пока не могу ничего объявить)))

Я не могу его вести, потому что вот так, направленно, ни тем, ни другим больше не занимаюсь. Оставила себе только одну штуку про данные — инстаграм про data-art, в том числе потому, что оказалось, что был свободен аккаунт informatism. Но я заняла его не только от жадности, правда.

Data-art занимается сейчас одним из самых важных вопросов — визуальной и информационной сложностью и тем, как это воспринимает человек. Про это расскажу здесь и буду рассказывать в этом инстаграме:

Визуальная сложность

Есть один португальский исследователь, Мануэль Лима, он основал проект http://www.visualcomplexity.com/vc/ , где несколько лет собирал, классифицировал и описывал различные виды визуализаций данных (забросил, кажется, году в 2015 и ушел работать в Гугл), то есть вот буквально был Линнеем визуализаций.

Итогом этого изучения стали несколько любопытных книг. Две, целиком посвященные одному типу визуализации (круговым и древам связей), и третья, более любопытная, про то как менялись способы обработки и представления информации. Вот они:

На amazon’e все можно заказать. Много картинок, потому киндл-версии нет

Лима пришел к очень красивой и несложной мысли (это среди статистиков и визуализаторов не принято, как мы знаем).

У разных эпох своя ВИЗУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА, которая не только полностью соответствует тому уровню сложности информационной картины мира, на котором в это момент находится человечество, но еще и влияет на то, как мы строим наши социальные институты.

То есть он смотрит на предпочитаемый, даже модный тип визуализации или инфографики с антропологической и философской точки зрения.

Так вот, если раньше превалирующим типом визуализации было древо связей, то сегодня это граф связей, сетевой график.

То есть он говорит о смене парадигмы: деревья теперь не справляются со всей сложностью мироустройства, зато с этим прекрасно справляются графы, только это трудно усвоить большинству людей. Не дерево все-таки (грибы почему-то не подходят), а сеть, которой тоже требуется расшифровка на самом деле.

Нуклеарные семьи, распределенные вычисления, новые концепции образования, построенные на сетевых взаимодействиях, agile (черт его побери)— все уходит от симметрии, баланса и одной заданной направленности.

И раз граф сам по себе тоже устроен не просто и его олицетворение не встречается в каждом лесопарке (не думаем о грибах), то выходит, что как раз data-art и должен заниматься тем, чтобы налаживать восприятие этой визуальной метафоры. Не всегда в виде графа или сети, но через данные и саму возможность другого подхода.

Тут можно было бы сказать, что если «надо объяснять, то не надо объяснять», нельзя назвать базовой визуальной метафорой нашего времени то, что необходимо расшифровывать. Может быть и так, но сдвиг с иерархической системы на плоскую, изменение направленных связей на распределенную систему очень сложны и происходят гораздо быстрее, чем человек успевает усвоить, так что одной простой метафорой здесь не справиться (да забудьте вы уже про грибы). Более того, кажется, что единство метафоры противоречит новой парадигме. Ну, сорян, ну какие грибы, если у нас agile и нуклеарные семьи?

Будем выращивать data-art!

Peter Beshai. The toxicity in Twitter conversations. 2018

+ лекция Мануэля Лимы.

--

--