Максим Еруженец | Оператор

Николай Меркульев
Журнал «24FPS»

--

Интервью №2

Информация

Максим Еруженец | Россия, Санкт-Петербург | Оператор, монтажер, режиссер, колорист, саунд-дизайнер

Сайт | Вконтакте | Instagram | Vimeo

“У меня есть одна хорошая привычка, я всегда подхожу к делу с чувством, как бы пафосно это не звучало. Поэтому местами я буду слишком прямолинейным и импульсивным, тем более что это моё первое интервью” — Максим.

  • Читал у тебя в ВК, что ты пришел в видео из танцев. Расскажи подробнее об этом переходе, о том, что привело тебя к съемкам?

Скорее это произошло одновременно. И одно дополняло другое, т.к. и там и там огромную роль играет музыка. Она подбрасывает меня и несёт на своих волнах. В обоих случаях музыка передает ощущения и историю. Единственная разница заключается в том, что в танцах объект выражения — это тело, а не видеоряд.

Встать на путь видеоисскусства мне предложил мой друг 4 года назад, за что я ему очень благодарен. Тогда я ещё жил в Архангельске. Он купил в кредит Canon 550d, и мы начали снимать простые ролики друг с другом в главных ролях. Это было вроде: ”Эй Макс, пойдём поснимаем, как мы паркурим!”

Затем мой друг начал получать заказы на съемку клубных отчётов и попросил меня ему помочь. Спустя недолгое время отец на день рождения подарил мне Canon 5D mark2. Тогда для нас это было невероятной роскошью и мы постоянно снимали. Позже мы с другом основали студию A&M Films. Но шло время, и я все больше стал чувствовать, что наши пути расходятся, т.к. нас стали интересовать разные вещи, и я начал задумываться о создании собственной студии.

2 часа ночи. Мне не спится. Я резко встаю с кровати и открываю свой ноутбук. Пишу название NOIR Films. Создаю логотип и группу вконтакте. Так родился проект, который я до сих пор развиваю. Сейчас нас уже 5 человек в команде.

  • Какие навыки ты перенес в видеосъемку из своих занятий танцами?

Прежде всего танцы научили меня контролю тела, и изоляции отдельных его частей. Помогли развить музыкальность, и внутреннее ощущение музыки. Так же танцы дают отличную физ. подготовку, что немало важно для оператора. Сейчас все идёт к тому, что в видеографии появляется все больше электроники и все меньше человека. Яркий тому пример — появление электронного стедикама.

Сейчас любой просто сможет взять камеру, установить ее на электронный стедикам и сходу получить плавную картинку. Но это все равно что снимать видео в режиме “авто”. И вместо того, чтобы осваивать механический стедикам и нарабатывать свой собственный стиль работы (ведь механический стедикам даёт намного больше контроля и разнообразия в движениях), многие выбирают фабричную электронику, которая всегда двигает камеру одинаково. Я стремлюсь к тому, чтобы использовать минимальное количество электроники и как можно больше прокачивать собственные умения и делать те же самые плавные движения благодаря работе собственного тела. Биомеханика у всех разная и все держат камеру по-разному. Это даёт больший толчок к развитию своего стиля.

  • У тебя свой ярко выраженный стиль. Он довольно мрачный и кинематографичный, несколько напоминает работы таких ребят, как Salomon Ligthelm и Ryan Booth. Специально ли ты его вырабатывал или так сложилось само собой?

Не вижу смысла как-то специально пытаться вырабатывать стиль. Для меня в этом нет никакого удовольствия и интереса. Еще меня искренне удивляет, почему все видят мою картинку мрачной. Так может показаться на первый взгляд, но никаких по-настоящему мрачных ощущений я не вкладываю в свои работы. Последнее время я перестал использовать слово «кинематографичная картинка», потому что это звучит как какой-то шаблон.

Кадры из видео “Kozar”

Сейчас для меня есть только “интересная” и “не интересная” картинка. В своих видео я ухожу в глубину и пытаюсь сделать так, чтобы зритель, который смотрит мои работы, тоже ушёл в эту глубину и открыл для себя что-то новое. Если это документалка, то я и вся наша команда старается докопаться до глубинных мыслей и самых настоящих эмоций. Если это музыкальный клип, то мы стараемся как можно точнее передать ощущение музыки, пропустив её через себя, максимально искренне и непредвзято.

Съемки WOODJU — Irradiant

Но сейчас люди привыкли к рассказанным «в лоб» историям. Когда музыкальный клип в точности повторяет текст песни. Когда все уже пережевано и максимально незамысловато. По этой причине многие, кто смотрит наши клипы, говорят: «Картинка крутая, но нет сюжета. Дислайк!».

По этому поводу хочу привести отрывок из очень хорошей и доброй книги Дмитрия Лихачева. Она даже так и называется “Письма о добром и прекрасном”:

«Понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать? Я не берусь давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то качество, которое мне все же представляется наиболее важным в настоящем понимании искусства, — это искренность, честность, открытость к восприятию искусства. Пониманию искусства следует учиться прежде всего у самого себя — у своей искренности. Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и искренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились. <…> Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один». Если в своем понимании произведений искусства вы станете следовать моде, мнению других, стремлению казаться изысканным и «утонченным», вы заглушите в себе радость, которую дает жизнь искусству, а искусство — жизни. Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете, вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую дает искусство, — непосредственна, как и всякая радость. Нравится — так и говорите себе и другим, что нравится. Только не навязывайте своего понимания или, еще того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других свое отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят.<…> В своем отношении к произведениям искусства не следует быть успокоенным, следует стремиться к тому, чтобы понять то, чего не понимаешь, и углубить свое понимание того, что уже частично понял. А понимание произведения искусства всегда неполное. Ибо настоящее произведение искусства «неистощимо» в своих богатствах.»

Думаю вы меня поняли, ведь я выкрал из книги не один абзац))

На тему искренности у меня снята работа под названием «HONEST MOVEMENT».

Еще я хочу подметить, что создание видео — это искусство. Но почему-то мало кто к этому так относится. Раньше, для того, чтобы снять видео требовались огромные усилия (безумно дорогие камеры и пленка, которая была в дефиците, сложные и неудобные системы монтажа и прочее). Из-за этого в кинематограф попадали только те, кто реально этого хотел и глубоко копал.

Сейчас же техника стала легкодоступна и многие люди сконцентрированы на супер поверхностных вещах: на какую камеру это снято, в какой программе сделали такую цветокоррекцию, снято ли это в RAW. Думаю, что если бы мы снимали яблочные огрызки, мало бы кого заинтересовало на что мы снимаем сей продукт и как мы добились такой «киношной картинки». Но опять же, каждому свое.

Комментарии на Vimeo

Почему моё творчество похоже на Саломона и Райна? Наверное потому что нас вдохновляют похожие вещи и наполняют похожие чувства. И мы получаем удовольствие от созерцания схожих вещей. Как говорит один из моих любимых фотографов Дмитрий Пряхин: «Когда я смотрю на фотографию и она мне нравится, то я вижу следы удовольствия, которое получил фотограф на момент создания этой фотографии»

Так у Соломона и Райна есть работы, при просмотре которых я плакал от счастья.

  • Не отпугивает ли твой стиль некоторых заказчиков? Каков твой типичный клиент?

Тот, кто смертельно боится волков, никогда не пойдёт в лес. Мой клиент — это тот, кто видит ценность в моем творчестве.

  • Сперва ты позиционировался, как A&M Films, потом как NOIR Films, сейчас часто работаешь с JENEVA STUDIO. Не думал развивать, как бренд, собственное имя?

A&M Films и JENEVA STUDIO — это те проекты, где я работал под чьей то эгидой. Всему чему научили меня эти проекты, это то, что я должен создать свою собственную команду и развивать только свой проект NOIR Films. Моё имя как бренд? Да кто я такой чтобы провозглашать себя брендом? Это идёт от эго.

  • Большинство твоих работ сняты на Canon. Но последние — на Red. Сложно ли было адаптироваться к новой технике? В чем главная разница между съемкой на dslr и на серьезные кинокамеры?

На самом деле я до сих пор полностью не адаптировался к REDу. Его вес и габариты накладывают большие ограничения на творчество, особенно вначале. Это влияет на все: на то, как ты двигаешься с камерой, какую выбираешь композицию, и как долго ты сможешь снимать, пока поясница не начнёт матерится на тебя. Когда я в первый раз взял в руки RED, у меня было ощущение будто я в первый раз в жизни снимаю видео. Но я не боюсь идти в этот дискомфорт и снимать на RED т.к. в этом дискомфорте и заключается прогресс.

Съемки Mana Island — DOTS
  • Какие объективы предпочитаешь использовать? Часто ли снимаешь на старые советские стекла? В чем их преимущество?

Здесь опять же все дело вкуса. Я не любитель супер-четкой цифровой картинки. Как говорит Дмитрий Пряхин, которого я уже цитировал в этой статье: «Хорошая фотография, это не та фотография на которой все хорошо видно. А скорее наоборот, на которой видно очень мало. И тогда в ней есть импульс, который пробуждает страх или любопытство. И зачастую я намеренно «ухудшаю» фотографию для того, чтобы придать ей нужный вид.»

Гелиос+Насадка, Canon 5D Mark 3

Как раз поэтому мне нравятся объективы Гелиос. Главное преимущество этих объективов для меня заключается в их «неидеальности».

Такое ощущение, что каждый объектив обладает своим характером, художественным оптическим рисунком. Но как ни странно к этим объективам относятся с пренебрежением из-за того, что они мыльные и слишком дешевые. Я сам раньше думал, когда начинал, что чем дороже объектив — тем лучше будет картинка)) У меня самого был Гелиос, когда я начинал, но я предпочёл объектив Canon 50mm 1.8. И только спустя 3 года я снова одел Гелиос и почувствовал себя намного ближе к той эстетике, к которой я иду)

— ”Гелиос, где ты был раньше?”

— ”Лежал у тебя в шкафу и ждал своего часа…”

Но сейчас я снимаю на Sony a7s ii, а на ней кроп 2.2 при съемке в 120фпс, поэтому Гелиосом пользуюсь не часто.

  • Ты один из первых обладателей POOLi ANAMORPHIC SYSTEM (PAS). Расскажи о работе с этой насадкой.

Эта насадка оказалась для меня лучшим решением на пути достижения той эстетики, в рамках тех денежных средств, которыми я располагаю. Я считаю, что эта насадка дает самую приятную картинку, потому что в ней используются те самые стекла от компании ЛОМО, которая производила, на мой взгляд, самые крутые анаморфоты. А проблема двойного фокуса решается каждодневной тренировкой)

Sony a7s ii + PAS
  • Ты даешь платные мастер-классы. Не боишься, что твой стиль начнут копировать? Что заставляет тебя делиться знаниями и опытом?

Тот, кто захочет скопировать мой стиль — скопирует его и без мастер класса. Только все те, кто пытается намеренно скопировать мою подачу, попадают в ловушку, и их ждёт топтание на месте. Чаще всего пытаются скопировать общую форму, не обращая внимания на детали и содержание. А в этом и заключается главная характерность стиля. И без фундамента здесь никуда. А что такое фундамент? Это твоё личное искреннее восприятие и выражение своего удовольствия в работах.

Кадры из видео “WOODJU — Irradiant”
  • Многие не хотят браться за свадьбы — относятся к ним предвзято. У тебя же много свадебных работ. Не думаешь ли, что съемка свадеб снижает твой уровень?

Я считаю, что это был этап естественного роста. Я использовал свадьбу как объект для творческого выражения. Но в какой-то момент этот объект превратился в рамку и я сразу же сменил объект для выражения. Переключился на музыкальные клипы. Все пренебрегают свадьбами из-за сложившегося стереотипа, что свадьбы снимать не престижно и каждый может купить зеркалку и сразу же пойти снимать свадьбы. Все это из-за того, что уже давно сложилась целая индустрия свадебных видео, где средний уровень работ крайне низок и все это давно поставлено на поток и только ради заработка.

Кадр из свадебного видео

Но если отойти от этого всего и просто посмотреть на человека и его жизнь, то свадьба один из самых запоминающихся и трогательных моментов (постарайтесь искренне посмотреть на эту фразу, а не как на штамп продажного свадебного текста)). Если люди, которые обратились ко мне, интересны как личности, и их история меня чем-то зацепила, то почему бы и нет? Почему это нельзя приравнять к документальному кино? Все это всего лишь рамки: сборы, регистрация, банкет и все. Я очень сильно избирателен в парах и отснял в этом году всего 3 свадьбы. Одна из них «Sister, we are family». И в ней осталось не много от привычного «сборы, регистрация, банкет».

Музыкальные клипы

  • Каково было снимать Фестиваль Вконтакте? В этом году тоже планируете делать отчетный ролик с мероприятия?

Это дало возможность снимать нам только то, что нам было интересно, и полностью пропустить этот фестиваль через себя. Поэтому ролик и получился таким, каким получился.

Я считаю, что когда клиент обращается к такому типу проектов, как NOIR Films, то он прежде всего обращается к художнику со своим мировоззрением и восприятием.

И здесь нет места для жестких рамок, иначе это будет все равно что говорить художнику, как и что нарисовать на его картине, просто используя его навык владения кистью и красками.

  • Расскажи про создание видео для проекта “Венера”.

Это видео — дань уважения Жаку Фреско за его разум и осознанность в наше столь неосознанное время. Во всех видео проекта Венера глубокое содержание, и мне захотелось отразить его через свое восприятие. Что я сделал: взял и закинул в монтажку все кадры, которые я снимал для тренировки за последние 2года, и ещё за несколько вечеров доснял нужные кадры. И о боже, я снял это видео по своей собственной инициативе и совершенно бесплатно.

  • Наткнулся в твоих старых записях в ВК на “Прощай, офисное рабство”. Расскажи подробнее об этом проекте, как он на тебя повлиял?

Этот проект помог мне отбросить стереотипы современного общества по поводу заработка денег и начать заниматься своим любимым делом. Дал силу и уверенность. В современном обществе бытует множество стереотипов по отношению к заработку денег и занятием своим любимым делом: “Не обманув — не разбогатеешь. Любимым делом не заработаешь. Я родился не в том месте и не с теми обстоятельствами, чтобы заниматься своим любимым делом и ещё зарабатывать на этом.” И если даже у людей есть время и возможность, то они просто не могут понять, что им действительно нравится. Тимур (создатель проекта ПОР) — очень глубокий человек. Он дал мне наперёд отличную инструкцию того, как найти своё место в жизни.

  • В своих первых работах ты пытаешь дать ответы на сложные жизненные вопросы, объяснить свою точку зрения. Насколько для тебя важно донести через видео свою позицию, мысль, чувство?

Это единственная причина, почему я занимаюсь искусством создания видео.

  • Что для тебя важнее: образование или жизненный опыт? Не думал ли получить специальное образование по своему направлению?

Если я не ошибаюсь, то образование направлено на получение большего жизненного опыта. А если конкретно по поводу поступления в кинематографический университет: то я не вижу смысла тратить кучу времени на то, где меня научат одному способу создания кино по какой-то конкретной программе из бесконечного количества способов. Для меня это все равно, что ещё раз пойти в школу и окончательно добить в себе творческое мышление и поставить себя ещё в более узкие рамки.

Съемки Фестиваля Вконтакте

Здесь очень важно все делать просто на ощущении, но это ощущение легко потерять, загнав себя в систему умозаключений. Вокруг столько информации и путей развития, что только успевай все проглатывать и пережевывать. В университете дают много технических знаний, но там не дают главного — творческого мышления и самого желания постигать это искусство. Почему я так в этом уверен? Потому что если бы это было не так, то каждый выпускник ВГИКа и New York Films Academy снимал бы шедевры.

  • Кто тебя вдохновляет? За чьим творчеством следишь?

На данный момент меня больше всего вдохновляет моя девушка.

  • За последние два года ты вырос профессионально. Работы стали качественнее и масштабнее. Какие планы на будущее?

Ещё больше углубиться в это искусство и получать ещё больше удовольствия от того, что я делаю и от жизни в целом.

  • В прошлой статье 24FPS Андрей Николаев очень интересно поделился списком своих правил. Можешь составить свой список рабочих правил и советов?

⁃ Заниматься только тем, во что реально веришь. Или хотя бы делать то, что поможет тебе в будущем начать делать то, что ты реально хочешь.

⁃ Меньше ориентироваться на кого-то и больше смотреть внутрь себя.

⁃ Изучить тему тайм менеджмента для повышения продуктивности.(книга Стивена Кови: 7 навыков высокоэффективных людей)

⁃ Вести ежедневник и ставить задачи на каждый день.

⁃ Записывать интересные идеи и мысли.

⁃ Больше складывать к себе в голову хорошей и важной информации, расширять свой кругозор. Чем шире твой кругозор, тем богаче твое творчество. И наоборот: сидя всю жизнь в лесу и медитируя на свой пупок, ты ни к чему новому не придёшь.

⁃ Больше вкладывать в себя, а не в оборудование.

⁃ Найти альтернативное занятие, которое хорошо разгружает голову и разгоняет мысли. Это помогает выйти из ситуации и посмотреть со стороны на то, где ты сейчас находишься.

⁃ Сколько бы денег тебе не заплатили, не получиться сделать ценное (с точки зрения искусства) видео, если ты искренне не заинтересован в проекте как таковом. Всегда нужно задавать вопрос: «А стал бы я это снимать за бесплатно?»

P.S. Перечитываю эти советы, и понимаю, что написал то, чего сам себе желаю))

Спасибо журналу 24FPS за возможность поделиться своими наработками с читателями и за отличную возможность ещё раз покопаться в себе и расставить все по полочкам.

Максим Еруженец | 24FPS | 27.02.2016

Прошлое интервью 24FPS

--

--