Алексей Крупник | Режиссер

Николай Меркульев
Журнал «24FPS»

--

Интервью №7

Информация

Алексей Крупник | Россия, Москва | Режиссер

Facebook | Instagram | Vimeo

  • Традиционный первый вопрос: с чего все началось? Как ты пришел в режиссуру и видеоиндустрию?

Случилось это постепенно. В детстве каждое лето меня отправляли на дачу. На все три месяца. Сейчас можно только порадоваться такому продолжительному отдыху, но в тот момент, к середине, ты уже не знаешь, чем себя занять. Так, от нечего делать, мы с друзьями начали снимать свои первые фильмы.

Не скажу, что процесс был от и до веселым. Вначале — долгие мучительные потуги над сценарием. Потом уже пре-продакшн и съемочные дни. Дача находится далеко от Москвы. Соседей мало. Поэтому, кроме режиссуры (тогда я конечно не понимал, что именно этим занимаюсь), часть ролей мне приходилось играть самому. Что мне не очень нравилось. Но было что-то неуловимо прекрасное во всем процессе. Ощущение, что ты создаешь другую реальность. Можешь менять ее законы, искажать пространство. Это завораживало.

Так в копилке имеется эпический фильм об атаке марсиан на небольшую деревушку, фильм ужасов о старом доме, забирающем детей, и комедия о харизматичном, но очень невезучем искателе приключений. По разбросу жанров можно догадаться, что мы только искали себя, свой стиль.

Но сознательно я пришел к съемкам позже. Фильмы пылились на полках, а я уже около восьми лет занимался уличными танцами. Преподавал. Планировал связать дальнейшую судьбу именно с танцами. Параллельно мы с друзьями запускали танцевальную школу, и необходимо было снимать ролики для преподавателей. Так случилось решающее знакомство с камерой и монтажом. Дальше слово за слово танцевальные ролики, репортажные, документальные, рекламные. В общем, так постепенно пришел к точке пути, на которой сейчас нахожусь.

Ghost
  • Насколько сложно развиваться самостоятельно в этой сфере? Как ты совершенствуешься сейчас? Твой путь — это чисто практика, или без теории не обойтись?

На мой взгляд, развитие в этой сфере ничем не отличается от развития в какой-нибудь другой сфере. Развитие всегда не просто. На это требуются усилия. Но иначе ничего стоящего в мире бы не случилось. Я не учился на режиссера. У меня нет специального образования. Я закончил Московский Авиационный Институт. Что касается теории и практики, конечно, нужно и то, и другое. Теория важна, но учишься все равно на собственных ошибках.

Получал информацию из книг, смотрел лекции, посещал мастер-классы. Сейчас все это в свободном доступе. Информации очень много.

  • Какими способностями должен обладать режиссер? В чем заключаются его главные навыки, на твой взгляд?

Интерес к жизни. Умение наблюдать, слушать. Способность фантазировать. Желание задавать вопросы и искать на них ответы. Что будет, если он ей скажет? Как она отреагирует? Кто этот человек? Что у него в чемодане? Почему он молчит? Что будет после… и так далее.

Фото с различных съемок

И, конечно, важны производственные навыки. Понимание всех процессов от и до. Умение общаться со всеми творческими единицами на их языке. Съемки — это коллективный процесс. Для меня важна командная игра.

  • Что надо делать, чтобы попасть на крупные проекты? Просто работать, заводить знакомства с продюсерами или вырабатывать свой уникальный стиль? Как молодому режиссеру закрепиться в индустрии?

Нужно много работать. Знакомства с продюсерами, на мой взгляд, ничего не решают. За тебя говорят твои работы. Еще я думаю, для продюсера важно, чтобы ты понимал производственную сторону. Мог ответить на технические вопросы, потому что они в какой-то момент всплывут. Сколько смен, сколько на каждый кадр тебе нужно времени? Когда ты можешь ответить на эти вопросы, по сути пообещать, что справишься, а потом выполнить свои обещания, это повышает доверие к тебе. Это важно.

Фото с различных съемок
  • Насколько для тебя важна команда? Как обычно происходит сбор команды на проект?

Как уже говорил выше, команда для меня крайне важна. Сбор происходит просто. Продюсер спрашивает, с кем бы ты хотел поработать на проекте. И дальше главное, чтобы все сошлись по датам и по ставкам. Иногда случается, что кого-то из предложенных тобой людей могут не утвердить. На моей практике такое случалось, но реже, чем занятость человека.

Фото со съемок
  • Продюсер отвечает за проект целиком, оператор — за картинку, гафер — за свет, и так далее. А за что отвечает режиссер? В чем заключается его главная обязанность?

Я часто задавал себе этот вопрос, и продолжаю задавать. Понимание меняется.

Не в тему. Когда я только-только начинал снимать, мой педагог по актерскому мастерству позвал меня вторым режиссером на свой короткий метр. Я ходил по площадке с полной уверенностью, что моя задача — дополнительная помощь режиссеру. Я подходил к актерам. Советовал, что им нужно сделать. Говорил свои пожелания. Остальные, видимо, тоже не очень понимали, в чем мои обязанности. Так никто меня не одернул. Только оператор пытался добиться от меня ответа по графику. А я думал, почему он это у меня спрашивает?

Вернусь. Мне кажется, есть хорошая параллель режиссера с дирижером. Вы с группой играете произведение. Ты его руководитель. Тебе нужно донести замысел, не расплескав ничего по пути. Дальше вступает специфика самой истории. Нужно правильно распределить свое внимание между группой. Мне нравится быть в диалоге. Оператор снимает, художник создает наполнение, я объясняю актеру задачу. Выглядит на площадке это так, но на самом деле перед этим мы всё вместе прорабатывали. Тон, настроение, свет, цвет, движение камеры, мизансцены и так далее. Но в конечном итоге именно режиссер держит всю картину в голове. Он ее направляет туда, куда считает правильным.

Фото со съемок
  • Наличие вкуса — для режиссера это обязательно, или в работе можно обойтись чисто техническими приемами?

Обязательно.

  • Какие книги, фильмы, сериалы больше всего понравились за последнее время?

“Падшие ангелы”, “Кэрол”, “Прибытие”, “Молодой папа”, “Мир дикого запада”, “Шерлок Холмс”.

  • Когда ты читаешь сценарий, ты сразу представляешь каждый кадр или стараешься в первую очередь уловить настроение, атмосферу? Как в целом ты подходишь к новым съемкам, с чего начинается твоя работа?

Сначала настроение, общее впечатление. Кадры бессознательно всплывают в момент прочтения. Но все на уровне образов, очень абстрактно. Обычно подхожу так. Ищу кадры по настроению. Параллельно рисую огурцы. Параллельно ищу музыку с нужной атмосферой. Все параллельно. Когда картинка начинает складываться, подключаю к этому оператора и художника. Здесь начинается самый любимый этап встреч за кофе и наполнения. Придуманный мир понемногу оживает. Вообще, я люблю работать с референсами. Мне кажется, они помогают всем настроиться на одну волну. Только нужно не в пустую перекидываться ими, а брать за основу, затем отталкиваться и развивать.

Johnnie Walker | Tokyo
  • Есть у тебя какие-нибудь уже проверенные приемы общения с актерами? Как ты добиваешься от них нужной игры, подачи, эмоции?

Если честно, у меня не такой богатый опыт работы с актерами. Больше с пластикой. Как правило, я рассказываю историю, объясняю. Конкретно в каждом кадре говорю задачу, которую необходимо сделать и стараюсь дать больше свободы. Если чувствую, что-то не так, то вместе с актером ищу и стараюсь вырулить в нужную сторону.

Intel — Inside

На рекламе бывают случаи, когда клиент упирается и утверждает человека, больше подходящего по типажу. Человека, который не очень актер, но выглядит прямо вот так, как хотелось бы. Тут приходится выдумывать на площадке, как его раскрутить. Это всегда по-разному. У меня был случай, когда такой актер после съемки накатал длинное письмо кастинг-директору, что я над ним издевался, заставлял делать то, что ему не нравится, практически надругался.

Главное, на мой взгляд, не показывать актеру, как нужно. Вы оба профессионалы. Каждый занят своей частью. И нужно доверять друг другу. И правильно выбирать актера на этапе кастинга, чтобы никаких проблем не было.

Фото со съемок
  • Одна из твоих последних работ — ролик для Рокетбанка, он реально крут. Расскажи об этих съемках. Много ли ушло времени на подготовку? Как искали актеров и локации? Почему решили снимать на пленку? Какой опыт ты вынес с этого проекта?

Спасибо! Опыт действительно классный. Дело в замечательной команде и клиенте. Прелесть этого ролика в том, что у нас было достаточно времени на подготовку. Stereotactic выступали сразу как креатив и продакшн. И я, и Денис были подключены еще на этапе допиливания креатива. Основная идея уже существовала, надо было доработать.

Rocket Bank | Director’s cut

Желание снимать на пленку пришло как-то параллельно с разработкой креатива. Stereotactic много снимают на пленку. У них богатый опыт, отлаженный механизм с закупкой и проявкой. Ролик был для нашего поколения. Все как-то сошлось. Только ни я, ни Денис на пленку до этого не снимали. Но у нас было в запасе время, и мы сделали два этапа тестов.

Первый был пристрелочный, чтобы просто понять — как это. Короче, чтобы руки не тряслись от волнения на моторе. Мне нужно было привыкнуть к плейбеку. Я был удивлен, что плейбек там вообще существует. Только он очень плохой по качеству. Так что игру актеров увидеть сложно. Поэтому на площадке я в основном смотрел не в кадр, а на героя. Если по игре было, сверялся уже по кадру с плейбека. На крупных планах плейбека было достаточно. Еще плейбек не показывает экспозицию. Тут уже у Дениса дергался глаз.

Плейбек на съемках Рокетбанка

Второй этап — мы делали тесты оптики, чтобы понять, какая будет интереснее для нашей истории. Дальше мы зависали ночами с Денисом на квартире. Крутили в ДаВинчи тестовый материал, изучали, как ведет себя пленка. Это было нужно для понимания освещения. Пленка любит свет, а мы любим низкий ключ. Прям чтобы капец темно было. В какой-то момент информация в темном пропадает, и это происходит значительно раньше, чем на цифровых камерах. Это нужно было понять, перед тем как снимать.

Дальше мы делали еще несколько тестов, но уже на Ред. Это было нужно больше мне, чтобы проверить некоторые сцены и монтажные переходы. Понять, будут ли они работать. В общем, как вы поняли, время было.

Вынес с проекта много. В основном, по мелочам и конкретным ситуациям. Начну рассказывать, будет скучно. Но самое главное, что я обрел — это любовь к пленке. После этого хочется все снимать на 16 мм. Меня заворожило полученное изображение. Оно не идеальное по качеству. И, на мой взгляд, это прекрасно! Современные цифровые камеры так хорошо снимают, ты можешь разглядеть все до мелочей. А мне это не нравится. Мне нравится шероховатость и неточность. Это порождает тайну. А тайна включает воображение. Ты видишь еле уловимую сцену, часть ее погружена в полумрак. И ты достраиваешь ее самостоятельно. Мне это нравится.

Кадры из “Rocket Bank”
  • В последнее время ты часто работаешь с оператором Денисом Фирстовым. В чем выгода тандема режиссера и оператора?

Думая о Денисе Фирстове, мне вспоминаются слова песни “…брат, братан, братишка…”. Как по мне, так найти своего оператора просто необходимо. С которым в огонь, и в воду. Выгода очевидна. Приятно работать с хорошим человеком. Я люблю съемки. Мне очень нравится процесс. В большей степени я не отношусь к этому, как к работе. И в таком ключе важен человек, который будет с тобой на одной волне. С которым ты будешь пробовать новое, искать, придумывать. Человек, которому ты можешь доверять в профессиональном плане.

Денис Фирстов и Алексей Крупник. Фото со съемок “Johnnie Walker | Tokyo”
  • У тебя есть опыт создания 360-градусного видео. Расскажи о съемках «Google. Master and Margarita». Какие главные сложности решали в этом проекте?

Было крайне интересно с этим поработать. Подход другой. Больше в сторону театра. Все на виду. Но при этом есть свои хитрости. А сложности были такие.

Все герои приезжали в разное время. У нас просто не было физической возможности снять всех вместе в один дубль. Поэтому каждый герой на видео существовал отдельно (кроме Усачева и Хрусталева — они были вдвоем). Снимали мы все зонами, и потом это сшивали в одно видео. А это значило, что у каждого героя было не много пространства для действий. Герой не мог перемещаться. Он не мог контактировать с другим. Приходилось это решать в голове. Тут Познер обернется влево, потому что Гребенщикова включит свет. Так мы вниманием перейдем на нее, и в этот момент в дверь зайдет… и так далее. Многие, кому я показывал потом видео, удивлялись, что это отснято отдельно. Это было приятно слышать: значит задумка и подход сработали.

Еще у меня не было возможности в полной мере использовать динамический свет и двигать камеру. А мне этого очень хотелось. Делать более очевидные акценты. Ведь зритель может вращать камеру куда угодно, а я хотел, чтобы, несмотря на эту дозволенность, он путем уловок все равно пошел за моим взглядом. Я расставил определенные крючки. Но они не со всеми зрителями сработали. Вообще, было интересно потом показывать это видео людям и наблюдать, как они управляют взглядом. Иногда думаешь: “Стой! Стой! Да куда ты пошел! Нужно вправо! Это же очевидно!” Еще видео 360 очень персонализирует просмотр. И это мне не очень нравится.

  • Откуда обычно черпаешь вдохновение?

Мест много. Секретных нет.

  • По традиции прошу дать несколько советов тем, кто хочет стать востребованным режиссером)

Если честно, мне до сих пор неловко называть себя режиссером. Для меня это слово очень весомое. И мне кажется, должно пройти еще достаточно времени и опыта, когда я смогу представляться, не смущаясь.

Словосочетание “востребованный режиссер” меня немного колет. Поэтому совет тем, кто хочет стать просто режиссером — становитесь. Я не вижу никаких сложностей, чтобы начать. Просто на это нужно много времени. Наверное, вся жизнь.

И еще. На самом деле, для режиссера очень важно, особенно по началу, снимать работы с минимальным бюджетом или вообще без денег. В таких работах полная свобода. И вам не за что спрятаться. Красивые линзы, рапид и свет не спасут. Это очень сильно стимулирует творчество. Джон Лассетер (основатель студии Pixar) как-то сказал: “Мы ищем вдохновение в ограничениях”. Эти слова очень на меня повлияли. И еще русская “голь на выдумки хитра” тоже применима к нашему ремеслу. В общем, эти лоу-баджет истории — это вы в чистом виде. На сколько вы сможете быть интересными, необычными, вдохновляющими, на столько вас и запомнят. Ваш талант — это прямой способ заинтересовать продюсеров. Все ищут новые взгляды. И никто не смотрит на то, как качественно это снято (если ищут режиссера, конечно). Все смотрят на то, как это рассказано. Если это интересно, если это волнует, востребованность вам обеспечена.

Алексей Крупник | 24FPS | 17.02.2017

--

--