Иван Лебедев | Оператор

--

Интервью №6

Информация

Иван Лебедев | Россия, Москва | Оператор-постановщик

Facebook | Instagram | Vimeo | Сайт

  • Первый вопрос стал уже традиционным: как ты пришел в профессию?

В моем случае все было незамысловато. В школе я общался с ребятами с района, которые снимали на видео. Снимали всякую ерунду: ремейки трейлеров, просто случайный видеоряд под музыку, дешевые корпоративки. Один из них мыслил себя режиссером, второй ему помогал. Определенной позиции оператора у них не было. Вот мне и предложили камеру подержать. Я попробовал, мне сказали, что неплохо получается, и я начал втягиваться. Мы снимали на бытовые miniDV камеры Sony handycam, и только появившаяся тогда Canon XL1 казалась недостижимой роскошью.

В какой-то момент я понял, что хочу по-человечески всему научиться, и меня познакомили с профессором института телевидения и радиовещания Андреем Степановичем Тюпкиным. Он посоветовал мне выкинуть ерунду из головы, поступать во ВГИК и вообще, как говорится, поставил на путь истинный. С того момента я ушел из школы на домашнее обучение, переключился с видео больше на фото и стал готовиться к поступлению на операторский факультет.

  • Насколько образование повлияло на твою карьеру? Оглядываясь сейчас на прошедшие годы, можешь сказать, что самое важное ты усвоил в процессе обучения?

Мне сложно отвечать на этот вопрос, так как с образованием во ВГИКе много проблем. По крайней мере, так я чувствовал 10 лет назад, когда ходил на лекции. Тем не менее, я очень благодарен своему мастеру профессору Юрию Анатольевичу Невскому. Институт, конечно же, дает первую возможность попробовать снимать, как в настоящем кино, и это очень ценно. Но основную базу практических знаний и навыков я все-таки получил уже потом, работая в производстве. Смотрел, как делают другие, и пробовал сам. Это очень важный процесс развития: увидеть, осмыслить и попробовать самостоятельно.

Автор фото: Anastasiia Soviak-Krukovska
  • У тебя в портфолио много прекрасных работ для известных брендов. А также несколько фильмов, среди которых есть и весьма известные. Сложно ли было закрепиться в профессии? Как ты можешь охарактеризовать свое положение в индустрии сейчас?

Спасибо за отзыв! Занять свое место и найти близких тебе людей в индустрии всегда нелегко. Первые 2–3 года после института я, также как и все, вынужден был соглашаться на сомнительную работу. Это нормальный процесс. Главное делать ее максимально честно: люди это замечают и зовут тебя дальше. О положении в индустрии не хочу рассуждать — со стороны всегда виднее, так что об этом лучше спросить моих коллег. Я определенно знаю, что еще не снял того кино, которое хочу. Так что надеюсь, все еще впереди.

Yandex Maps
  • От чего зависит твое решение, согласиться или нет на участие в съемках? Часто ли отказываешься от проектов?

От рекламы почти никогда не отказываюсь, от кино отказываюсь почти всегда. Пока нет действительно стоящих предложений, хотя я готов к любым форматам, лишь бы история была хорошая. Если говорить о том, как принимается решение отказаться или нет, то можно выделить три фактора, которые, в основном, влияют на выбор:

Первый — это твой общий интерес к проекту (нравится сценарий, никогда такого не пробовал и т.д.) и его потенциал (никто не хочет участвовать в неуспешном проекте, который никто никогда не увидит).

Второй — это то, как в перспективе проект может повлиять на твою карьеру (интересный режиссер, нужные знакомства, новый для тебя жанр, в котором ты хотел бы развиваться).

Третий — это деньги. Если нет ни одного удовлетворяющего из трех факторов, то я стараюсь отказываться.

Фото со съемок
  • Многие операторы предпочитают работать с одной и той же командой. Как с этим обстоят дела у тебя? Тебе принципиально, кто будет гафером, ассистентом, или ты спокойно работаешь со всеми?

У меня, к счастью, есть прекрасная группа, с которой я стараюсь по- возможности не расставаться. Мой гафер Кирил Шкундин работает со мной постоянно, ассистент Катя Зеленова иногда заменяется, но всегда на тех людей, которых мы оба знаем и которым доверяем. Поэтому я в этом проблемы не вижу. Работая за границей, мы вынуждены работать с другими специалистами, поэтому говорить о незаменимых людях в принципе мне кажется наивным.

При этом я хочу отметить, что группа — это важнейший элемент операторской работы. Так же, как успех режиссерской работы на 50% — это кастинг, так и 50% успеха операторской работы зависит от его группы. Подобрать людей, объединить их, заставить работать слаженно, а самое главное с энтузиазмом — все это требует больших организационных усилий и менеджерских навыков. На операторском факультете, к сожалению, этому не учат.

NAR Mobile
  • Как ты обычно выстраиваешь общение с режиссером? Многие ли визуальные решения зависят от вашего совместного видения?

Обычно это партнерские отношения, иногда товарищеские. Иначе, на мой взгляд, процесс просто не будет функционировать. Мы обсуждаем визуальное решение и общий подход, я делюсь своими мыслями, слушаю то, что хотелось бы привнести режиссеру в историю, и стараюсь ему помочь.

  • Пожалуй, тебе приходилось использовать на съемках много разной техники, камер, объективов. Есть ли у тебя любимый комплект? Или на каждый проект подбираешь индивидуально?

Моим любимым всегда была и остается кинопленка. Выбор техники, конечно же, всегда зависит от творческой задачи, производственных нужд и финансовых возможностей. Сейчас выбор невелик — чаще всего приходится выбирать между RED и Alexa. Я в работе с ними существенной разницы не вижу. Есть нюансы, но на мою работу они не сильно влияют. Большее значение имеет оптика. И сейчас, к счастью, в Москве появилось достаточно много интересных вариантов как сферических, так и анаморфотных линз.

Фото со съемок
  • Многие начинающие операторы думают, что самое главное — это камера. Что стоит взять алексу — и сразу получится снять шедевр. А какой элемент формирования кадра ты бы поставил первым по важности? Почему?

Техника это, конечно, важно, но все-таки основное — это история, актеры. Особенно в кино, это то, что формирует мое мышление, подход, а следовательно и отношение к кадру. Я никогда не любил камеру, она всегда была для меня слишком буквальной. Я ищу визуальное выражение в свете прежде всего. Это то, что меня по-настоящему захватывает. И то, без чего я не представляю своей профессии. И, конечно же, это один из основных элементов формирования кадра.

Tele2
  • Многие твои работы схожи по стилистике — они очень выдержаны по композиции и движению, кинематографичны. Специально ли ты придерживаешься одного направления?

Я не нахожу то, что я делаю схожим по стилистике. Более того, стараюсь делать по-разному. И пока еще готов доказывать то, что хороший специалист может работать в разных стилистиках, мыслить и существовать в разных форматах.

  • Как ты подходишь к построению кадра? С чего начинаешь? Со света, композиции, настроения или с чего-то другого?

Думаю здесь нет рецепта и закономерностей. Всегда по-разному, в силу разных обстоятельств. В рекламе чаще важно сначала поставить камеру, чтобы все видели и понимали, что происходит. Конечно, это удобнее, когда точно понятен кадр, и работать со светом можно более прицельно. Но бывает так, что камеру привозят за полтора часа до съемки, а на свет нужно часа 4–5, тогда, конечно, приходиться светить пространство и потом поправляться под кадр. В любом случае, всегда приятнее и интереснее заниматься кадром вместе с режиссером и художником.

Фото со съемок
  • У тебя в портфолио есть потрясающий ролик для интернет-гипермаркета «Утконос». Расскажи пожалуйста о том, как проходили его съемки. На какой стадии тебя подключили к проекту? Как шло обсуждение ролика с режиссером? Какие технические решения использовали?

Спасибо за отзыв! Моя подготовительная работа началась раньше, чем обычно: у нас оставался приблизительно месяц до съемок, когда я подключился к работе. Мы начали с того, что подготовили подробный документ с примерами, как мы представляем каждый кадр. Там были референсы по свету, цвету, тональности кожи, общему состоянию кадра к каждому отдельному кадру раскадровки. Режиссер Егор Абраменко очень визуальный человек, именно благодаря его инициативе удалось столь подробно подойти к работе над проектом.

Мы вынуждены были снимать ранней весной в Подмосковье. Выехав на скаут, мы, конечно же, не обрадовались, так как вокруг был растаявший снег, грязь от большого подмосковного шоссе и абсолютно унылый торговый центр. Понимая, что только отсутствие света поможет нам уйти от нежелательно пейзажа вокруг и позволит самостоятельно управлять изображением, мы убедили агентство и клиента снимать все ночью. Это нас и спасло в результате. На мой взгляд, это удачно сработало на историю и подчеркнуло драму, а ролик при этом получил более интересный визуальный ряд. Кроме того, в Москве тогда только появились немецкие анаморфотные объективы HAWK V-lite. Оптика во многом повлияла на визуальную эстетику этого ролика. До сих пор люблю эти линзы.

Utkonos
  • Давно хотел спросить про серию роликов для Paypal, которые ты снимал вместе с режиссером Олегом Трофимом. Что больше всего запомнилось со съемок, с каким трудностями пришлось столкнуться? Вам пришлось много попутешествовать, вероятно, отснятого материала куда больше, чем мы увидели? Нравятся ли тебе такие полевые проекты или ты предпочитаешь более камерные съемки?

Я люблю свою работу за разницу в задачах, в подходе, в ситуациях. Этот проект оказался необходимым на тот момент переключением мышления и порядка действий. После лета в московских павильонах я оказался в абсолютно альтернативной среде. Подобного рода ролики, несмотря на свою ограниченность в ресурсах, дают гораздо большую возможность для самовыражения и отступа вправо и влево. Это был мой спортивный интерес — добиться с минимумом максимума.

Вся наша техника умещалась в пару рюкзаков: RED Epic, Zeiss super speed, Triolet +pancake lantern, пару ламп-разносок Kino Flo и бытовые гирлянды (кухонные лампочки на проводе) и прочие мелочи. Однако, в первую очередь нас беспокоили не технические ограничения. Приезжая всякий раз в новое место, мы практически ничего не знали о нем и о том, как выглядит герой, в какой среде он существует. Это требовало абсолютно документального подхода и практически полной импровизации на месте.

PayPal. Sergey
PayPal. Alexander
  • Что тебе больше по душе сейчас: съемки рекламы или кино? В чем принципиальная разница между этими направлениями для тебя, как оператора?

Я не много работал в кино, поэтому вряд ли смогу выделить определенную разницу в работе по этим двум направлениям. Задачи везде, в общем-то, одни — рассказать историю, средствами визуального языка передать эмоцию, состояние. В кино, очевидно, другая дистанция, это тяжелее и психически и физически. Зато и сыгранность, как говорится, лучше. В кино больше времени на подготовку, на формирование и изобретение общего стиля произведения, что является для меня очень интересным и увлекательным процессом. С другой стороны, на хороших проектах в рекламе времени на подготовку тоже бывает достаточно.

  • Что тебя вдохновляет? Часто ли пользуешься референсами в работе? Есть ли люди, за чьим творчеством ты особенно следишь?

Как и многие, вдохновляюсь смежными областями, например, фотографией. И, конечно, чужими работами в кино, рекламе и музыкальном видео. С живописью сложнее — пока не научился чувствовать ее так, как музыку и кино, хотя не оставляю попыток. Мой мастер Юрий Невский советовал нам слушать больше музыки. Она действительно воздействует на наши эмоции, а эта область психики напрямую связана с вдохновением, как мне кажется. Помогает мыслить абстрактнее. Дариус Хонджи советует больше путешествовать, почитайте его интервью.

Фото с различных съемок. Автор правого фото: Anastasiia Soviak-Krukovska
  • Вообще, как часто смотришь кино или сериалы? На что обычно тратишь свой домашний досуг?

Не могу назвать себя киноманом, стараюсь не пропускать основного, но смотрю, на мой взгляд, все-таки недостаточно. Сериалы почти не смотрю, за исключением “Карточного домика”, может быть. Свободное время в основном стараюсь уделять чтению.

  • Встречал мнение, что индустрия видеорекламы в России развита намного больше, чем киноиндустрия. Потому что в рекламу легче прийти молодым ребятам. Что думаешь по этому поводу?

Не буду говорить о степени развития индустрии, этот вопрос больше относится к продюсерам. Я бы не сказал, что в рекламу легче прийти. И там и тут сейчас много молодых ребят, и всегда было. Наша страна уникальна в этом плане, в отличие от запада, например. И Роман Васьянов подчеркивает этот аспект в своих интервью. Здесь ты можешь самостоятельно начать снимать с 20ти. Другое дело, что найти хороший проект и быть в него приглашенным и в рекламе и в кино очень нелегко.

Google Play
  • Какие бы ты дал советы тем, кто хочет стать оператором?

Еще раз все взвесить и подумать, действительно ли им это нужно.

  • И финальный вопрос: к чему стремишься лично ты, какие у тебя планы на будущее?

Быть востребованным.

Иван Лебедев

Иван Лебедев | 24FPS | 15.11.2016

--

--