Последняя зима в Черногории
Мы встретились с Норой на главной площади нашего маленького городка Херцег Нови около полуночи. К празднику, здесь убрали столы летних кафе, построили сцену для музыкантов и освободили место для толпы. А толпа была большая. Мне показалось, что в прошлом году в этот день народу было намного меньше.
Музыканты пели местные хиты, или балканские хиты, или просто хиты на сербском языке. Они для меня звучат как одна длинная песня. Я предложила спуститься на набережную к морю. Новогодние афиши нас предупредили, что там будут давать электронную музыку в исполнении неизвестных мне диджеев. Но это и не имело значения, потому что главным в эту ночь было разнообразие и возможность выбора. А это в Черногории бывает очень редко.
Мы стояли среди приплясывающих и немножко пьяных черногорцев. Я держала в руках две стеклянные рюмки. Дело близилось к началу следующего года. Нора энергично разливала сливовую наливку. Под звуки неопределенной музыки, в зелено-красных лучах прожекторов, мы поздравили друг друга с Новым годом.
Никакой речи президента, обратного отсчета курантов или любого знакомого нам атрибута Нового года. Переход из старого в новый был обозначен взрывом маленького салюта и бенгальскими огнями у нас в руках. Я даже ничего не успела загадать. Весь прошлый год был особенно неудачным, и мне просто хотелось выпить в толпе незнакомцев и ощутить немного радости.
После салюта, люди как сумасшедшие начали взрывать петарды. Бросать их друг в друга, под ноги, в волосы или просто подбрасывать вверх. Обрывки петард и поднятый ими с камней набережной мусор летел прямо в лицо. Не хотелось остаться без глаза в 2017 году и я поехала домой смотреть с мужем Симпсонов.
Снег
В первую неделю января выпал снег. Если вы, как и я, выросли в той части земли где зимой снег и все его ненавидят, то для вас это не удивление, а просто естественный ход событий.
Зима, холод, снег, Новый год, оливье, Советское шампанское, голубой огонек, Пугачева-Киркоров-Королева-Вайкуле, холод, конфеты с елки есть нельзя, тётя Галя заходила поздравить и принесла подарок, двор снегом замело, холод, каникулы, вы ненавидите весь этот холод, на варежках застыл лед, ноги в любой обуви всегда мерзнут. А еще, почему-то, непонятно совсем почему, вот вы сейчас этого не поймете тоже, но у нас в селе есть традиция — к новогоднему столу готовят окрошку. Лично мне это кажется естественным, Новый год — окрошка.
Снег я люблю три дня в году. А мерзнуть зимой я не люблю.
Но выходит так, что приходится это делать даже в Черногории. Каждый день я просыпаюсь в доме без отопления, в комнате согретой обогревателем из розетки. Иногда я сплю на включенной электронной простыне, от которой жутко болит голова. На мне две пары носков и пижама. У меня 4 одеяла, а в ногах лежит пятилитровая бутылка с кипятком.
Быстро снимаю ночной набор одежды и трансформируюсь в дневного человека. На мне термобелье, шерстяные колготы, вязаное платье, шерстяные носки, домашние валенки и пуховая жилетка — я просто иду на кухню делать чай. Весь остальной дом не отоплен, и в нем я себя чувствую как в зимнем канадском лесу. Из-за холода я уже между делом научилась в любой непонятной ситуации приседать 10 раз.
В Рождество
Пребывая в романтическом настроении (по тем причинам, что у нас 12 часов не было света в доме, все обогреватели сами чуть льдом не покрылись и разрядились все батарейки от всех устройств) мы решили позавтракать при помощи походной горелки и поехать в горы. Вернее погреться в машине по дороге туда.
В горах, в одном из поворотов серпантина, на подъеме вверх, мы попали в лед. Стали поперек дороги над небольшими обрывами и кустами. Приехали.
Машину я не вожу и до сих пор путаю газ с тормозом, боюсь темных лесов, диких собак и одиночества. Но именно мне пришлось бежать через лес, чтобы купить в ближайшем магазине цепи на колеса. Пока муж сидел за рулем нажимая ногой на тормоз, я бежала.
Мне попадались пустые летние домики, собаки за заборами и один мужчина. С лицом «мужик мне холодно и страшно», я попросила вызвать мне такси объясняя что телефона нет, авария, холодно. Но мужик особо не парился в этот погожий день и стоя между двумя своими машинами и мотоциклом не захотел мне даже такси вызвать, номера не знал. Я подумала о нем одно плохое слово. И сказала его взглядом.
Я бежала до магазина час, 15 минут ехала на такси обратно. Мужа уже вытащили местные ребята. Они как раз возвращались из лесу с дубовыми ветками к Рождеству. Вечером все жгли костры, в церквях провели службу, а с 12 ночи и до следующего полудня все соседи как могли праздновали — взрывали петарды, палили из оружия, пускали салюты.
Обратный билет
Сейчас у нас в Черногории уже лучше. На улице тепло, но я все равно мерзну дома, пишу свой рассказ и держу ноги на бутылке с кипятком. В этом месяце у меня начались несколько обучающих курсов, к которым я готовилась с осени. Один из них — веб-разработка для начинающих. Все мои курсы, а заодно и наша жизнь в Черногории закончатся через пару месяцев. Мы вернемся в Украину.
У меня уже есть обратный билет.
P.S. Я каждый день вижу горы когда выношу пакет с мусором, море замечательно шумит, дышать здесь легко, мимоза начала распускаться, все соседи — милейшие люди, птичка сегодня убилась головой об забор практически у нас на глазах, но кажется все эти развлечения начали приедаться.
Нужно уметь вовремя расставаться — когда еще есть уважение и чувства, но уже не видишь вас стареющими вместе. Я ещё её люблю, эту Черногорию, но уже не так как прежде, она всё еще чудесная, но я вполне готова представить ее с кем-нибудь другим. С тем, кто также как и я, влюбится в нее с первого взгляда, но возможно останется с ней навсегда. А я пакую чемоданы. Спасибо.
***
Спасибо торговой марке KIFA за термобелье, купленное случайно за 15 евро еще в Киеве. Все хочу им написать письмо, потому что ношу я это белье каждый день, вторую зиму в Черногории, почти не снимая. Не реклама, а просто спасибо за тепло.