Украина спустя полтора года разлуки. Часть I
Перед полетом в Киев я очень нервничала, пересматривая, по пять раз в час, свои 10 деревенских платьев. Многие вещи в Черногории неуместны, туфли на каблуках и высокая мода. У меня ничего нарядного здесь нет. Муж попытался меня успокоить, говорит, — не переживай, приклеим тебе кусок меха на вьетнамки и будешь очень модная в Киеве, как все.
А я ж так не могу — ехать почти в чем мать родила. Так нельзя, там мода, столица, маникюры с рисунками геометрическими и разного рода украшения в виде павлинов и других птиц и собак. Муж махнул рукой и отметил, что я красивая, худая и умница.
В Черногории природа делает страну сказочной, но все равно это деревня с одним торговым центром на всю страну. Уже в аэропорту Дубровника (Хорватия) мне казалось, что я дровосек и лет 30 скиталась по лесам Черногории, света белого не видя, а сейчас вокруг меня все очень красивое, городское и заграничное. Ухоженные, сделанные в Китае, Франции, Германии и т.д люди фотографируются на фоне масок и манекенов сериала «Игры Престолов» (его снимают в Хорватии). А мне хотелось фотографироваться на фоне этих красивых людей.
В самолете AirSerbia я сидела как будто в прихожей у Бога, высматривая где же он, в окно самолета. Очень красивые облака показывали. Я смотрела то в окно на поля, огороды и горы то на красивых стюардесс.
Красная помада, белые зубы, доброта и забота протянули мне кунжутное печенье в кунжуте и бутерброд с кунжутом, без воды. Хоть бери и влажной салфеткой закусывай этот паек. Воду дали через 5 минут страданий.
У меня была пересадка в Сербии, где я растерялась от неожиданно большого аэропорта. Поэтому поступила очень разумно — стала в очередь за малиновым сорбетом MORITZ, сделала инстаграм, нашла охранника и показала билет, а он уже отвел меня куда надо. В очереди были слышны украинские разговоры.
- Скоро початок учбового року. А моя невістка нашу Тетяну вирішила через рік отдавать. Каже, шо её мировоззрение от этого может пострадать. Короче говоря, рання школа не для нас.
Я хихикала, смотря в книжку, и почему-то делала вид, что я их не понимаю.
Киев
Выходя из самолета в Киеве, я сразу вспомнила почему я бросила курить всего после одной строчки в книжке Аллена Карра. Он говорит, что курильщик это присосавшийся к выхлопной трубе человек. И вот «Шановні кияни та гості міста» дышат этим постоянно. Два дня в Украине все пыталась себя спасти, думала купить маску или противогаз. Затем привыкла.
Добравшись до пункта «Кровать», я попыталась уснуть под разговоры пьяниц во дворе. В Черногории я ни разу не видела таких людей, хоть выпить здесь и любят но никто не пьяный, ночью тихо. У нас сейчас даже соседей через стенку нет. А в Киеве всю ночь жужжал холодильник магазина на первом этаже, Коля кашлял этажом ниже, люди ездили на машинах со свиданий до пяти утра. Я все пыталась провалиться в сон. Уснула.
Не успела проснуться, а уже везде опаздывала и через час устала от преодолевания маршрута из пункта А в пункт Больница.
Первыми мне бросились в глаза и засели в памяти утренние киевские девушки. Они ходят в вечерних нарядах и с вечерним макияжем, безцеллюлитные, бездрожжевые и безглютеновые. Ухоженные, начитанные, с самооценкой выше зарплаты и с видом, вроде она готова заскочить в ЗАГС, чтобы выйти замуж в промежутке между работой и спортзалом. Никогда не принимала всерьез фразу — у вас самые красивые девушки в Украине, думала это они из вежливости. Но нет. Попробуйте прогуляться по центру города и посмотреть на них. Украинки и правда очень красивые. Зуб даю, в Черногории их нет.
Доктор
Я прилетела в Украину, чтобы пройти очередной курс капельниц после аварии, что случилось со мной 4 года назад. И еще мне очень нужен был толковый дерматолог. В связи со сменой климата, возраста и аварии что-то во мне испортилось и сильно действует на нервы. В Черногории анализы крови дороже, ближайший хороший дерматолог нашелся в Сербии, и тем более объясняться по-сербски (пардон, по-черногорски) сложно с местными врачами, а понять их еще труднее.
Но для начала я пошла к своему любимому парикмахеру Ире обзаводиться столичной стрижкой.
По дороге в больницу на раздолбаных маршрутках я слушала радио «Шансон» и песни про лихую судьбу осужденных. На каждом сантиметре дороги маршрутка подпрыгивает до неба и обратно. Повсюду ямы. Дорога в некоторых местах Киева почти как в селе. Если вас сильно укачивает, то вас обязательно укачает. Мы в Черногории показываем на Хорватию пальцем, когда нужен пример хорошей дороги, но по сравнению с Киевом и Украиной, в Черногории треки для гонщиков просто.
В больнице я нахожусь под присмотром родственников врачей, в зоне комфорта. Это очень классно, когда пять раз в минуту у тебя спрашивают: «Не давит? Лежать нормально? Водички не хочешь? Все хорошо?» Но как только я выпадаю за пределы этой зоны, сразу все резко меняется. Почти всегда пакетом к услугам врачей в Киеве идут недовольное лицо, оскорбления, угрозы про смерть в тяжких муках, на тему «все с вами понятно и почему вы только сейчас пришли вы ж на смертном одре почти».
Мне дали контакты разных дерматологов, косметологов. Я выбрала самого «толкового». Доктор Король Мира и Повелитель Всего На Нашей И Всех Соседних Планетах начал меня унижать и конкретно грубить. Я перевидала этих врачей много, на моем лице не дернулся ни один мускул, решила дослушать до самого конца наш оплаченный за 850 гривен разговор. Поблагодарила доктора за все рекомендации и больше к нему не ходила. Нашла другого, хорошего, опять в зоне комфорта, среди своих.
Вышла из частной клиники я почти счастливая. Некоторые вещи не меняются и очень долго будут такими. Все решается через конвертик мимо кассы. Нет у нас бесплатной медицины, как и образования. В школах родители покупают ежегодно парты, делают ремонты и оплачивают все подарки учителям по любому поводу, но это вроде как и нормально, ребенок же ходит в школу. А что касается врачей так тут совсем туго. Да, у нас есть много недостатков в Черногории с медициной, квалифицированных специалистов очень мало и скорая помощь нигде в мире к вам не прискочит как в Украине по первому вызову, но и унижать вас никто не будет. Здесь, когда я сажусь в кресло к черногорскому или сербскому доктору, я не чувствую себя виноватой и вижу, что ему не все равно и он будет пытаться мне помочь. Он на работе и его работа — лечить. Я очень благодарна отношению ко мне всем врачам, к которым я ходила в Черногории. В Украине я тоже нашла хороших врачей, но для этого нужно было много времени и выйти замуж за семью медиков.
По дороге в Мариинский парк было открыто в кафе Сoteaco est.2003. За все 15 лет жизни в Киеве ни разу не видела его открытым. Там взрослая женщина рассказала мне на украинском языке чем отличается ливийский кофе от греческого и кипрского. Мне так понравился ее рассказ, я тихонько расплакалась. Но не потому что история была чудесной, а потому что когда не слышишь украинский живой язык 1,5 года с тобой происходит нечто необыкновенное, и ты начинаешь к нему испытывать самую нежную любовь. Начинаешь благодарить произносящих родные слова людей своим счастливым взглядом. Кофе был самым вкусным, а ностальгическая грильяжная конфетка еще лучше.
В Мариинском парке было свежо и чисто. Я присела в парке на лавочку рядом с продавцом косметики.
- По глазам бачу, доню, шо ти гуляєш в цьому парку дуже часто, купи в мене крем хароший. Ти така красіва, крем купиш і зразу всьо наладиться, от дивись шо в мене є, і скідка як раз велика. За 300 гривень с моїм кремом і замуж вийдеш, і дітей народиш, от побачиш.
Ну, привет, мой любимый город. Я дома.
P.S. На фото деревья в Киеве. Я раньше не обращала внимания, что у нас все деревья и кусты растут в разные стороны. За ними никто не ухаживает и выглядит весь город как небритый мужик с утра))))
Продолжение в следующей части.