Украина Часть II

Карина Саварина
Karina Savaryna
Published in
5 min readSep 2, 2016

Продолжение первой части

После Мариинского парка ноги отвели меня вниз, к центру города.

Майдан

Когда я смотрю на черно-белую фотографию Сергея Нигояна, на аллее памяти “Небесной сотни», мне физически больно. Я помню ту зиму, новости, круглосуточно работающее онлайн телевидение. Я помню людей на Майдане и помню огромное количество других людей, которые круглые сутки везли и несли одежду, еду и деньги. Я помню, как делала бутерброды на территории монастыря для стоявших за справедливость. Я помню, как мы все плакали в тот день, когда снайперы с крыш домов стреляли в живых обычных людей. Я помню Сергея Нигояна. Я все это помню.

Сегодня на Майдане обычный день, брусчатка на месте, нет палаток и костров, дороги открыты, горожане сидят у фонтанов, дети пытаются залезть на памятник и все вроде нормально. Но находиться там очень тяжело. Лично мне. Не знаю как остальным, может у других притупилось уже.

Наш монумент Независимости хранит все тайны

Диснейленд

В каждом супермаркете я себя чувствовала как в Диснейленде, даже просто покупая черный хлеб или рассматривая вяленую рыбу в витринах. Морская страна Черногория этим и многими другими продуктами похвастаться не может. Я уже забыла, сколько вкусной еды есть в мире. И где ты был, прекрасный человек, выдумавший жидкое мороженое? Тебя очень не хватало в моем детстве, сплошь и рядом состоявшем из ангины.

Здравствуйте, тахинная халва, маринованная селедка, разные ягоды и помидоры. Когда люди рассказывают о самых вкусные помидорах в Черногории, я закусываю нижнюю губу и пытаюсь не ржать. Потому что они как трава, а вот помидоры в Украине можно вместо колбасы нарезать на бутерброды. Помидоры, переезжайте в Черногорию вместе с нерафинированным подсолнечным маслом.

В супермаркетах красиво, круто и дорого. Зайти и просто посмотреть на еду обойдется вам минимум в 300 гривен. Полтора года в Черногории мне все кажется дорогим. Я перестала переводить из евро в гривны, чтобы не расстраиваться. Но сейчас в Киеве все стало намного дороже.

Жизнь города

Город не сильно изменился, ничего неожиданно нового с ним не произошло. Закрылось 20 старых кафе, открылось 20 новых кафе. Вокруг озера Тельбин теперь красивая дорожка для прогулок, бегунов и велосипедов. Некоторые парки стали красивее.

Еще я не заметила нигде бродячих собак. Раньше они встречались мне постоянно.

Мы научились, как и во всем остальном мире, лежать в парках на траве пожевывая обеденный бутерброд.

Люди очень тихие и спокойные, многие начали разговаривать только на украинском языке.

Я люблю Киев за мелочи. За украинский перевод и озвучивание фильмов, за Андреевский спуск и «Львівську майстерню шоколаду», за Вакарчука кричащего из динамиков случайных заведений, за «Вільна касса, замовляйте будь ласка!», за предсказания в чеках супермаркета «Сільпо», за гематоген и аскорбиновую кислоту, за музыкантов играющих в переходах иногда талантливее тех, кто поет по телевизору, за лавочки в парке Шевченко, за печенье в форме оленя в ресторане «B3», за мороженое в вафельном стаканчике, за большой выбор сливочного масла и разного вкусного хлеба, за семечки и цветы у бабушек в переходах, за домашний зефир на заказ, за сало с прорезью на рынке, за миллион мест для свиданий и наконец за китайскую еду на заказ в 10 вечера. Этого всего в Черногории нет.

Спустя 4 дня, два двойных сета ролов, двух капельниц и одного мультфильма в кинотеатре я купила билет в село к маме. Чтобы поесть вареников на Сорочинской ярмарке, посидеть в саду под яблоней и поесть малины в огороде.

Харьковская область

Не успела сойти с поезда, сразу попросила маму, — вези меня в поля.

IMG_3945

Дышать цветущей гречкой

Сорвать себе подсолнух и есть, выковыривая из его головы, сырые семечки

Нюхать августовские цветы

Кататься в Ниве по селам с родными

Слушать, как они спорят и смеются надо мной

Брат по телефону разговаривает: «Сеструха приїхала, повезли її по полям, на Кантакузівку, вона ж у нас блогєрша, буде писать потом як у нас красіво, чи шо вона там будет писать не знаю, короче чуєш шо, я тобі перевзоню, в грязюці застряв»

Дома мама жаловалась на непомерно дорогое отопление, которое заботливо повысило наше правительство, сразу после того как отодвинуло время ухода на пенсию ближе к дряхлой старости. Я попросила включить отопление, так как после Черногории везде мерзла и ходила с синими ногами и уснула в глухой тишине родного села в обнимку с подсолнухом.

Сорочинская Ярмарка

На второй день мы мчали на ярмарку, все девушки сидели в вышиванках в машине и рассказывали друг другу анекдоты, а я смотрела на кукурузные поля и родные села.

- Тітко Оксано, тітко Оксано! Йдіть скоріше до дому, там ваш Арнольд всрався, а Сніжана гівно по стіні розмазує!

Так украинцы смеются друг над другом на тему имен, которые сейчас дают своим детям. От Наоми до Бриджит, от Кристиана до Антуана. Шоб ви знали.

Сорочинская ярмарка выдавала народных умельцев. Я хотела купить там все.

Были и песни

И вареники

И шашлык

Солдаты

На обратном пути из Харьковской области в Киев я заказала себе место в маршрутке. Заказала — это означает, что позвонила в Харьков и попросила сделать остановку у меня в селе. В маршрутке ехали солдаты. Почти все спали, один постоянно смотрел в телефон и отвечал каждые 40 минут на телефонный звонок от своего отца

- Сейчас я проезжаю Полтаву, пап. Я уже в Киевской области, пап. Не нервничай, скоро буду.

Второй солдат сидел рядом со мной и постоянно сжимал в руке кусок бумажки. Иногда он открывал ладонь и смотрел туда, а я все пыталась рассмотреть и не могла понять кто там — мама? девушка? жена? дети? На выходе из маршрутки, в Киеве, я увидела, что в руках статичная фотография взрослого парня.

На остановке его ждали люди. Они обнялись.

- Тримайтеся, — сказал солдат, через картавое «Р»

Душа Украины

За 15 дней в Украине я сделала один вывод — душа нашей страны и самое ценное, что у нее есть — это ее люди. Все то хорошее, что с нами происходит в Украине — все благодаря им. Щедрость людей, забота родных, любовь и внимание друзей друг к другу делают Украину той страной, которую я люблю, страной, где всегда пахнет хлебом, где тебе помогут, если надо, где тебя выслушают, когда больно, где приедут в больницу, когда беда. Никто не умеет так поддерживать, вникать в проблемы, любить и быть другом как мы. Наши люди самые талантливые, самые добрые, участливые и небезразличные. Очень щедрые и открытые. Красивые и настоящие.

Я не попала в театр, не сходила 15 раз в кино, как планировала, мимо меня прошли все выставки. Я все это променяла на встречи с родными и друзьями — людьми, с которыми рядом я чувствую себя дома.

Спасибо Лиле за плов в лоточке. Свете — за разговоры на кухне как прежде. Оксане — за кофту постоянно мерзнущей Карине. Ане — за кофе и смешные истории. Леше — за коктейли у него в ресторане. Вове и Тане — за теплый вечер. Норе и Максу — за персики и соленые кальмары. Бабушке Нине — за вареники с ягодами. Спасибо всем за селедку, зефир и разговоры. За то, чего мне так не хватает в эмиграции.

Как бы я хотела забрать всех вас в Черногорию.

Всех люблю.

Спасибо, Украина.

P.S.

- Где ваш обратный билет? — спрашивает меня молодая девушка на стойке регистрации в аэропорту.

- У меня нет обратного билета, я живу в Черногории. А можно место возле окна, пожалуйста?

- Давайте документы резидента.

- Вот, нате, — я протягиваю пластиковый документ. — И место возле окна мне можно?

- Можно, — ответила недовольная складка морщин между бровей.

1048

--

--