8 марта в Черногории, пляж Ада Бояна и ностальгия по Югославии

Карина Саварина
Karina Savaryna
Published in
8 min readMar 11, 2016

В детстве я часто подслушивала разговоры взрослых. Больше всего мне нравилось узнавать сплетни о любви и рассказы о дальних странах.

Разговоры о Югославии и отпуск в советском прошлом

— А вы, Сергей Михалыч, куда планируете отправиться в отпуск с супругой? — Спрашивал усатый дядя Коля, засыпая табак в трубку, а затем закуривал и продолжал.

— Вы бывали на Балканах? М? Вы видели какое там бирюзовое море? — прищуривал глаза в довольной улыбке дядя Коля. — А горы какие, Михалыч? Это ж красота какая. Это своими глазами видеть нужно. Я вам не могу даже передать, как хорошо душе и телу там было. Езжайте, не раздумывая.

— Нееееля! — кричал дядя Коля жене в соседнюю комнату. — Принеси наш альбом с фотографиями, там где мы в отпуске. Ну как какой, ну тот, где Сашке уже 6 лет, ну помнишь, как мы в Югославии были, тогда еще и соседка наша жива была, а тебя с работы не хотели отпускать.

photo-5

Неля выносила, уже пьяным мужу и Михалычу, альбом с фотографиями, вытирая руки об передник, мы все усаживались на диван и смотрели фотографии, на которых стояли загорелые люди, женщины в теле и смешных купальниках (а купальники они ж всегда смешные, когда из прошлого). Обычно тех времен фотографии (80-е годы) у всех одинаковые. Вот стоит семья: мама, папа и ребенок посередине. Папа положил одну руку сыну на плечо, а второй приобнял маму за талию.

— А Сашка, вот, видите, еще маленький тогда был, а сейчас уже ого-го какой вымахал.

А когда Неля выходила из комнаты, дядя Коля чуть наклонялся к Михалычу и тихо говорил, — А какие там женщины были на курорте, Серега! Ух! — И сотрясая воздух кулаком, показывая могучим жестом это самое «Ух!».

Неля резко возвращалась в комнату, и дядя Коля вдруг очень громко, заканчивал фразу, вставая с рюмкой в руке, — так давай же, Михалыч, выпьем за наших любимых женщин, 8 марта на дворе! Ура!

photo-14

***

Когда я стала взрослой, я мечтала увидеть Рим и обязательно Париж. Я хотела полететь в Барселону, но ни разу в жизни не хотела ни в Херцег Нови, ни в Котор ни даже в Жабляк.

Что такое Черногория? Что там делать? Да никто из моих знакомых ни разу здесь не был даже, ничего такого не слышала от других. Я думала, что здесь санатории для стариков, полезная водичка и скука.

А оказывается, Черногория — удивительная страна. Думаете, зря здесь наши люди живут по 10–15 лет? А ведь живут, да.

photo-122

Если нужно выбирать между подарком и путешествием, я всегда выбираю путешествие и подарок. Я женщина, а сегодня 8 марта

Пока в фейсбуке, инстаграм и твиттере массовая истерика (причем женщин, а не мужчин) на тему этого «ужасного дня», я притворяюсь спящей, муж моет посуду, в зеленой винной бутылке уже стоит цветок, а в Черногории сезон дождей. За последнюю неделю с неба вылилось еще целое море воды. И это еще не все. Спасибо, что на 8 марта Черногория включила солнце.

Я подсела на поездки по стране сразу же после переезда сюда. И если мы неделю никуда не ездим, мне становится скучно и уныло. Гулять — ною я, — поехали, а? — И мы едем.

В общем, мы отправились южнее нашего дома — на самый длинный песчаный пляж, в Аду Бояну. Кстати, в Черногории много женщин с именем Бояна, с ударением на О.

Здесь с этим делом такая штука, нужно на первый слог все ударять. Мы проехали кОтор, тИват и пЕраст.

Пересекая черту города Сутоморе, начали замечать острые башни мечетей, нам это интересно — в нашей части страны мусульман почти нет. В Сутоморе повсюду бегают собаки, а радио ловит волну с восточной музыкой.

Получается, что на юге Черногория встречается с Албанией, а это уже мусульманская страна. И она влияет на культуру ближайших городов. Соседи ж они такие, ходят в гости друг к другу со своим чаем, политикой, сплетнями и пахлавой. И иногда остаются жить друг у друга в стране навсегда.

photo-41
photo-40
photo-20

Ловушка города Ульцин

Если вам интересно увидеть красивый Старый город в Ульцине, постарайтесь не пропустить нужный поворот, мы пропустили и не попали туда.

Дима уже очень устал, он у нас за рулем и взрослый. А я у нас постоянно болтаю и везде хочу выйти погулять. Ну мы и вышли в Ульцине, в кафе на горе напротив горы со старым городом, с видом на море. К нам вышла полная официантка в черных лосинах с разрезами, я открыла меню и заказывала до тех пор, пока не выяснилось, что у них нет ничего, кроме макарон за 8 евро. Так бы сразу и сказала, блин. Мы ушли, и случайно оставили там фотоаппарат Димы. Вспомнили километров через 20.

Пока мы, нервничая, ехали обратно, я представила, как нам не хотят возвращать фотоаппарат, а мы вызываем полицию, и тут она приезжает, начинается международный скандал по делу о фотоаппарате из Украины, который законно пересек границу и проживал 11 месяцев на территории Херцег Нови, а потом тайно исчез из кафе на горе, по соседству с другой горой.

Но нет, фотоаппарат мы забрали, международного скандала не получилось. Он лежал на стуле, отдыхал и смотрел на море. Его даже никто и не заметил.

photo-21

Бар

Про этот город существует два мнения. Первое — хештег всеВбар, а второе — это унылое место. Ничего плохого сказать не могу, я не успела там ни разочароваться, ни огорчиться. Мы пошли смотреть Старый Бар, это город которому 2500 лет. Там классно, виды с высоты на горы и водопады, дома и улицы.

photo-87
photo-82
photo-48

Заплатили за вход по 2 евро за 2 взрослых. Я запостила эту информацию в инстаграм, и все мне начали писать, что там бесплатно. Ну что я могу поделать, мы заплатили, другие не платят, у кого какая карма, что называется.

photo-74

Ада Бояна

Мы ехали дальше. По радио продолжались арабские песнопения под балалайку (или что у них там), эхэнэээй мэнэнээээй элэ лэ лэээээ. Вокруг нас постепенно менялся пейзаж, за окном уже была не Черногория, а что-то другое — страна всего ровного: широкая прямая дорога, ровные ряды улиц, четко огороженные поля, огороды и дворы.

Мы привыкли ездить туда- сюда, заваливаясь из-за серпантинов с бока на бок каждые две минуты. А тут ровное все. Как у нас дома, как там, где я родилась и выросла. Даже приятно как-то стало.

Мы свернули к пляжу. На этом отрезке все поля сейчас залиты дождями и зеркально отражают небо. По траве гуляют и звенят колокольчиками коровы.

photo-108

И вот он, пляж Ада Бояна. Здесь спокойная река и шумное море. Написано, что серферы любят это место. И оказывается летом тут можно встретить голых людей. Если вы любите нудистские пляжи — обращаю ваше внимание на это место. Только мне задавать вопросы не нужно. Я не разбираюсь.

photo-117

Вдоль реки стоят рыбацкие дома. Жаль, я не мужик, и не рыбак, а то ушла бы в одиночестве на пару дней в такой дом. Я считаю, что человеку (особенно человеку-мужчине) нужен иногда такой уединенный покой (от женщин). Мы же болтаем постоянно, а они молчат и слушают. Оно там накапливается у них в головах и иногда выплескивается в ссору. Кому это надо?

photo-116

Так вот, нужно отпускать своих мужчин в такие дома. Чтобы они там могли посидеть, посмотреть на море, половить рыбу, или просто вид поделать рыбацкий, с удочкой в руках. Какая разница, пусть себе пар выпускают, за рюмкой многопроцентного алкоголя.

photo-127

Мы зашли в кафе на реке. Не похоже это место на всю ресторанную Черногорию. У них открытая кухня на европейский лад, вкуснее еда, запоминающийся интерьер, улыбчивые официанты. А картошка какая была! Люди добрые, я 11 месяцев не ела картошки по-селянски, и она там была такая вкусная, что я ее фотографировала и даже видео сняла о ней.

photo-141

На террасе с видом на рыбачьи дома ходят друг за другом разные утки и коты.

Там было здорово. Совершенно все. Особенно закат.

Мы впервые за 11 месяцев видели, как солнце садится в море. В Херцег Нови оно прячется в горы, и мы лишены этого удовольствия — идеальных морских закатов.

photo-150

Мимо заката и нас проплывали каждые две минуты рыбаки с сетями, вокруг крякали утки, по ногам ходили коты, я смотрела на солнце, а Дима записывал видео для наших мам, 8 марта ж было.

photo-152

P.S. У каждого из нас свой уникальный взгляд на мир. И мы почти всегда думаем — я сейчас прав и молодец. Именно в эту секунду, когда мы указываем другим, где и как им сделать правильнее, мы свято уверенны в своих убеждениях. «Посмотрите, кричим мы, я знаю лучше вас! Вот указываю вам на вашу неправоту!». Я так не считаю и всегда ищу, прежде всего, в себе неправильные мнения и реакции. Чего другим указывать? Да пусть, блин, будет это 8 марта, да что ж вы все вцепились в него. Мне вот совершенно фиолетово когда в мире день ВДВ и я не пишу о нем, не думаю о нем, не спорю и не ищу информацию правильно или неправильно его праздновать. Пусть празднуют, раз им надо. Боже, а что это хоть за день такой? Никого не оскорбила? Я просто слышала эту фразу — «день ВДВ». Извините, если что.

P.S.2 8 марта близилось к концу, а дядя Коля все рассказывал Сергею Михалычу о женщинах в купальниках, приключившихся однажды в Югославии, — Ох и времена хорошие ж были, Серега, ох и женщины красивые были, Михалыч, наливай…

--

--