Вы хотите танцевать, рисовать, петь и… думать? Добро пожаловать в “Зал Джимми”!

“Зал Джимми”, реж. Кен Лоуч
Джеймс “Джимми” Гральтон — ирландский коммунистический лидер — покинул родную страну в 1922 году. Спустя 10 лет он возвращается к матери, друзьям, любимой женщине. Он уже немолод и хочет начать жизнь сначала — помогать пожилой родительнице, устроиться на работу. Однако у Ирландии свои планы на “блудного сына”. Все друзья Джимми упрашивают его возродить старый клуб — клуб, в котором они смогут учить и учиться петь, рисовать и думать. Место, где Джимми будет учить их танцевать. После недолгих уговоров Джимми соглашается. В его глазах горит огонь, кровь кипит в жилах. Он снова чувствует себя молодым. Но рано или поздно придётся принять грустную правду: молодость не вернёшь, любимая женщина давно замужем, сам Джимми — коммунист, а Ирландия — консервативная республика… Джеймс Гральтон — единственный в истории Ирландии человек, который был депортирован из родной страны и получил запрет на возвращение.
В начале фильма создаётся ощущение того, что всё происходящее на экране зритель уже видел и не раз. Эдакий симбиоз “Свободных” и “Шоколада”. Но потом приходит понимание, что это кино намного глубже, а режиссёр совершенно не собирается кроить своё кино по меркам Голливуда.
Снимая художественный фильм о реально существовавшем историческом персонаже, важно решить, о ком именно ты хочешь рассказать историю — о коммунисте или танцоре, о революционере или несчастном человеке, который за свои убеждения лишился Родины. Кен Лоуч — режиссёр фильма — является не только заслуженным бойцом международных кинофестивалей, но и социалистом со стажем. Более того, в своём недавнем интервью ветеран кино признался, что “Зал Джимми” станет его последней режиссёрской работой. Таким образом, от фильма можно было ожидать, что он станет своеобразной чертой, подведением итогов почти 50-летней режиссёрской кинокарьеры или прощальным выкрутасом. Но мистер Лоуч и в этот раз отказался следовать каким-то там правилам. Он снял хороший и честный фильм. Практически без “прощального” подтекста. Да, возможно, этот фильм войдет в программу киношкол, его не будут разбирать на цитаты. Но для всего этого у Лоуча уже хватает материала — взять к примеру “Кес”, “За завесой секретности” или “Ветер, что качает вереск”. А “Зал Джимми” стал, пожалуй, самой автобиографической картиной режиссёра. Наблюдение за тем, как он ведёт повествование — просто и вместе с тем мастерски , оставляет ощущение, что в главном герое Лоуч видит себя. Как протагонист бьётся с неприятием церковью и властью его идеалов, так и режиссёр немало времени посвятил социальному реализму в сражениях против глянцевого Голливуда и восточной отрешённости.

Однако в том, что фильм получился таким ярким и реалистичным, заслуга не одного только режиссёра. Партию первой скрипки исполняет замечательный (но сильно недооценённый) ирландский актёр Барри Вард. В этом фильме его талант раскрывается на всю ширину и глубину. Это и есть истинная химия между режиссёром и актёром. Из неё впоследствии рождаются фильмы-откровения, фильмы-без-стереотипов. Хочется верить, что после этого фильма у Варда начнутся серьёзные и глубокие роли. Ибо актёрский потенциал чувствуется в каждом взгляде, в каждой улыбке, в каждом движении. Он словно всю свою карьеру шёл именно к этой роли — ради неё учился танцевать, ради неё учился переживать.
Третьим “китом” фильма являются истории. Истории конкретных людей, через призму которых показывается история людей в целом. Тут есть и священники с “хозяевами”, которые являются вечными противниками свободного народа. Тут есть и тщательно проработанный антагонист, который искренне выступает против любых перемен не из-за их угрозы гегемонии церкви, а потому что противится всему инородному. Он опасается, что принесённое угрожает родному. Вспоминает Оливера Кромвеля, который после вторжения в Ирландию сжигал арфы, чтобы искоренить память предков и насадить новые законы. Присутствует в фильме и немало размышлений о том, что есть святотатство. Противники Джимми Гральтона постоянно обвиняют его именно в этом грехе. На что он им честно отвечает: когда в сердце больше ненависти, чем любви, это и есть истинное святотатство. Одним словом, фильм даёт немалую пищу для размышлений.
То, как Кен Лоуч решил попрощаться со зрителем, тоже очень многое говорит о нём как о режиссёре и как о человеке. Он не стал впадать в глубокую ностальгию, не стал устраивать пышную прощальную вечеринку, не стал корчиться в слезливой истерике. Джимми Гральтон в последней сцене улыбается, поднимает руку и машет на прощание людям, которых он больше никогда не увидит. Так и Лоуч уходит из кино — с улыбкой и светом в глазах. За это (да и за все фильмы, что он оставляет нам) огромная ему благодарность.

Картине хочется поставить намного больше, чем скупую “пятёрку”, — очень сложно подобрать число, которое бы выразило признание этому великому человеку.
А те, кто тоже хочет получить впечатления от фильмов ирландского кинофестиваля, могут это сделать, заказав билеты на “КИНОХОДЕ”.