Только “Хардкор” и ничего лишнего

Современник, кинозритель, мы с вами стали свидетелями создания нового жанра в кино. Строго говоря, это “кино от первого лица”, но называть его будут не иначе как “Хардкор” или “Bad Motherfucker” — в честь первой работы режиссера Ильи Найшуллера в этом стиле. Это был музыкальный клип для группы Ильи Biting Elbows. Освежить память можно прямо здесь:

Кстати, первый человек которого мы видим в клипе, и есть Илья Найшуллер.

Фильм “Хардкор” это, по сути, полнометражная версия того же клипа. Правда, сюжет, герои и качество съемки совсем разные. На самом деле, с этого клипа все началось. Его увидел Тимур Бекмамбетов, связался с Ильей: ”Хочешь посмотреть настоящее экшен-кино на большом экране? Иди и сними его!..” Илья говорит, что по началу даже сомневался, принимать ли предложение Бекмамбетова снимать полнометражку, но, такой человек, как Илья, не мог упустить ТАКОЙ шанс в жизни. И вот что получилось.

Для начала предупреждения. С первых кадров зритель увидит много крови и увечий в очень наглядной форме. Если вы особо чувствительны, лучше даже не начинать смотреть, мясорубка в начале — это только цветочки. Далее зритель окунается в запись видеоигры от первого лица. Правда, игра эта не компьютерная, а отснятая в настоящей Москве и подмосковных лесах, люди там тоже настоящие. Второе предупреждение — смотреть эту 1,5-часовую погоню от первого лица совсем не тоже самое, что смотреть обычное кино. Первую половину часа смотреть было тяжко. Потом привык.

Дело все в том, что снимали фильм с помощью камеры надетой на актера-оператора. Вместе с картинкой зрителю передались дрожь от ходьбы, бега и прыжков, даже паркура. Не смотря на то, что для данной картины был разработан какой-то суперстабилизатор, все равно изображение периодически так сильно “колбасит”, что хочется глаза закрыть. Дело в том, что, когда мы сами ходим и бегаем, наше тело на уровне безусловных рефлексов само стабилизирует картинку, причем относительно объектов, на которые мы смотрим — как механически (поворачивая глаза), так и при обработке полученного изображения. Похоже современной цифровой технике до такого уровня стабилизации очень далеко. А возможно, дело все в том, что при сверхреальной картинке вестибулярный аппарат бездействует, т.е. не ищет равновесия при беге, не падает и не прыгает. Из-за этого несоответствия изображения и осязания появляются неприятные ощущения. Но как говорил ранее, примерно на половине ленты начинаешь привыкать.

С точки зрения сюжета фильм где-то около “Матрицы” в очень лайтовом варианте. Это и понятно, на сюжет ставка не делалась. Только хардкор, и ничего лишнего. Слышал даже мнение, что в этом кино сюжета нет, но с таким утверждением не соглашусь. Умудриться в этот тип повествования положить такой сюжет — надо было очень постараться. Более того, боюсь этот сюжет и не смотрелся бы так ярко, если бы мы увидели его в обычном кино. Стиль развития сюжета в чем-то напоминает стиль развития современных компьютерных игр, но это вполне нормально и объяснимо двумя тенденциями:

  • Еще лет 7 назад в одной дискуссии я пришел к выводу, что современные компьютерные игры давно стали ответвлением кинематографа, т.к. с помощью игровых механик они так же, как и фильм, доносят игроку некий сюжет. Только в отличие от фильма, игрок чувствует свободу в игровом мире. Более того, и сюжет обычно варьируется в зависимости от того, что делает сам зритель, вернее, игрок! К сожалению, в кино вариативность сюжета невозможна. Кстати, в компьютерных играх задействовано ненамного меньше сотрудников, а поведение и мимику персонажей снимают тем же методом, что и в кино — “ Motion Capture”.
  • В наше время набирает популярность тип видео, в котором опытный ведущий просто играет в видеоигру и слегка комментирует. Т.е. людям стало лень самим играть, но сюжет видеоигры им все равно интересен, и они смотрят, как другие играют.

Т.ч. появление этого жанра вполне обосновано, и я рад, что это сделали именно россиянЕ!

Актерский состав — это вообще тема для отдельного текста. Казалось, будто у меня начались галлюцинации. Чтобы не испортить себе впечатление, перед просмотром не ищите информацию об актерском составе. В кадре я увидел Тима Рота и Шарлто Копли — любимца Нила Бломкампа. Этих ребят мы видим четко и регулярно, вроде, реальность. Но в фильме постоянно проскакивают лица известных людей, которые к кинематографу особого отношения не имеют. Причем в самых неожиданных местах и моментах. Эти фокусы очень удивляют и пробуждают внимание.

Конечно, звездами фильма являются Шарлто Копли и Данила Козловский. Да-да, вы правильно прочитали: Козловский, и Копли, и Тим Рот в одном фильме! Думаете я ожидал, что когда-либо в жизни мне придется о чем-то подобном писать??? Данила играет злодея, причем такого — очень настоящего, больного на всю голову, ослепленного безграничной властью и превосходством. Кстати, у Дани отличное английское произношение. У Шарлто очень многогранная роль. Как бы не наспойлить? Короче, он тоже крут, а русское произношение у него гораздо хуже, чем у Козловского английское.

Саундтрек просто волшебный. Есть как классика мирового рока, так и русская песня. По словам Найшуллера, после монтажа вся команда, включая американцев, напевала “На зарееее” группы АЛЬЯНС. Илья, в основном, сам подбирал музыку. “В моей голове постоянно крутятся 5 одинаковых групп, собственно, они в фильме и использовались, по финансовой возможности”, — рассказал режиссёр… Причем, музыка дополняет повествование, подкрашивая правильными эмоциями.

Не могу поставить фильму оценку меньше максимальной — 5. Возможно, это авансом, но хочется, чтобы режиссер продолжал свою работу. Такие люди очень освежают индустрию. Рекомендую всем с поправкой на выносливость и сильный вестибулярный аппарат.

Премьера — 7 апреля. Самые смелые могут купить билеты на “Киноходе” уже сейчас.