Как получить права в Британии

Tatiana Lando
landoinlondon
Published in
4 min readApr 26, 2018

Если ты переезжаешь в Англию из страны третьего мира типа России, то спустя год твои права превращаются в тыкву, и нужно получить новые, причем с нуля.

Правило такое: ровно один год со дня въезда для постоянного проживания можно водить по своим старым правам, а потом нужно обзавестись британскими. Европейские права можно просто обменять. Прошло чуть больше года моей жизни в Лондоне, и я поняла, что пора бы и машину брать напрокат, но вот незадача…

Итак, шаг первый.

Хотя нет, сначала нулевой: если не знаешь как делать что-то официальное в Британии — открывай gov.uk.

Теперь шаг первый: получение временных прав.

Без них нельзя сдавать теорию, садиться за руль, заниматься с инструктором, ну вообще к машине подходить со стороны водительского сиденья. Кстати учиться водить можно и с опытными (3+ лет) друзьями на их машине, но опять-таки только со временной лицензией.

Для этого нужно заплатить 34 фунта на сайте DVLA, в ответ они пришлют конверт с анкетой и обратным конвертом, в который нужно будет вложить заполненную анкету и BRP, и кинуть в обычный почтовый ящик. BRP через дней 10 вернется обратно по почте же, когда DVLA всё проверит.

Кто поумнее или потревожнее отправляют заказным письмом и вкладывают обратный оплаченный конверт, чтобы почта не потеряла самый важный местный документ. Восстанавливать BRP недорого, зато долго, а без него нельзя выехать за пределы страны. Так что осторожность оправдана. Шутки шутками, я знаю человека, с которым ровно это и произошло. Я правда не стала волноваться, отправила обычным письмом и получила свой BRP обратно без проблем через неделю.

Шаг второй: теоретический тест

Записаться обычно можно за 3–4 недели. Платить всё на том же сайте, при регистрации — 23 фунтов. Экзамен состоит из двух частей: тест из 50 вопросов с 4-мя вариантами ответов и проверка реакции (hazard perception test).

Теоретический тест — это очень просто для тех кто водил раньше, да и для новичков не составит труда, если подготовиться. Большинство вопросов можно ответить руководствуясь здравым смыслом. Например:

Вы едете по дороге. Красный фургон вклинивается перед вами. Что вам стоит сделать?

  • Помигать дальним светом несколько раз
  • Оттянуться назад и увеличить дистанцию
  • Как следует посигналить
  • Сесть фургону на хвост

Ну вы сами надеюсь понимаете какой ответ правильный.

В общем, в любой непонятной ситуации увеличивай дистанцию, keep calm and stay cool. Чтобы пройти, нужно правильно ответить на 43 вопроса из 50.

Тест на реакцию — это сидишь перед монитором и кликаешь, когда видишь опасность, т.е. что-то что заставит тебя притормозить. Как-то так: https://www.youtube.com/watch?v=SdQRkmdhwJs

Всего показывают 14 клипов, в одном две опасности, а в остальных по одной. За своевременный клик дают 5 баллов, чем позже, тем меньше. При этом случайные или лишние клики не засчитываются в минус. Т.е. максимум можно набрать 75 баллов, но для прохождения достаточно 44-х.

Для подготовки есть несколько неплохих приложений, у меня заняло примерно неделю.

С этим всем я управилась в декабре.

Дальше самое веселое: практический экзамен.

В зависимости от места, где ты хочешь сдавать можно записаться от за неделю до за три месяца. Стоит сам экзамен — 62 фунта. В хорошие центры (по мнению моего инструктора), например, Wood Green или Tottenham очень большая очередь. В феврале мне удалось записаться только на июнь. Так что экзамен стоит бронировать как можно раньше.

На тест надо будет приехать со своей машиной, т.е. обычно не своей, а инструктора. Поэтому лучше сначала найти инструктора, а потом выбрать тот центр, который он порекомендует. Впрочем ушлые инструктора знают телефончик, по которому еще за 30 фунтов помогут подобрать дату на ближайшее время.

Выбирать инструктора лучше по рекомендации друзей. Две мои коллеги сдали с первого и второго раза с этим товарищем, так что я переняла эстафету. Адекватный инструктор сразу оценит сколько занятий понадобится, объяснит все особенности вождения и сдачи экзамена, ну и раскритикует все дурные русские привычки. Мой стаж уже перевалил за 13 лет, но в зеркала я по местным меркам смотрела очень-очень плохо! И еще руки перекрещивала при кручении руля. И конечно прижимаюсь влево слишком сильно, но кто ж виноват, что они ездят по неправильной стороне улицы!

А еще тут много мини кругового движения вместо равнозначных перекрестков и есть нюансы как их проезжать. Ну и большое круговое движение тоже. Надо хорошо помнить каким глазом, т.е. Поворотником моргать. И светофоры немного другие. А на дорогах больше велосипедистов и мотоциклистов.

В общем, было над чем поработать, так что в итоге я откатала с инструктором 10 часов, он берет по 25 за час. И еще 75 за поездку на сам экзамен.

Я сдавала в Tottenham Test Center. Весь экзамен — 40 минут, сначала экзаменатор проверяет что я могу прочитать номер у машины в 20 метрах от меня (так что не забывайте очки, если они вам нужны для вождения), потом задает 1–2 общих вопроса про машину, у меня спросил как проверить давление в шинах. Потом собственно вождение про району по навигатору (у них стоит Tom Tom) и по его указаниям. Несколько раз просят припарковаться у тротуара и поехать дальше — проверяют как ты усиленно крутишь головой при трогании. Попросят сделать один из маневров: параллельная парковка слева задом, параллельная парковка справа, перпендикулярная парковка передом или задом. Всего можно допустить до 15-ти мелких ошибок, это, например слишком долго тупить (два штрафных балла), не посмотреть в зеркало, перекрестить руки при рулении (даааа, я получила на этом свой штрафной балл), слишком прижиматься к другим машинам (и еще три), слишком резко затормозить перед светофором (еще два).

Серьезными ошибками считаются: выезд за стоп линию, любое действие когда экзаменатору пришлось вмешаться в управление машиной, проезд на красный, превышение скорости и тому подобное. Фолов можно допустить ровно ноль.

Результат говорят только в конце, если не представляешь опасности для окружающих. Экзаменатор был очень милый, шутил, болтал, но не навязчиво. В конце спросил, как мне кажется все прошло. Потом рассказал, что ему не понравилось, но с вердиктом, что мое вождение на достойном уровне. Забрал временные права, выдал справку об успешной сдаче и пожелал удачи на дорогах.

Полноценные права придут через 3–4 недели, как они любят, по почте. Всё вместе обошлось почти в 500 фунтов и полгода времени, но я и не торопилась. Зато, репутация подтверждена: сдала с первого раза тут, как когда-то в России. И никаких взяток. Я про Россию, конечно, тут взяток при сдаче на права не бывает.

--

--