Лондон после Москвы

Tatiana Lando
landoinlondon
Published in
6 min readJul 31, 2018

Последнее время среди понауехавших стало модно хвалить Москву и ругать город текущего проживания. Мне кажется, что при описании своей жизни за рубежом, все они упускают очень важный момент: нельзя переехать в новую страну и продолжать жить как жили, не меняя привычки. Уклад жизни, структура расходов, логичность бюрократии, продуктовая корзина, правила дорожного движения, вообще любые правила: невозможно сравнить то, к чему привыкал десятки лет с детства с чем-то абсолютно новым. Ровно как и язык новой страны — даже при уровне С1 всё равно придется доучивать нюансы и специфику — так и быт не придет за день или два. Но за пару лет можно отлично адаптироваться, если постараться. Язык тоже сам себя не выучит.

Меня, конечно, тоже довольно часто просят сравнить Москву и Лондон. Если кратко: мне в Лондоне отлично, гораздо лучше чем было в Москве. А если длинно, то расскажу о бытовых изменениях, которые меня настигли: (-) отмечено то, как было раньше, а (+) то, как теперь в этом вопросе устроен мой быт. Несмотря на полярность знаков, я не хочу сказать, что в Москве всё плохо, а тут всё идеально: просто минус старая привычка, плюс новая.

Кроме всего нижеперечисленного еще очень сильно изменились структура расходов, представление о жилье (краны не текут) и умение справляться с медициной, но про это надо отдельно. Ну и конечно я не претендую на универсальность, все изложенное исключительно мое мнение о моей жизни ин зе капитал оф Грейт Британ.

Транспорт:

(-) В Москве я ездила на работу, шоппинг, встречу с друзьями на машине. Это утомляло, но метро с маршруткой из Красногорска были еще хуже. И даже когда я жила в центре, от машины отказываться не хотелось, на ней было гораздо удобнее ездить за продуктами, например.
(+) В Лондоне машины — это очень дорого и сложно. Зато сеть общественного транспорта огромна, включает в себя метро, поезда, автобусы. Комфортность местами тоже так себе, но связанность — отличная. Все два года езжу на работу на автобусе. (Отдельное строкой пришлось здесь пересдать на права).
(-) Цены на общественный транспорт в Москве гораздо ниже, ну и на такси тоже. До Шереметьево из центра стоило 1100 рублей (комфорт). Правда уровень вождения таксистов меня месяц назад несколько напугал.
(+) Цены на метро и автобус намного выше. Такси дорогое, убер тоже дорогой, но если сравнить с двумя билетами на метро, то уже не так страшно. На небольшие расстояния с неудобными пересадками спокойно берем убер. Хитроу обойдется уже фунтов в 35–40. Водят лучше.

Покупка продуктов:

(-) В Москве я закупалась сразу на 1–2 недели ночью в круглосуточном огромном супермаркете Метро СС, чтобы без пробок и сразу на все случаи жизни. Часть сразу отправлялась в объемную морозилку. После введения санкций там стало довольно грустненько, но в остальных местах еще грустнее. Что на Фрунзенской, что в Красногорске, что на Таганке не было приятных магазинчиков шаговой доступности с нормальным выбором и ценами.
(+) В Лондоне во многих квартирах минихолодильники под кухонной столешницей. Несмотря на моё идеальное умение играть в тетрис продуктами его возможности всё равно сильно ограничены. Но оказалось, что всё можно купить вокруг дома в радиусе прогулки с собакой. И в целом качество в этих магазинчиках побеждает супермаркеты. Около метро у нас мясник, рыбный, отличная турецкая лавка с овощами, пекарня. Около второго метро по субботам рынок с французским ларьком (сыр, паштет, ммм). Несколько кофеен и мест для обеда. На крайний случай небольшой, но хороший супермаркет, который работает даже на Рождество. Внезапно оказалось, что крошечный холодильник не так и плох, правда летом пиво не всё сразу влезает.

Выбор продуктов:

(-) В России после санкций стало плохо с фруктами, овощами и сыром. В этот момент моя продуктовая корзина сильно прохудилась, а мне взгрустнулось.
(+) В Англии нет никаких санкций. Фрукты-овощи и свои и другие европейские — отличные. Если хочется какого-то особенного сыра (британский нам нравятся умеренно), то можно либо на рынок, либо в Формаржерию. Очень распространены фермы (даже есть в черте города), куда можно поехать нарвать себе ягод с куста или яблок с дерева. Мне не очень нравятся местные йогурты, немного не хватает творога на сырники, сметана есть везде. По гречке не скучаю, в русские магазины не хожу. Зато рацион пополнился регулярным отменным хумусом.

Другие покупки:

(-) В Москве очень много всего работает круглосуточно. Доставка еды, Икея, Метро СС, наверное можно найти вообще всё, что угодно, например подстричься ночью (не пробовала). Весь шоппинг я старалась сдвинуть на попозже, чтобы избежать людей и пробок, местами это было весьма удобно. Т.е. в Икею я реально ездила к полуночи.
(+) В Лондоне пришлось начать следить за организованностью жизни и помнить, что шмоточные откроются в воскресенье только на 6 часов, а все небольшие лавочки вокруг дома работают не позже чем до 6–7 вечера. Поэтому продукты надо покупать, например, в субботу утром. Икея в будний день закроется в 22.00, Джон Льюис в 21.00 — туда я езжу после работы. После небольшой тренировки оказалось, что это вообще не так страшно. Утром в субботу, например, людей немного.

Время на работе:

(-) Из-за пробок в Москве приходилось ездить и на работу и с работы очень поздно. Скажем, в 12 быть в офисе, ну и в 22 начать собираться домой, даже при таком раскладе дорога занимала час туда, 40 минут обратно. При этом так жил примерно весь офис, и даже живя в центре не было никакой мотивации приходить раньше. Вечера чтобы пойти в театр приходилось как бы специально освобождать от работы.
(+) В Лондоне мой рабочий день стремится к с 10 до 19. Понятно, что на практике всё сложнее, но с регулярными засиживаниями до ночи покончено. Это означает, что у меня свободен практически каждый вечер: прогулки, театр, кино, друзья, собаку опять таки погулять подольше, просто сесть в саду и пить лимонад.

Друзья и круг общения:

(-) В Москве, особенно в последние годы, когда все мои друзья-питерцы туда переехали, стало конечно очень хорошо: в любой момент можно было кого-нибудь куда-нибудь позвать. Потом еще и ycamp принес общения. Да и в Яндексе было принято брататься и тусоваться за пределами работы.
(+) В Лондоне поначалу было очень непросто, хотя и не чистый вакуум: бывшие коллеги, друзья друзей. Но я, конечно, очень плохо умею заводить новых друзей и поддерживать вот эти новые отношения. Каждый раз боюсь навязываться или устаю и не остается сил инициировать контакт, или всё время что-то случается и не остается времени. Или я кого-то куда позвала, а потом человек не выражает ответного стремления общаться. Так что тут еще надо поработать (в том числе над собой), хотя за два года стало гораздо лучше.

Кафе и рестораны:

(-) За годы на одном месте обрастаешь любимыми забегаловками, кафешками, ресторанами посерьезнее. Если где-то не был, то кто-то из друзей уже был и порекомендует. Т.е. любое приличное место будет на слуху. В Питере вообще заходи в любой (ну почти), и будет отлично.
(+) В Лондоне этот номер не проходит. Ты сходу ничего не знаешь кроме Джейми Оливера по сковородкам тефаль (не ходите к нему!), а витрины бывают обманчивы (не ходите в Caffe Concerto!). Про рекомендации друзей — см выше, нет друзей, нет и рекомендаций. Особенно Лондон безжалостен к попыткам зайти наугад — вероятность успеха очень низкая. Так что пришлось научиться подходить к выбору осознанно: читать отзывы, специальные сайты, мишленовские рекомендации. Довольно хорошо работает! Даже если оказались в неизвестном районе и срочно надо поесть, гугловые звездочки на картах не дадут пропасть.

Развлечения:

(-) В Москве я любила ходить в кино на всякие фестивали, а в театр ездила всё чаще в Питер. Всегда знала, когда что и где проходит.
(+) В Лондоне я очень много хожу в театр, научилась уже находить информацию. Вот кино пока что попадает мимо поля зрения: обычные кинотеатры еще и очень дорогие. А в целом тут есть всё на любой вкус, недавно гоняла на треке на гоночных машинках.

Собака:

(-) В Москве собаки всех раздражают фактом своего существования. Нас с Филей вечно пытались прогонять из всяких модных дворов, хотя он у меня воспитанный, и я всегда за ним убирала. В общественный транспорт пускали редко, если повезет.
(+)В Лондоне с собакой можно почти в любой паб, сесть на веранде любого кафе, пойти гулять почти в любой парк. А также в любые поезда, автобусы и метро. А еще можно оформить ветеринарную страховку, и врачи у Фили лучше чем у меня.

--

--