Юридическая рука Big4

Не лигалтех дисраптит юридический рынок, а Big4. Есть такое мнение. Неделю назад Deloitte получил лицензию на предоставление юридических услуг в Британии. Четырьмя годами ранее лицензии получили PwC, EY и KPMG. Пока что они отгрызают маленький кусок юридического пирога и говорят, что на большее не претендуют. Скромничают.

Dima Gadomsky
Dead Lawyers Society
7 min readJun 24, 2018

--

Это тоже большая четверка, между прочим

Раз уж ты все равно тут, подписывайся на канал со всякими эксклюзивами с юридического рынка Medium | Telegram.

Alternative Business Structure

Оставлю пока в покое спор, кто именно дисраптит юридический рынок: четверка или лигалтех. Бесспорно то, что мировой юридический рынок дисраптят британцы.

Все началось в 2007 году с того, что парламент попустил монополию юристов на британском юридическом рынке принятием Legal Services Act. Неюристы получили право владеть или инвестировать в британский юридический бизнес в рамках т.н. ‘Alternative Business Structure’.

Теперь компания, у которой в кап тейбле есть неюристы, может получить лицензию на предоставление юридических услуг. Эта вся история заработала с 2011 года. С тех пор лицензии получили 782 компании. Среди них вся Большая четверка.

В юридическую песочницу пришли взрослые дядьки

В Четверке сидят головастики и по приколу ничего не делают.

Глобальный юридический рынок составляет приблизительно $600 ярдов. Что в три раза больше рынка аудита.

Но вот в чем фишка. Вся Четверка отъедает 23% рынка аудита, тогда как юридический рынок намного более конкурентен и топ сотня юридических фирм забирают себе всего 13% глобального юридического пирога.

Глобально четверка конечно огромна.

Почему Четверка — взрослые дядьки — видно из таблицы. Самый крохотный из них KPMG чуть ли не в десять раз больше юридической фирмы с самым большим оборотом —Kirkland & Ellis ($3,1 ярдов).

Но если считать доходы только от юридических услуг, то они пока пездюки конечно:

  • Прайсы в 2016 году заработали на юридических услугах целых $500М — это в глобальном зачете юрфирм по размеру дохода 78 место.
  • Делойт в том же 2016 заработал на юруслугах вдвое меньше Прайсов — $250М, и по этому показателю не дотягивает даже до сотни самых больших юрфирм мира.

Правда, доход юридической руки Четверки (я бы сказал щупальцы, но Financial Times говорят, что правильно будет называть Legal Arm) ежегодно увеличивается ориентировочно на 10%. Топовые юридические фирмы растут сильно медленнее.

А вот по количеству юристов Четверка выглядит лучше — в среднем она на уровне Клиффордов и CMS:

Получается, что доход на юриста в Делойте около $125к (250M доход / 2к юристов). У прайсов чуть больше — $142К (500М доход / 3,5К юристов).

Выходит, что Четверка либо сильно демпингует, либо она неэффективна. Второе маловероятно просто по опыту: чуваки там умеют настраивать процессы и следить за финансовой эффективностью проектов. Так что, или первое, или читайте дальше.

Что Четверка будет ловить в Британии

Первыми британскую лицензию получили Прайсы в 2014. За ними сразу же KPMG и Ернсты. Делойт подтянулся только сейчас, в июне 2018 года.

Matt Ellis, управляющий партнер налогово-юридической практики Deloitte по этому поводу прямолинеен как гопник в подворотне:

“There is room [in the market] for a lot of players and our competitors in the big four are already operating in this space”.

Судя по пресс релизам, у Четверки есть всего две стратегии для Британии: делать полноценный юридический бизнес, или же сосредоточиться только на тех юридических практиках, которые поддерживают консалтинг.

Я знаю, что утомил уже своими иллюстрациями. Но вот тут динамика роста консалтинга у Четверки.

Целое десятилетие они объедали всяких там МакКинси и Бостон консалтинг. Делали это медленно, но верно. С юридическими услугами, уверен, планы такие же.

Но никто из Четверки в этом не признается. Вместо этого шеф британского офиса KPMG с упорством телеведущего Russia Today рассказывает, что им в Британии достаются огрызки и они несказанно рады:

“We are taking a focused approach: our key market differentiator is that we will only offer legal services which are fully integrated with other areas where we already provide advice. We have absolutely no plans to develop any kind of standalone legal practice.”

С другой стороны, его можно понять. В 2016 году KPMG заработали на юридических услугах в Британии смешные 12М фунтов стерлингов (против 10М в 2014). Тогда как Прайсы в этот же год — 60М (против 49М в 2014).

Про Эрнствов точной информации нет, но говорят, их доход в 2016 был в пределах 15–20М фунтов. Эрнсты тоже не хотят идти в прямую конкуренцию с юрфирмами. Вот что сказал один из их партнеров:

“This is not a zero sum game. We don’t have to win work off law firms.”

Бизнес девелоперы Делойта были чуть более изобретательны с анонсом своего позиционирования. Упомянутый уже Matt Ellis пригрозил юристам тем, что Делойт будет отжимать у них работу автоматизацией:

“We’re planning to use our technology and advisory skills to transform legal services and help address many of the challenges lawyers, whether in practice or in-house, are facing in today’s increasingly complex legal environment. By automating repetitive processes and completing routine tasks in a fraction of the time, lawyers will be able to spend more time on specialist areas.”

We’re not trying to build a standalone law firm

Если никто из четверки не собирается строить полноценный юридический бизнес, то на чем же они зарабатывают?

Иммиграционные и трудовые вопросы, корпоративное управление, налоговые споры и суды против государства, IP, недвижимость. Делойт еще продает управление большим количеством документов: например, контрактов или корпоративных документов.

А вот и объяснение тому, что в Четверке низкий доход на юриста. Чуваки не занимаются высокомаржинальными практиками вроде арбитражей и судов, М&А. Уточню о М&А: конечно же, Четверка занимается юридической частью М&А, но они продают ее вдовесок к финансовой и налоговой практикам, потому гонорар и близко не дотягивает до гонораров топовых юридических фирм.

Четверка занимается юридическими услугами уже 25 лет. С 2014 они явно начали качать свою юридическую руку. Они в этом пока не признаются, но список их сервисов будет явно расширяться.

Это все конечно звучит угрожающе. Особенно для средних юридических компаний — ведь именно у них отожмет работу Большая четверка в первую очередь. Но есть один маленький нюанс. Называется он Carillion.

Carillion

Представьте себе кейс уровня Приват Банк для Прайсов, только увеличьте до масштабов Британии.

В январе этого года обанкротился британский конгломерат, который аудировали KPMG с Делойтом последние 19 лет. Но досталось не только им, а и Прайсам с Эрнстами, поскольку последние тоже консультировали Carillion.

Так вот, сразу же после банкротства у британских парламентариев зачесались лбы: “Ну как же так, толковые ведь аудиторы, сплошные вон головастики и очкарики в оупен спейсах сидят, а не усмотрели”. И решили, что наверное ужрались.

С января стабильно раз в месяц английская пресса обсуждает два сценария развития событий:

  • Принудительное разделение каждой из компаний Четверки, или же
  • Выделение консалтинга в отдельный бизнес.

Журналисты Financial Times говорят на правах анонимности, что управляющие партнеры Grant Thornton и BDO, услышав это, кивали парламентариям в поддержку так сильно, что повредили шеи.

А вот что ждать юристам от принудительного спинофа я не знаю. С одной стороны, юристы наконец смогут дотянуться до тысяч “аудиторских клиентов”, к которым нельзя было прикасаться. С другой стороны, если бы головастикам из Четверки было выгодно сделать спиноф юридического бизнеса, они давно бы его сделали.

Не знаю, что ты, дорогой читатель, думаешь обо всем об этом. Я и сам не знаю, что думать. Потому комментарии приветствуются. Ну а чтобы начать, вот несколько моих:

  • Четверка хочет наверх, но пока не может. Рынок юридических услуг США пока закрыт, плюс этот скандал Carillion в Британии. Так что топовым компаниям они пока что никакого беспокойства не причиняют.
  • Но национальным лидерам (кроме США и Британии) стоит озаботиться. Особенно в нашей песочнице. Четверка их просто съест.
  • Съест за счет комодитизации (а.к.а. лигалтех). А о том, что не так с инновациями и лигалтехом в юрфирмах, я писал совсем недавно👇.
  • Ну и за счет демпинга конечно.
  • А средним и ниже среднего юристам бояться нужно не лигалтеха, и не Четверки. Бояться стоит выхода на юридический рынок финансовых и телеком гигантов.

А теперь предсказуемая с самого начала шутка — Am I Evil? Лайв с говорящим названием Большая Четверка записала в 2014 году. Году, когда на британский рынок вышли KPMG, PwC и EY со своими юридическими практиками:

--

--

Dima Gadomsky
Dead Lawyers Society

Partners at Axon Partners | Editor at Dead Lawyers Society