Как мы объединялись

Может вам это кусок пирога, а мы долго друг на друга смотрели. Почти два года. Инструкции о том, как объединяются юридические фирмы, нагуглить не удалось. Я решил залатать дыру в информационном пространстве, чтобы не дуло тем, кто решится на объединение.

Dima Gadomsky
Axon Partners
7 min readSep 6, 2018

--

Аттеншн. Тут есть все, кроме Антона. Потому что Антону отведена в этом тексте отдельная роль.

Стартовые позиции

  • Axon Partners: 24 юриста, из них 11 эквити-партнеров. Сперва офис в Киеве, затем — во Львове. Не топовая юрфирма, но лидер в индустрии ИТ + tier 2 в интеллектуальной собственности по версии Legal 500. Основаны в 2016 году.
  • Адвокатское бюро Оксаны Кобзар: 1 партнер (Оксана) + 5 юристов. Офис в Харькове. Tier 4 в налогах по версии Legal 500. Основаны в 2016 году.

Минутка гендерного неравенства. Адвокатское бюро Оксаны Кобзар: 1 мужчина + 5 женщин, и так уже больше года (жалуется Влад Мельник — дальше познакомитесь с ним).

  • Мы в Аксонах работаем по скраму и мним себя бирюзовыми. Оксана тоже внедряла у себя элементы скрама, но к холакратии относилась настороженно ( “с чисто научным интересом” — говорила она мне).
  • Оксана работала в основном с локальным бизнесом без какого-либо индустриального фокуса, но с упором на налоги, производство, импорт-экспорт и таможню. Аксоны работают с ИТ.

Все началось с того, что у нас в Харькове появилось судебное дело. Дальше, понадобилась помощь с налоговыми вопросами по одному ICO, затем по другому. И пошло поехало. Пока мы одновременно друг другу не сказали, ну знаете, как это бывает: “Слу, есть предложение. И у меня. Давай ты первая. Нет, давай ты”.

Не забудьте пжлст подписаться на наш канал. У нас еще много таких вот историй. Там сверху есть звоночек.

Дальше нужно было познакомиться

Передавать время от времени друг другу проекты — это одно. Сидеть в одном офисе и смеяться над шутками друг друга — это другое совсем. Оксана приехала к нам в Киев на 1 месяц. Сидела с нами в коворкинге, работала на наших проектах.

Если со скрамом Оксана уже работала, то вот принимать важные решения всей компанией — это нужно было потрогать, прежде чем нырять.

Нырнула. Затем сходила на школу по холакратии в KMBS под командованием Artem Serdyuk (Артем, к слову, входит в наш Борд, о котором ниже).

После этого желание объединяться не прошло. Следующим этапом было поработать не просто по нескольким проектам, а внедрить Оксану в команду и работать по максимально возможному количеству проектов. Так Оксана стала нашим внештатным советником (of-counsel), появилась на сайте, обзавелась аксоновским почтовым ящиком. При этом ее адвокатское бюро продолжало работать в обычном режиме.

На этот этап мы взяли 6 месяцев. По его окончанию мы решили двигаться дальше. А дальше — познакомиться со всей командой.

Axon co-living

У нас и раньше была практика ротации людей из разных офисов. Львовяне приезжали на 2–3 месяца в Киев, киевляне — во Львов.

Да, забыл сказать. У нас все это время был Антон. Мы называли его “distance associate”, потому что он жил в Харькове. Теперь он переселился в офис бюро Оксаны.

И этот весь текст выглядел бы тупо без комментариев непосредственных участников процесса. К примеру, Юля Гудыменко, старший юрист бюро Оксаны Кобзар вот так рефлексирует по поводу появления в их офисе неопознанного летающего Антона:

У нас в офісі поселився непонятний тип, який дуже голосно сміявся, ну дуже. Ми навіть його побоювалися, а я кожного разу підстрибувала з переляку. Але виявилося він цілком нормальний, навіть дуже ок. Тепер з нетерпінням чекаємо на повернення до нас з Києва.

Вот она — Юля.

В течение двух месяцев харьковчане приезжали к нам по очереди в киевский офис. Делали вместе пленнинги и ретро, топтали пиццу, играли в футбол, делали внутренние лекции, ходили вместе на клиентские встречи и пиво. На период смотрин Оксана освободила своих юристов от работы по своим проектам. Они занимались в основном проектами Аксонов.

Влад Мельник, младший юрист бюро Оксаны Кобзар вот тоже рад объединению:

С учетом моего предыдущего комментария, для меня, есть как минимум еще одно преимущество: в рационе харьковского офиса вместо вина теперь, возможно, появится пиво. А если сильно повезет, то теперь можно будет на футболе немного повозить партнера (раньше с этим было сложнее).

После этого желание объединяться снова не пропало. И мы пошли на стратегическую встречу.

Тут нужно немного описать нас изнутри. Потому что все не совсем обычно устроено.

Внутри Аксон представляет собой несколько функциональных кругов. Открытие нового офиса (как было со Львовом) и слияние с другой юридической фирмой (Харьков) — это компетенция совета партнеров, которых у нас было 11.

Но прежде чем собираться, нужно было подготовиться. Готовили четыре круга (мы их называем юниты): Биздев юнит, финансовый, маркетинговый и юнит людей. Но чтобы не было колхоза и все можно было оперативно решать, из этих четырех юнитов мы сделали небольшую группу, куда по желанию вошли 6 человек из этих юнитов.

Все вышеописанные этапы готовила эта самая группа.

После того как мы раззнакомились со всей харьковской командой, настало время готовить предложение Оксане.

Предложение

Чтобы подготовить его, нужно было собрать всех 11 партнеров и решить, что же в него писать. Темплейта, напомню, не было.

Мы знали финансовую информацию друг о друге. И если бы мы играли со своими юристами в “Сталинград”, то все было бы просто.

Но внутри Аксона все юристы знают и зарплаты друг друга, и структуру доходов. Потому предложение не должно было вызвать у других эмоцию: “Подожжи, а я…”.

Мы обсуждали долго. Несколько часов, если я правильно помню.

Оксана предложение приняла.

Advisory Board

В марте 2018 года у нас в Аксонах появился Борд. Мы пригласили своих друзей и клиентов помочь нам с решением стратегических вопросов. Это был один из них.

Собрались все 11 партнеров + Оксана + два члена Борда. Нужно было сделать краштест нашей стратегии объединения, и вот это вот все.

Стратегическая сессия (видите двух человек справа в углу? Это мы с Оксаной стратегически выпиваем)

Перед тем, как приняться за все приятные хлопоты (организовать пати, сделать пресс релизы, проапдейтить сайт) нужно было сделать еще кое-что.

У нас в Аксонах есть написанные ценности. Мы их писали всей компанией ровно 6 часов. Эти ценности мы в паблик не выносим и очень надеемся, что вы можете их “считать” с наших просветленных лиц и без этого. Ни Оксана, ни ее команда с нашими ценностями знакома не была.

Оксана познакомилась с ними прямо на стратегической сессии. Беда в том, что только Оксана. По техническим причинам вся харьковская команда нишмагла на ней быть.

Уже знакомый вам по предыдущему комментарию Влад Мельник попросил немного поправить текст, но я просто оставлю его комментарий:

Не то, чтобы беда, но досадно) Когда все будут в Харькове, предпологаю, что у нас состоится что-то вроде мини-сессии? Может стоит написать здесь о том, что нас постепенно тоже вводят в курс дела.

Сессию мы проводили в формате форсайт команд. Сперва мы поделились на 4 группы. Каждая из групп обсуждала несколько вопросов, включая разбор ценностей. Дальше группы объединились по две и должны были согласовать все принятые ранее решения. И в конце мы сели всей компанией обсуждать.

Оказалось, что ровно половину ценностей мы понимаем по-разному. С этим мы будем разбираться в ближайшие месяцы.

Но пока наша стратегия работает в правильном направлении: миссия и ценности компании это собирательный образ миссии и ценностей каждого нашего человека. Следовательно, с появлением новых людей, и миссия, и ценности, дополняются, уточняются и да, друзья, изменяются.

Запуск и Антон

Малину нам немного испоганили коллеги. В июле Avellum и A.G.A. Partners объявили о своем объединении. А в августе наш и без того скромный инфоповод окончательно затмила суперсделка Asters с ЕПАП.

Но хрен с ними. В конце концов, мы же считаем их динозаврами юриспруденции, а себя — дорогой в светлое будущее. И мы с Yuriy Kornaga на неделю отправились в Харьков. Подготовить наших местных клиентов и конкурентов к новости. Когда вы это читаете, Юра как раз в Харькове.

Это и был последний этап нашего объединения.

Это так мило, и в то же время опасно, учитывая, что с 6-го сентября Антон переберется к нам на постоянной основе) — не унимается Влад.

Вот он — тот самый комментатор Влад

Ну и вот вам несколько неочевидных, но слишком важных штук, чтобы о них не сказать:

  • Мы не подписывали ничего.
  • Весь процесс с момента “а давай объединимся” до выпуска пресс-релиза занял 1 год. До этого мы больше года работали на совместных проектах.
  • Харьковская команда умеет делать то, чего не умеем делать мы. И наоборот. Наслоения компетенций практически нет.
  • Решение о слиянии сперва было эмоциональным. Затем в течение года оно постепенно превращалось в рациональное.
  • Самое сложное в этом всем — определить ценности друг друга. Компетенции, деньги — на втором месте с большим отрывом. Люди (не человеческий ресурс, как его, бывает, называют партнеры юрфирм) — на первом.

Раз уж красной линией по всему повествованию проходит Антон (a/k/a Тим Таллер), пришло время познакомить вас. Но не со всем Антоном, а только с его частью. С самой выдающейся его частью — смехом. Будьте, так сказать, знакомы:

Весь Антон вот.

--

--

Dima Gadomsky
Axon Partners

Partners at Axon Partners | Editor at Dead Lawyers Society