“Евгений Онегин” в Ковен гардене без Наташи Осиповой

Irina Checha
Let’s ballet!
Published in
4 min readAug 1, 2020

Я много раз возвращалась в голове и в разговорах с друзьями к вопросу: что мне не понравилось на балете «Евгений Онегин» в Ковен Гардене в Лондоне. По факту: спектакль получился эмоционально пустым. И такое со мной впервые. Никакая эмпатия к героям у меня не проснулась. В противовес вспоминала, что за два дня до этого я со слезами на глазах смотрела, как умирает Джульетта в балете, поставленном Начо Дуато в Михайловском театре. То есть сочувствовать я могу. Меня просто не заставили проявить эмоции.

Спустя неделю я прочитала про всех танцовщиков, задействованных в спектакле «Евгений Онегин», на котором я была. Они все чудесные, талантливые. Все звёзды в той или иной мере.

Просто я ожидала большего.

Во-первых, Ковен Гарден стоит в одном ряду с Большим театром в Москве, Гранд опера в Париже, Ла Скала в Милане. Всё настолько именитое, что в моей голове существует в параллельной вселенной для настоящих эстетов, понимателей искусства. Во-вторых, удивительно, что история Евгения Онегина ставится в Лондоне на музыку Чайковского, когда в России это произведение обязательно проходят в школе максимально основательно, почти всю четверть, а Пушкин А. С. — это наше всё. Мне было любопытно увидеть русскую историю на английской сцене. Так же сильно я мечтаю только о балете «Манон» и снова в Лондоне. В-третьих, я собиралась на балет с Натальей Осиповой. Я видела её один раз на сцене Ла Скала в 2014 г. Это были гастроли Большого театра, спектакль «Собор парижской богоматери». С Осиповой я впервые увидела сцены изнасилования в балете, что произвело огромное впечатление. Повторно для меня данную тему она раскрывала в балете, который специально ставили на неё — “Медуза”. Наталья Осипова умная и создаёт образы, которым веришь и не споришь, которые воспитывают.

Итак, я ожидала события. А попала условно на спектакль примы-балерины Елены Кондауровой в Мариинском театре. Её тоже хвалят, а для меня она эмоционально пустая. Я не хожу на спектакли с её участием, потому что знаю — у меня сердце не откликнется на её слёзы. Оно вот на картины Рафаэля тоже молчит.

На Арзамасе есть материал о том, как ругали современники теперь великих композиторов. Вот его лид-абзац:

«Вздор», «животное мычание», «уродство», «низкопробная пачкотня», «плесень», «музыкальное гуано», «музыка для котов» и прочие эпитеты, которыми критики и современники сопровождали премьеры ставших классическими сочинениями Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского и других.

Может, они тоже не ошибались. Просто не были готовы или, наоборот, уже пережили творения великих.

Всё субъективно. Если вы чем-то недовольны, то свериться с мнением общественности сложно.

Меня поразил Ковен Гарден. Это современное здание, комфортное и просторное. Буфет, кафе или бар — не могу подобрать верного слова для определения — в театре занимает почти 3 этажа. У меня было ощущение, что сцена в этом театре вторична, а вот вино и закуски — первичны, уж слишком много места им уделено. Зато комфортно и просторно. Публика разная, но в массе непарадная. Знаете, у нас так почему-то ходят на старую сцену Мариинского театра: кто-то в вечернем платье, а кто-то в джинсах и фланелевой рубашке. Хотя я сидела с ребятами из России, которые сказали, что в этот вечер публика была торжественной.

Наталья Осипова не танцевала. Об отмене её выступления было объявлено за два дня, а я пропустила этот email. Наталью Осипову в этот вечер заменяет какая-то другая танцовщица. Специально достану программку, чтобы указать её имя — Марианела Нуньес.
Я смотрела на её танец, а в моей голове постоянно звучали голоса:

  • «не удержала позу»
  • «не понимаю эмоции, почему я чувствую влюблённость в себя, а не нежную первую любовь к Онегину»
  • «почему я вижу экспрессивные движения руками, но не чувствую твою боль, когда сейчас ты отказываешь Онегину»
  • «почему я плакала позавчера на «Ромео и Джульетте» в Михайловском, а сейчас готова в гневе крушить театр».

Эти голоса не смолкали. В зале Мариинского театра иногда бывает «позу недодержала», но чаще «хочу, чтобы это увидела Надя».

В Ковен Гардене я впервые увидела не русский балет, а совсем другую школу. Удивительно, как по-разному держат позы. В России танцовщик замирает в арабеске в максимальной точке, то есть нога и рука максимально подняты и вытянуты. В Ковен Гардене арабеск, потом танцовщик дотягивает ногу на максимум и сразу начинает её плавно опускать. Непривычно такое видеть. Руки не такие плавные и красивые, как в России. Но кордебалет станцован, сильный — работает как один механизм. На их фоне техника у солистов недотягивает. Их вращения не централизованы — на выпускном вечере Академии им. Вагановой танцуют более технично. А за первые годы в театре всё ещё прибавляют в технике пару порядков. Хотя все эти комментарии уместны только в отношении классического балета.

Недавно слушала интервью Дианы Вишневой и Ирины Колпаковой (педагогом и репетитором в ABT), где Ирина отмечает, что сильная база и техника позволяют осваивать новое в дальнейшем, то есть танцевать и классику, и современные направления. Надеюсь, русская балетная школа сохранит то лучшее, что в ней есть сейчас.

Меня зовут Ирина Чеча. Я из Санкт-Петербурга, где можно много-много ходить на балет и учиться видеть прекрасное. Пишу свои отзывы кратко в Telegram.

--

--

Irina Checha
Let’s ballet!

B2B маркетолог, фанат балета и страстный скалолаз