Ледокол и возвращение политики: почему либертарианцы помогают Навальному

Siergiej
Libertarian Russia
Published in
9 min readDec 12, 2017

Алексей Навальный — самый известный оппозиционный политик в стране, критику в его адрес можно услышать со всех политических флангов. Весной 2017 года Съезд Либертарианской партии России поддержал выдвижение Навального, а многие члены партии работают в региональных штабах предвыборной кампании, несмотря на расхождения взглядов с его программой. Члены Либертарианской партии рассказали, почему они поддерживают Алексея Навального.

Соня Блейд

Соня Блейд, Москва
Я — активистка «Протестной Москвы». Мы всячески помогаем кампании Алексея Навального за допуск к президентским выборам, поддерживаем митинги и мероприятия штаба в Москве. Я сама агитирую на улице, хожу на поквартирные обходы с командой волонтёров, приглашаю друзей и знакомых в штаб на верификацию, помогаю с подготовкой штабных ивентов, делаю фотоотчёты.

Москва — сложный регион для этой кампании. Веру в возможность перемен убил «слитый» протест 2011–2012. Тогда народ попросту обманули, накормили «мурзилками» на сценах митингов, а потом запугали закручиванием гаек и ужесточением контроля массовых мероприятий. Москвичи до сих пор боятся выходить на улицы. Я постоянно слышу во время агитации: «Вы ничего не добьётесь» или «Вас опять всех свинтят». Тем не менее, в Москве сейчас процент узнаваемости Навального очень высок.

Алексей Анатольевич у меня, как и у многих, ассоциируется с ледоколом, который может расколоть двадцатилетний айсберг — коррумпированную властную шайку, что тянет Россию всё ниже ко дну.

Он идёт расчищать пространство, чтобы дать возможность всем силам на равных конкурировать на политической арене.

Я не согласна с очень многими его взглядами, меня не удовлетворяет его программа и у меня совершенно другое видение лучшего будущего для нашей страны — тем не менее, как и многие его сторонники, я буду до последнего бороться за допуск Навального на предстоящие выборы.

Навальный одним своим присутствием создаёт политическую жизнь в стране после долгих лет затишья. Без него избирательный процесс станет не более чем иллюзией выборов, а за нас опять всё решат «сверху».

Владислав Янюшкин

Владислав Янюшкин, Краснодар
Я поддерживаю Алексея Навального, потому что на сегодняшний день он — единственный оппозиционный политик федерального уровня, вокруг которого можно объединиться ради сменяемости власти и других свобод. Сегодня Россия возвращается обратно в «совок». Не могу винить людей, которые жили при социализме и довольны происходящим. Но я не могу терпеть ограничение свободы слова, регулирование Интернета, усиление роли государства в экономике, проедание номенклатурой постоянно растущих налогов.

В штабе Навального я долгое время помогал с производством медиаконтента. В начале кампании краснодарский штаб хайпил как мог, а я как хайпожор этим наслаждался. Защищал штаб во время второй атаки «отрядов Путина». Во время пресс-конференции казака, поддерживающего Навального, я, мои камера и ноутбук были вымазаны в молоке, муке и яйцах при нападении ряженых казаков.

Видео не моё, я тот парень в фиолетовой рубашке.

В штабе я встретил много классных ребят, с некоторыми из них мы в итоге, после борьбы с Роскомнадзором, зарегистрировали своё СМИ https://freemedia.io/. На митинге 12 июня нам удалось сделать качественный стрим в перископе, который посмотрело более 12 тысяч человек, плюс нас на свою трансляцию вывел Волков.

Штаб Навального повлиял на прошедшие выборы в Законодательное собрание Краснодарского края: мы показали, что если подготовить на выборы достаточное количество наблюдателей, то можно провести относительно честные выборы с более реальной явкой (сравните 15% в Краснодаре, где были наблюдатели, и 60% в Новороссийске без наблюдателей). Так что мы заставили администрацию и силовиков поднять свои задницы и пошевелиться.

Елена Тимофеева

Елена Тимофеева, Калуга
Штаб Навального — это единственное место в Калуге, которое активно ведёт политическую деятельность. Ещё, пожалуй, городская управа — когда сгоняет на наши акции всех промоутеров города, чтобы мешать нам. Я думаю, мы неплохо так подкинули работы властям и полицейским — это очень хорошо.

Я поддерживаю Навального, потому что хочу политической конкуренции. Мне в общем-то почти всё равно, какая программа будет у Навального — мы всё равно расходимся во многом с ним, но я считаю, что сейчас это максимально не важно. Важен его допуск на выборы, вот на это лично я и работаю.

Но шариками и газетами Россию не изменить. Общество на самом деле устало — я очень много общаюсь с людьми сейчас, это чувствуется.

Нужны более радикальные и неожиданные вещи. Конечно, это не камень в огород Навального, у него очень личная кампания и агитирует он за допуск себя, тут всё верно. Но в целом я жду от общества и от оппозиции большего.

Наше упущение как штаба — это то, что программа Навального не обсуждается открыто. Я всё-таки плохо представляю, у кого какие взгляды на самом деле. Из классического — визовый режим со Средней Азией. Летом часто у нас со сторонниками возникала дискуссия по этому вопросу. Бывают ещё матёрые коммунисты, которые не согласны с уменьшением финансирования полиции и армии. По самым острым вопросам всегда будем расходиться (армия, оружие, ЛГБТ, МРОТ, Крым).

Сомневаюсь, что наше влияние на массовое сознание калужан велико, но штаб помог образоваться группе единомышленников. Мы вместе с 26 марта — с самого первого митинга кампании Навального. Надеюсь, связи после завершения работы штаба не пропадут, иначе в городе снова наступит политический мрак.

Никита Цветков (слева от экономиста Павла Усанова)

Никита Цветков, Санкт-Петербург
Я поддерживаю Алексея Навального потому, что он всерьёз пытается сменить власть в России. Он доказал, что личные риски его на этом пути не остановят. Другого такого политика в России я не знаю.

Я — хэдхантер штабного лектория: подбираю лекторов и согласовываю их с координатором. Одобренным лекторам пишу полное уважения и дипломатии письмо, дёргаю общих друзей, чтобы они убедили их это письмо прочесть.

Каждая лекция в штабе порождает дискуссию, не только в части ответов на вопросы, но и в неформальной части после: волонтёры и гости обступают лектора и мучают его вопросами ещё час-другой. Выглядит это забавно, потому что часто в комнате левой оказывается только экономическая программа Навального: и лектор правый, и сотрудники штаба, и волонтёры, и гости. Питер очень правый город, если говорить о политизированных людях.

Питерский штаб не только сотрудничает почти со всеми оппозиционными силами города, проводит митинги, агитирует, но и вовлекает в политику новых людей совершенно разного достатка, профессии и возраста. Некоторые из них становятся волонтёрами. Некоторые утоляют научно-дискуссионный голод на лекциях (нужно же о чём-то говорить с коллегами и родными). Часто забегают школьники, чтобы просто набрать агитматериалов и «троллить училок», это мило.

Штаб — это место, где есть жизнь. Он меняет пейзаж.

Лада Соколова

Лада Соколова, Ярославль
Штаб Алексея Навального в Ярославле открылся 23 апреля. Я была в тот день на встрече с самим Алексеем, а впоследствии работала в штабе помощником координатора: публиковала посты в соцсетях, писала новости, фотографировала, выступала на митинге 12 июня, организовывала лекции и ивенты. Но главным всегда было общение с людьми — никто и никогда с ними по-настоящему не говорил в масштабах президентской кампании. В августе я организовала в штабе выступление Михаила Светова, после которого создание ярославского отделения Либертарианской партии стало лишь вопросом времени.

Штаб Навального оживил общественно-политическую жизнь Ярославля, которая стагнировала после смерти Бориса Немцова (депутата Ярославской облдумы) и натуральной оккупации ярославской политики московскими назначенцами.

Поддержка Алексея Анатольевича не противоречит моим либертарианским убеждениям —

фактическое отсутствие политики в России намного страшнее социал-демократических обещаний МРОТ в 25 тысяч и бесплатных госуслуг.

Перед либертарианцами, как и перед всеми политическими силами в стране, стоит главный вопрос — запуск политического процесса. С каждым днём всё больше людей узнают о либертарианстве, растёт число наших сторонников. Но в нынешних условиях мы не сможем представлять на выборах интересы свободных людей от собственного имени, не взаимодействуя с другими организациями (Яблоко, ПАРНАС). Чтобы быть услышанными, нам стоит поддержать кандидата на пост главы государства, не причастного к установлению и укреплению путинского режима, последовательного и убеждённого, несмотря на все свои идеологические метания, человека.

Эта кампания вернула многим людям давно угасшую надежду на перемены. Поддержка Алексея Навального для меня не только политический вопрос, но и дело разума и совести. Часто спрашивают: какова гарантия положительных перемен, в частности, для либертарианцев? Гарантия бывает при покупке бытовой техники, а в жизни есть шансы. Мы просто не можем себе позволить не воспользоваться одним из них.

Валентин Беляев

Валентин Беляев, Йошкар-Ола
Йошкар-Ола, да и вся республика Марий Эл, — это довольно аполитичный регион. Появление штаба Навального активизировало нашу оппозицию. У нас появилось то место, которое мы можем назвать домом и центром протестного движения. Люди, приходящие в штаб, благодарят нас за то, что мы вообще существуем и что-то делаем в городе. Наш штаб даже организовал «Протестную Йошкар-Олу» с некоторыми другими партиями, объединениями и гражданскими активистами — для совместной координации действий, в том числе организации уличных мероприятий.

Вся активная гражданская позиция и интернет-активизм бесполезны и ничего не значат, если не выходить защищать свои свободы на улицы города.

В команде Навального я занимаюсь ведением соц.сетей йошкар-олинского штаба и непосредственно самой агитацией. Участвую в одиночных пикетах, раздаю газеты, расклеиваю листовки на доски объявлений, работаю на кубах, а раньше был помощником координатора. Многие в штабе заинтересовались моими либертарианскими взглядами, третьего декабря мы организовали выступление Михаила Светова, и вскоре возникло марийское отделение Либертарианской партии.

Меня как либертарианца не устраивают этатистские, лево-социалистические пункты программы Навального, увеличивающие объём государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан.

Навальный говорит про коррупцию, про воровство из бюджета, но дело в том, что воруют ведь не из бюджета, а в бюджет. Алексей не говорит, в чём причина коррупции, а причина проста — если не будет налогов, которые содержат армию дармоедов-чиновников, то и коррупция, которую они провоцируют, исчезнет. Нет чиновников — нет коррупции.

Навальный для меня — это инструмент для смены режима, способ вернуть в Россию политику, гражданские права и свободы. Организованные им крупнейшие с 90-х годов всероссийские массовые протесты ясно продемонстрировали всем, что именно он является лидером российской оппозиции и главным оппонентом Путина, в отличие от прирученной и бесполезной системной оппозиции, кушающей из ручек ЕдРа.

Выборы без главного оппонента власти — это не выборы, и их победитель — нелегитимен.

Именно поэтому я считаю, что либертарианцы должны поддержать кандидатуру Навального.

Айрат Халилуллин

Айрат Халилуллин, Казань
С марта я раздал несколько тысяч газет и листовок, расклеил около двух сотен листовок на доски объявлений, сагитировал множество людей, которые до этого не верили в политическую борьбу в России. Вместе с товарищами мы выезжаем в другие города республики, собираемся в выходные или просто в свободное время.

Со времени открытия штаба политическая жизнь нашего города поднялась на новый уровень. Штаб Навального организовал самый масштабный митинг за всю историю города. Да что уж говорить, рассвет татарстанского отделения ЛПР пришелся именно на этот промежуток времени. Одно наличие штаба в городе уже вызывает чувство, что политическая борьба не проходит мимо.

В Казани отделение ЛПР регулярно проводит с местным штабом Навального дискуссии по насущным политическим и общественным вопросам. В споре об открытых границах штаб Навального выступил против открытости, аргументируя свою позицию тем, что мигранты отнимают рабочие места, криминализированы, не защищены от произвола полиции и недобросовестных работодателей. Победа в споре на тот раз осталась за штабом.

Дебаты в штабе Навального

На дебатах о принудительном лечении наркозависимых представители ЛПР выступили безусловно против такого лечения и победили в итоге настолько наглядно, что не понадобилось и голосование. В дискуссии о высшем образовании — должно ли оно быть платным или бесплатным? — я отстаивал позицию, что частное образование будет работать куда эффективнее за счет конкуренции, а монополия государства лишь вредит делу, но симпатии публики оказались не на моей стороне.

Несмотря на различия во взглядах, Алексей симпатичен мне как человек. Я считаю, что он должен стать президентом России для того, чтобы вернуть в Россию публичную политику, чтобы сделать выборы конкурентными. Мне как либертарианцу очень не терпится рассказать о либертарианстве как можно большему числу людей, но при нынешней власти делать это, так сказать, затруднительно.

Продолжение: рассказы активистов из Краснодара, Тюмени, Йошкар-Олы, Казани, Москвы, Хабаровска, Екатеринбурга и Петрозаводска.

Материал подготовили:
Павел Дубравский, Сергей Карнавский, Кирилл Самодуров
Либертарианская партия России

--

--

Siergiej
Libertarian Russia

друг человечества печально замечает