Перевод: Как национальная система страхования от наводнений тратит деньги налогоплательщиков впустую

Vladislav Yanyushkin
Libertarian Russia
Published in
3 min readJul 25, 2018

Steve Chapman | Reason.com

В 1967 году Пит Сигер написал песню протеста, в которой пел: «Мы были по колено в грязи, но этот дурак всё подгонял нас». Это была насмешка над президентом Линдоном Джонсоном и аллегория на события во Вьетнаме. Теперь эта война — дело давно минувших дней. Но действия Джонсона обернулись для нас другой грязью, из которой нам предстоит выбраться.

Сезон ураганов с ужасными штормами в Северной Америке ожидается в период с августа по сентябрь. Жители материка считают, что им не о чем беспокоиться, потому что их дома не затопит море соленой воды. Но, тем не менее, они подвержены большому риску.

Причина в том, что они возьмут на себя большую долю цены, чтобы помочь жителям островов в зоне тропических штормов. Национальная программа страхования от последствий шторма была основана в 1968 году Линдоном Джонсоном. Он считал, что частный рынок не сможет справиться с последствиями наводнения и полагал, что с этим способен справиться Вашингтон. Как большинство его прочих инициатив «Великого общества», она оказалась дорогостоящим примером опасности государственного вмешательства.

Срок действия программы истекает в конце июля, однако конгресс несомненно так или иначе возобновит ее. Изменение и без того плохой системы может привести к еще большим проблемам.

В прошлом году ураган Харви затопил дом в Кингвуде в штате Техас уже 22 раз с 1979 года. Вы, должно быть, считаете, что после первого или второго бедствия ответственные за программу страхования должны были выплатить собственникам компенсацию, чтобы они могли построить дом в другом месте.

Но жильцы решили никуда не переезжать. По состоянию на 2015 год, правительство выплатило 2,5 миллиона по искам — «по крайней мере, в восемь раз больше стоимости дома» — написала газета Houston Chronicle.

Дом в округе Батон-Руж, штат Луизиана, оцененный в $56,000, выстоял 40 наводнений и заработал более $428,000 страховых выплат. Дом в Северном Вайлдвуде, Нью-Джерси, перестроили 32 раза.

В национальном масштабе 30,000 зданий, оцениваемых государством как «регулярно аварийные» получили выплаты за ущерб, хотя были затоплены как минимум 5 раз. Эти дома составляют примерно один процент программы страхования, но примерно 30 процентов всех претензий.

Их страховые взносы не покрывают ожидаемые потери. Но аналитик Роб Мур из национального консульства по защите ресурсов заявил в Вашингтон Пост: «Ещё ни один конгрессмен не проиграл выборы из-за того, что предлагал дешёвую страховку от наводнения».

Это одна из причин, почему долг программы составляет $25 миллиардов. Снижая суммы выплат, государство поощряет людей строить в тех местах, где их ждет затопление. Это выжимает других налогоплательщиков досуха — и не в хорошем смысле этого слова.

Одно из объяснения подобной модели — это правила организации, которые позволяют перестраивать только в том случае, если ущерб оценивается менее чем в половину стоимости дома. В противном случае владельцы должны переехать или надстроить фундамент.

Но местные представители считают неблагоприятным сообщать такие новости потерпевшим наводнение, поэтому они занижают сумму ущерба и тем самым заставляют людей возвращаться в уязвимые места. The Chronicle обнаружил, что в Галвестоне после урагана Айк в 2008, ущерб многих дюжин жилого имущества был оценен менее чем на 50%, несмотря на наличие от 8 до 15 футов воды.

Если бы частным страховщикам разрешили действовать, они бы сократили повторные претензии в местах, подверженных ураганам. Было бы дешевле, если владельцы домов получили выкуп, и земля осталась во владении лягушек и поросли.

Федеральная программа разрешает владельцам выбрать этот вариант. Но получение денег от федерального агентства по чрезвычайным ситуациям занимает годы, и нет никаких гарантий, что в конце концов владельцы получат выкуп. Процесс заставляет их смириться с неизбежным, восстановить разрушенное и остаться на месте.

Суть проблемы всем знакома: люди, на которых лежит ответственность за их действия, не расплачиваются своими деньгами. Им проще заниматься относительно небольшими жертвами наводнений, чем защищать интересы миллионов налогоплательщиков.

В частных программах страховщик, который не настоял на исполнении своих правил для решения проблемы вскоре разорится. Местные, федеральные и государственные учреждения неминуемо выживают, несмотря на то, как плохо они исполняют свои обязанности.

Некоторые прибрежные общины вскоре будут вынуждены столкнуться с ливневыми дождями, сильным ветром и штормовыми приливами. Но благодаря программе страхования они уже в экстренной ситуации.

Перевод: Мария Калачева

--

--