Война. Дорога в никуда.

Christine Krupenik
Life, the Universe and Everything
4 min readMar 14, 2022

Дальше мы собирались как команда боевых роботов, молча и целенаправленно, мы были готовы, насколько это возможно, поверить еще не могли, но каждый выполнял свою роль. Я кинула с собой детских пюрешек, воду, кусок хлеба, несколько кусков сыра. На котов, которые радостно терлись о ножки, я даже посмотреть боялась, потому что если бы оглянулась, взяла на ручки — рассыпалась бы на тысячу кусочков, села сдохла вот прямо там, на моем любимом паркете. По рюкзаку на человека, походный рюкзак выживальщика (Денис когда-то запасся туристическими и экстремальными штуками: фонарик, нож, веревка, аптечка, гамак — кто бы мог подумать что он *действительно* когда-то пригодится), пакет с едой — это все, что мы взяли из 40 лет жизни в Ха. Позвонила мама, поругались, помирились, все знакомые проснулись и начали звонить, у нас сразу образовалась компания, которая решила ехать немедленно, еще без понимания, куда и как, но ехать. Где-то бухало, дрожали стекла, я, честно говоря, не очень отчетливо помню сборы, я просто старалась не заплакать, не напугать 3д, не смотреть на котов и не расклеиться здесь и сейчас, а хотя бы дойти до машины. Что удивительно, готовее нас оказались наши соседи, обычная неприметная семья, люди как люди, они через 10 минут после первых залпов ровным, сосредоточенным строем вышли из своей квартиры с одинаковыми оранжевыми чемоданчиками, прямо как семейство Флинтстоуненко :-). В мирное время нас сложно впечатлить готовностью на подъем, но у них получилось.

Сели в машину, забрали маму, позвонила мама Алисы и просила забрать Алису, плакала, но мы не взяли, потому что ей 17 и совершенно неясно, что с ней делать дальше, на блокпостах и границе, если она не пройдет без своих официальных опекунов — что тогда?

На дорогах Харькова был ад, все ехали во все стороны, очень быстро и очень тупо, было много аварий и я боялась, что мы даже из города не выедем. За спиной бухкало без остановки и отдавалось прямо внутри, от страха подтрушивало и тошнило. Отвезли мою маму папе Дениса, заправились и поехали. На заправках очереди были длиной в жизнь, люди хватали продукты, куда-то бежали, толкались, кричали, плакали.

Сейчас я уже понимаю, как наивны мы были, но Денис все время говорил: «Ну вы же понимаете, что этим может все и закончиться и все будет хорошо и завтра мы вернемся?» И он правда так думал, и мы тоже. Тем не менее, мы решили ехать дальше, пока можем, а завтра посмотрим, что будет (мы и сейчас каждый день решаем с сегодня на завтра, потому что если а секундочку задуматься о масштабах последствий, то кукуха неминуемо потечет). Наши друзья организовали нам отель в Кропивницком и у нашего экипажа самураев появился не только путь, но и какая-никакая цель.

Дорого была сложной, был момент когда мы уперлись в многокилометровую пробку и нам помог выехать безумный автобус, без страха и упрека выехавший на встречку. Он несся так резво и бесшабашно, что было чувство, что водителю прямо в автобусе черти ноги жарят. ДД в какой-то момент предположил, что это автобус из Гарри Поттера, помните, который вез Гарри в серии Узник из Азкабана? Вот именно так мы и ехали.

Вскоре, к сожалению, он свернул куда-то на второстепенную по своим автобусным делам и унесся в ад или куда он там спешил. Некоторое время мы уныло потошнили в пробке, но недолго, да и Денис не одобряет тошнилово, поэтому он уцепился за военными, которые ехали по обочине встречки и за ними мы проехали приличный кусок пути.

Был еще стремный момент, когда мы почти доехали (в пути были уже часов 9–10) и уперлись в разрушенный мост. Объезд по ближайшей «желтой» дороге 200 км. Тут включился ДД, он оказался удивительно перспективным навигатором, быстро нашел объезд и мы ехали одни по какому-то полю в полной темноте на нашем низком крейсере, молясь всем богам, чтобы не застрять. Денис, наверное, на каждой кочке отложил кирпичей на небольшой поселок, потому что если бы мы там застряли, то неясно вообще, кто и когда вытащил бы нас из этой срани дальней.

Даже когда мы доехали до Кропивницкого (за ~12 часов проехали чуть более 400км), мы все еще не понимали, что происходит и мечтали о ресторане, стейке и бокале вина, но получили комендантский час, захолустный город в котором все закрылось и неясно откроется ли, очень скудные запасы еды, и 3д с поносом то ли на нервной почве, то ли его желудок оказался не готов к сухпайку. Мы бродили с ДД по городу, я не хотела верить, что это происходит, и что я в Украине в семь вечера не могу найти продукты. Я очень, очень злилась и все наворачивала и наворачивала круги по округе. В итоге нашли маленький магазинчик в подворотне, классический гандель, который был открыт только потому что продавец забухал с грузчиками, новости никто из них не смотрел и о комендантском часе не слышал. Мы быстро ввели их в курс дела, что дало им пищу еще на пару тостов патриотического характера, а нам — время набрать немного еды с собой.

Вернулись, поели и упали спать с мыслями, что завтра проснемся в своих кроватях и будем долго обсуждать этот затяжной кошмар.