Цена немецкого воздуха.

Christine Krupenik
Life, the Universe and Everything

--

Общее

Германия — одна из самых неоднозначных стран.

Визуально очень похожа на Украину, но только поживя в пустыне начинаешь ценить зеленую траву, прохладное утро, разнообразие полевых цветов, которое кажется нам совершенно обыденной частью жизни.

Мы жили в очень красивом доме в пригороде Берлина, и, похоже, у меня появилась новая мечта — дом у реки или озера и обязательно панорамные окна с видом на воду.

наш домик :-)

Я просыпалась каждое утро на рассвете и смотрела, как сначала реку накрывал туман и мир казался черно-белым, а потом, когда солнышко поднималось выше, туман постепенно рассеивался, цвета вокруг менялись, просыпались утки и начинали копошиться в воде, периодически покрякивая и пощипывая друг друга за гузки, потом приплывали лебеди-гопники, шипели и прогоняли уток, просыпались бобры и прогоняли шипящих лебедей, солнышко поднималось все выше, цветов становилось все больше, туман исчезал, а вода в реке начинала играть и блестеть, окончательно прогоняя утреннюю черно-белую мглу. Пожалуй, я впервые была рада, что у меня сейчас проблемы со сном и просыпаться на рассвете давалось относительно легко.

Однажды 3д проснулся ночью, а над рекой была гроза, он сел на край кровати и часа четыре смотрел на сверкающие молнии. Жизнь в таком месте приобретает какой-то совершенно иной вкус, цвет и смысл, как будто живешь в волшебном лесу, а вокруг — эльфы и гномы, обычная-необычная часть фауны :-)

Еда, но больше бухло :-)

Мне очень понравился ассортимент продуктов в магазинах, к концу поездки я, кажется, состояла из колбасок, сыра и пива в равных пропорциях.

Самое большое впечатление на меня произвел пивной супермаркет. Представляете, большой супермаркет, в котором три четверти полок заставлены пивом? Это как прекрасный сон наяву.

Немцы возвели пиво в культ, местами на грани нормальности. Они смешивают пиво с кучей сладких шипучих напитков, например со спрайтом — это называется Radler, или с колой — это колавайцен, еще я видела что-то с вишневым соком, лимонадом, даже пиво с шампанским мешают.
Каждый сорт пива пьется из разных бокалов, и очень плохо и неуважительно к местному святому напитку пить из неправильного бокала или не дай бог сменить сорт пива и не сменить при этом бокал. Даже чокаться разным пивом нужно по-разному. Чаще всего, если покопаться в истории пивоварения и тонкостях техпроцесса, всему находится объяснение, например: кружки с сужением вверху — это из тех времен, когда народ мучала чума, и пиво подавали в таком виде чтобы мухи не попадали внутрь, а пшеничное пиво — с осадком на дне, поэтому его пьют из бокалов с сужением книзу, чтобы там собирался осадок из дрожжей, и расширением сверху для пены. Чокаться им нужно нижней частью бокала, но я уже забыла, почему так, хотя уверена что есть (или когда-то была) рациональная причина.

В магазинах пиво покупают ящиками, и это не six-паки, как я подумала сначала, а весьма настоящие ящики. Пару раз были замечены бабульки на ходунках и корзинкой, в которую был засунут ящик пива.

Транспорт

На дорогу в Берлин я тратила полтора часа в каждую сторону или 80 евро на такси (в одну сторону), поэтому в транспорте я хлебнула и хорошего и плохого.

Для навигации я использовала гуглокарты, все маршруты и расписания актуальны. Ездить в немецком общественном транспорте приятно, все вовремя, чисто, быстро, кондиционеры. Забавно, что в немецких домах кондиционер — скорее исключение, нежели правило, но в транспорте они есть везде. Билеты покупала в приложении BVG Tickets, оно простое и на английском. Билет на целый день стоит 8–9 евро на все виды транспорта.

Во многих автобусах, особенно пригородных, есть кнопки “попросить остановку”, когда нужно выйти — нажимаешь на кнопку. Если на кнопку не нажать — водитель вполне может не остановиться, даже если видит, что кто-то собирается выходить. Однажды он так и сделал, нам пришлось прогуляться немножко вечерком. С водителями у меня вообще были какие-то особые отношения. Как-то я бежала за автобусом, держа в руках талончик, 3д, маски (в общественном транспорте все еще нужно находиться в масках) и сумку. Подбегая к автобусу, я не успела надеть маску на лицо и водитель захлопнул двери прямо перед моим носом, высунулся в окошко, покричал “You need more discipline!” и уехал, весело смеясь, при этом он хорошо знал, что это последний автобус на маршруте, такси у нас вызвать не получилось и у нас была очередная четырехкилометровая вечерняя прогулка по свежему воздуху. Нагулялись и спали в ту ночь мы отлично.

Если есть возможность купить билеты куда-то предварительно — покупайте, не сомневайтесь. Очень легко попасть в ситуацию и менять планы от того, что заранее не купили билеты, именно так с нами однажды случилось в леголенде. Я стояла под леголендом и плакала, потому что на улице шел дождь, мы проехали 2 часа в транспорте, а нас не пустили без предварительно купленного билета. В итоге я научилась покупать билеты всегда и везде.

Денису общественный транспорт очень понравился :-)

Образ жизни

В Германии все стараются экономить, сначала я думала, что это просто национальная черта без явных причин, но после пары бесед на эту тему поняла, что здесь все и вправду очень дорого (электроэнергия втрое дороже, чем у нас, например), нет центрального отопления и все греются сами как могут. Температура 17–18C в доме зимой — это нормально. Часто отапливается всего одна комната, в которой все проводят больше всего времени, спальни не отапливаются, и они активно используют грелки (да-да, как у бабушек наших было) и электропростыни (современные грелки), а туалеты не отапливаются вообще никогда. Это, кстати, одна из причин, почему в Германии мало домашних кондиционеров — это просто дорого и гораздо проще оборудовать комнату с диваном где-нибудь в подвале и спать там в жаркие дни, которых не так уж и много.
Почти во всех пригородных домах стоят буржуйки. Валяющихся сухих деревьев не существует, если у кого-то высохло дерево — умный сосед предложит его спилить, все соберет, распилит на дрова и зимой будет ими топить. Люди, у которых много дров (все соседи смотрят сколько кто заготовил дров), вызывают молчаливое уважение. Когда я говорю, что у нас часто в квартирах +23–24С и открытая форточка всю зиму, они смотрят со смесью благоговения, неодобрения и недоверия. Я думаю мы кажемся ими какими-то с одной стороны волшебными людьми, а с другой — немножечко дураками, т.е. волшебными дураками :-)

Медицина

Немецкая медицина — неподъемная для меня штука, о сроках ожидания по записи ходят легенды, быстро можно только съесть аспирина. Насколько я поняла, даже при наличии денег получить медобслуживание без страховки можно только в благотворительных клиниках для малоимущих и бомжей, и то — выстояв очередь длиной в жизнь (для некоторых, к сожалению, буквально).

Я ударила ногу и, похоже, сломала мизинец, шкандыбаю уже месяц, все не найду моральных сил пробиться через эти дебри неписанных правил и обычаев. Быстрого способа сделать рентген у меня нет, моя туристическая страховка этот случай не покрывает, а искать новую или сидеть в бесконечных очередях в больницы я не хочу. Одни мои знакомые вызвали скорую и получили штраф в 1000 евро, потому что по мнению скорой пациент не был смертельно болен. Сейчас судятся со скорой помощью.

О богатых людях…

Когда я спросила, кто живет в округе (мне было интересно из какого слоя мои соседи), мне сказали “хз кто живет”. Я уточнила, мол, “а где живут очень богатые люди?”, и дальше была дискуссия о том, кто такие “очень богатые люди”. По мнению немцев, сильно богатые люди — с состоянием по меньшей мере в миллиона полтора евро, причем оно возникло не в результате одной удачной сделки, как часто бывает в Украине, а накоплениями поколений. Кроме того, демонстрировать свои состояния как-то не принято, и человек, владеющий домами на озере Комо, Нью-Йорке и в пригороде Берлина, здесь вполне может ездить на старом гольфе и никогда не поймешь, кто из соседей богат “по-немецки”.

Бюрократия

Немецкую бюрократию я сознательно избегала, наслушавшись кучу историй о получении банковских карт за месяц, и решив даже не соваться в эти легендарные места, не тратить время и силы.

Деньги

Обратите внимание: в Германии не везде принимают платежные карты, особенно это касается пригорода, иногда принимают от определенной суммы, например 3–5 евро. А еще у них есть свои карты и в супермаркете вполне могут принимать карты, выпущенные в Германии, но не принимать международные.

В целом, Германия — не моя страна. Это первая страна, где я почувствовала себя максимально напряженной, возможно потому, что я была впервые вынуждена оценивать место пребывания не с точки зрения туриста, а с точки зрения “уехал из своего дома надолго, где бы осесть?”. Я так и не поняла границы дозволенного, когда, например, ребенок носится по лужайке и орет, а соседи смотрят на него с интересом. Что они делают, умиляются или уже вызвали полицию за нарушение общественного порядка и наблюдают что будет дальше?
Украинцы привыкли жить совершенно иначе, у нас нет такого количества правил, писаных и неписаных законов, а строгость любого закона компенсируется необязательностью его исполнения. Да, я сейчас утрирую, но не очень. Это и хорошо и плохо. Я, гуляя по улицам пригородов, наблюдала неправдоподобную чистоту, размеренную и предсказуемую жизнь и думала: “Как это, жить так всегда?” Может быть поэтому немцы и живут так долго, что в их жизни все предсказуемо, спланировано и ожидаемо — стрессов крайне мало, минимум страхов и неожиданностей. Хотела бы я так жить? Не знаю, пока для себе не поняла, возможно ли вообще ментально взять и перестроиться в другой уклад. Оставлю эту мысль на другой раз.

--

--