О львы, не вы ли…

Orion Nebula
Livejournal archives
2 min readFeb 23, 2014

В начале было так:

Это 1939 год, Соломон Линда и группа Evening Birds поют “Мбубе”, т.е. “Лев” по-зулусски.

Соломон Линда работал на студии грамзаписи уборщиком, раскладывал пластинки по конвертам, иногда пел — и писал песни. “Мбубе” он, вроде как, написал еще в 20-х, но “написал” касалось слов и ритма, остальное Линда импровизировал по ходу песни. Пластинки, кстати, покупали те же нег… афроафриканцы, и за пределы этой среды мало что выходило. Кстати, нельзя сказать, что это был такой уж плохой рынок — к концу 40-х сингл с этой песенкой разошелся стотысячным тиражом!

На рубеже 40–50-х пластинка попала в руки Пита Сигера, который, как часто бывает в годы музыкальных кризисов, искал свежее дыхание в World music. Сигер, понятное дело, по-зулусски не говорил, о чем песня, не понимал, решил, что она народная и про Чаку. Он аранжировал песню, как европеец, выделил и оформил малозначительную в оригинальной записи мелодию и записал ее хоровую версию с оркестром:

Называлась она просто и незатейливо — “Уимове”, что в переводе означает “Как услышал, так и пою”.

В таком виде мелодия разошлась по репертуарам многих исполнителей. Вот, например, Има Сумак:

и еще через почти 10 лет некие продюсеры решили приспособить ее для своего бой-бенда The Tokens. Тут просто хором не обойдешься, поэтому Джорджу Вайссу (кстати, соавтору таких песен, как What a Wonderful World и Can’t Help Falling in Love) заказали аранжировку и написание текста для песни. Опять. Потому что текст, который у песни уже был, эти тупые белые превратили в полную тарабарщину.

Получилось вот так:

Тарабарщина осталась, но нечаянную мелодию Линды выдвинули на передний план, чтобы всем было заметно, высокий вокал закинули еще дальше вверх с помощью сопрано Аниты Дариан. В таком виде “Мбубе” взобралась на вершину Биллборда и стала всемирно узнаваемой.

После этого ее перепевали постоянно, например, Брайан Ино в 1975-м:

Или REM в 1993-м:

Но самым успешным кавером кавера стала записанная в 1982 году версия группы Tight Fit. Ну, то есть, как группы — продюссера. Это обычные милли-ванилли, голос принадлежит одному человеку, а в кадре совсем другой. Нового в этой версии мало, добавили немного электроники и много голубизны.

Настоящий скандал разразился, когда кусок песни спели Тимон и Пумба в “Короле-льве”:

Наследники Линды предъявили претензии к “Диснею”, те пожали плечами и сказали, что честно заплатили за нее. Кому? Оказалось, что копирайт на песню держит какая-то левая звукозаписывающая компания (принадлежавшая, кстати, Вайссу), которая просто обожала приписывать себе авторство разных плохолежащих песен. В итоге, они на чем-то там сошлись.


А вот чем закончилось:


Источник

--

--