Все, что нужно знать о декабрьских прогулках по Лондону

Расписание, описания, организационные подробности.

Ilya Faybisovich
London and All
5 min readDec 2, 2019

--

Меня зовут Илья Файбисович. Я очень люблю Лондон, уже больше десяти лет читаю, думаю и пишу о нем (в последние годы — на своей странице в фейсбуке). А три с чем-то года назад я понял, что хочу попробовать себя в роли экскурсовода. Мне понравилось, посетителям моих прогулок, видимо, тоже. С тех пор два-три раза в год я приезжаю с набором прогулок, который постоянно обновляется. В следующий раз я приеду в самом конце декабря.

Прежде чем перейти к приятному — подробному описанию прогулок — я хочу обратиться к полезному — организационным подробностям.

Организационные подробности

  • Продолжительность каждой прогулки — примерно 3 часа.
  • Чтобы попасть на прогулку, необходимо купить билет заранее, хоть за месяц, хоть за 10 минут до начала. Я стараюсь не продавать билеты на месте, прежде всего потому, что так очень трудно контролировать размер группы.
  • Я продаю билеты через платформу Eventbrite, вот моя страница там. Если у вас возникнут проблемы с оплатой, напишите мне в фейсбуке или на почту ilya.faybisovich@gmail.com. Внутри описания каждой прогулки ниже на этой странице будет ссылка на ее страницу на Eventbrite.
  • Стоимость билета на прогулку — 30 фунтов (плюс примерно 2 фунта комиссии Eventbrite).
  • Дети до 12 лет гуляют бесплатно.
  • Купленные билеты можно сдать с полным возвратом их стоимости не позднее чем за 24 часа до начала прогулки.
  • Если у вас есть ко мне вопросы, вы можете найти меня в фейсбуке или отправить мне письмо по адресу ilya.faybisovich@gmail.com.

А теперь возвращаемся к прогулкам…

В декабре я успею предъявить вам три прогулки: по Сити, историческому центру и моему любимому району Лондона, по Вестминстеру, но несколько менее традиционному, чем обычно, и по Клеркенвеллу — одному из самых замечательных и преступно недоизученных районов Лондона.

Путешествие к центру Лондона

28 декабря (суббота), начало 14:00 купить билеты (зимой солнце заходит рано — хвост этой прогулки будет освещен газовыми фонарями)

С этой прогулки все началось. Я очень люблю ее, потому что она позволяет окунуться в суть Лондона. Центр из ее названия — понятие не только географическое, хотя это важно, но и хронологическое. Городу скоро будет две тысячи лет, но важнейшие события в его истории произошли очень давно, сотни лет назад. Увидеть их следы в ткани современного Лондона, понять, почему он выглядит именно так — наша задача на этой прогулке. Мы начнем близко к центру современного города (в нескольких минутах ходьбы до Ковент-гардена и Британского музея), но пойдем в непривычном направлении — на восток, туда, где начинается Сити (City of London), не просто финансовый квартал, а исторический центр.

По дороге нам встретятся… Нет, не так, сами они никому не встретятся. Несколько раз свернув в правильные переулки, мы обнаружим, поднимем на поверхность и как следует изучим несколько удивительных учреждений. Своеобразный средневековый университет, который работает до сих пор, причем бесплатно; часовня XIII века, оставшаяся от владений влиятельного епископа и относительно недавно по лондонским меркам вернувшаяся в католическую церковь; мясной рынок, в той или иной форме работающий на своем месте восемь с лишним столетий; больница и церковь, возникшие в 1123 году; бывший монастырь, а последние четыреста с лишним лет дом престарелых, — главные, но не единственные герои нашей прогулки.

Мы поговорим и о постепенных изменениях в роли города внутри страны, и о внезапных: английской реформации при Генрихе VIII в середине XVI века (разрушение монастырей, остатки которых мы и будем искать), Великом пожаре 1666 года (разрушение практически всего, но не на нашем маршруте), гитлеровских бомбардировках во Вторую мировую войну, которые заставили англичан и лондонцев в частности с большим интересом относиться своему архитектурному наследию. То плавно, то резко переходя из эпохи в эпоху, мы постараемся видеть не последовательность точек, а непрерывную линию рассказа о том, что сделало Лондон Лондоном.

Другой Вестминстер

29 декабря (воскресенье), начало 10:00 купить билеты

Мы выйдем из метро, упремся взглядом в здание парламента, отдадим честь Биг-Бену и пойдем прочь — вглубь другого Вестминстера. Парламент, аббатство, министерские здания, резиденция премьер-министра — все это важно и интересно, но это как-нибудь в другой раз. На это прогулке мы пойдем туда, куда редко ступает нога человека, исследующего Лондон — и очень зря. Потому что Вестминстер это не только правительственный анклав, но и обычный (ну ладно, не совсем обычный) городской квартал со своими улицами, переулками, задворками, жилыми домами и кафе — иногда настолько интересными, что они становятся полноправными участниками прогулки. Да, конечно, градообразующее предприятие тут — британское государство, и оно отбросит на нашу прогулку тень, но будет еще много важных тем, которые обычно остаются за бортом прогулок: борьба за избирательное право для женщин, расцвет муниципального жилищного строительства, образование, транспорт, тюремные реформы и возникновение и развитие галереи Тейт. Обо всех этих темах, обычно остающихся за бортом развлекательных прогулок, мы будем рассуждать, стоя рядом с замечательными иллюстративными примерами. Чуть ли не больше всего прочего, как и всегда, меня будет интересовать архитектура, и я обнаглею до такой степени, что пущусь в два больших лирических отступления, посвященных крупнейшим и недооцененным сегодня британским архитекторам XX века — Чарльзу Холдену и Эдвину Латьенсу. Начнем и закончим мы на каким-то чудом сохранившихся улицах, которые были выстроены триста лет назад и с тех пор практически не изменились.

Упадок и расцвет Клеркенвелла

26 декабря (четверг), начало 10:00 купить билеты

28 декабря (суббота), начало 10:00 купить билеты

Это моя самая новая прогулка — первый раз я предъявил ее публике в октябре 2019 года. Как следствие, при ее подготовке я чувствовал себя как никогда свободно. Клеркенвелл — один из самых обаятельных районов Лондона и идеальное пространство для прогулок. Его толком не с чем сравнить: здесь нет прямых улиц и типовой застройки как в Вест-Энде, и, с формальной точки зрения, нет достопримечательностей городского значения — и мне это очень нравится. Его улицы пересекаются под самыми невероятными углами, как в соседнем Сити, но вместо банков и страховых компаний здесь архитектурные и дизайнерские бюро, которые въехали в пустовавшие фабричные помещения. И таким образом во многом спасли от радикальной перестройки район, из которого во второй половине XX века выехали — или просто исчезли — десятки промышленных предприятий, таким образом лишив его смысла и средств к существованию. Мы поговорим обо всем: о монастырях, вокруг которых Клеркенвелл начал расти в XII веке, о его давно забытом прошлом пригородного курорта, об истории лондонского водоснабжения, о золотом веке, когда этот район был едва ли не главной мастерской страны, и, разумеется, о его замечательной архитектуре, особенно послевоенной.

--

--