Книги о Лондоне: The City of London Николаса Кеньона

Лучший способ завязать знакомство с центром города.

Ilya Faybisovich
London and All
5 min readAug 2, 2016

--

Это первый пост о книгах, которые помогли мне лучше понять и узнать мой любимый город.

Это самый сложный пост из этой серии.

Ни один в город в мире не описан так хорошо, так подробно и разнообразно, как Лондон. Ему посвящены десятки тысяч книг, и это замечательно, но, во-первых, из десятков тысяч не очень легко выбрать несколько, а, во-вторых, среди той пары сотен, которые составляют мою лондонскую библиотеку, нет очевидной первой книги, своего рода “Вступления в Лондон”. Знаменитый “Лондон” Питер Акройда — книга, непропорционально хорошо известная и уважаемая в России, во многом благодаря качественной работе издателя и переводчиков — сыграл значительную роль в моем личном лондонском самообразовании, но я бы ни за что не стал читать ее первой (или второй, или третьей). Точнее, я бы не советовал никому начинать знакомство с городом с восьмисотстраничного тома, не имеющего ничего общего с распространенными представлениями о Лондоне.

В XIX веке, к началу которого Лондон и так был крупнейшим городом Земли, он вырос в несколько раз — выросли площадь, население, количество и объем связанных с ним тем. Помимо всего прочего, это означает, что практически невозможно найти книгу человеческого объема, которая подходила бы для первого знакомства с городом и не казалась при этом памятником истории. Писатели и читатели конца XX — начала XXI века справляются с этим ограничением по-разному.

Писатели либо пишут монументальные книги на пятьсот, тысячу, а то и больше страниц (Акройд, Стивен Инвуд, Франсис Шепард, трехтомник Джерри Уайта), либо смиряются с неизбежным и смотрят на сечение города под тем или иным углом (географическим, хронологическим, тематическим), либо предлагают читателю “прогулки”, либо просто список “интересных мест”, либо дают городу высказаться посредством его жителей, либо делают книжки с картинками. В каждом таком поджанре есть прекрасные книги, но начинать с какой-либо из них очень сложно.

По своему опыту я знаю, что синтезировать информацию о таком большом городе, как Лондон, чрезвычайно трудно. Если только чтение и размышление о Лондоне не является делом вашей жизни, или хотя бы очень важным, главным хобби (как в моем случае), то вы вряд ли будете намечать список из пары-тройки десятков книг на пару-тройку десятков месяцев. У вас просто-напросто нет этого времени и этих душевных сил. При этом я уверен, что у многих есть вас есть желание получше разобраться в самом интересном городе на земле. Хотя меня никто об этом не просил, в этой серии постов я попробую быть вашим гидом по совершенно необъятной лондонской литературе. (Никакой художественной литературы тут не будет — если я вообще буду о ней писать, то отдельно и потом.)

И поскольку мне нужно начать хотя бы с чего-нибудь, я начну с любимого.

Мой любимый кусок Лондона — как знает почти каждый, кто хоть раз открывал мой блог, и каждый, кто ходил на мои прогулки — называется City of London. Это исторический центр Лондона, три квадратных километра земли, которые и были Лондоном первые шестнадцать веков его истории. Таким образом, обзорная книга по истории и архитектуре Сити — прекрасная отправная точка для путешествия к содержательному центру Лондона. А The City of London под редакцией Николаса Кеньона, управляющего директора культурного центра “Барбикан”, — лучшая из таких книг.

Что в ней хорошего? Более-менее все, но главное — единство формы и содержания и удачный поиск компромиссов во всех возможных измерениях.

С одной стороны, это вроде как “книга с картинками”, и картинки там превосходные, с другой — они сопровождаются замечательными текстами историков архитектуры и знатоков истории Лондона, так что еще не понятно, кто кого сопровождает: фотографии тексты, или наоборот.

Это большая книга, а книги такого размера слишком часто проваливаются в категорию coffee table book, то есть копят пыль на прикроватных тумбочках и видных местах в гостиной. Но мне ее размер, наоборот, нравится: благодаря ему я могу как следует рассмотреть совершенно запредельного качества иллюстрации, в том числе современные снимки, сделанные специально для этого проекта фотографами из VIEW.

Эта книга, даже обладая тем же первоклассным содержанием, могла бы быть совершенно проходной, если бы она не была идеально задумана и исполнена. Она невероятно удобна в использовании и, я уверен, оставляет в воображении каждого читателя очень глубокий след. Очень трудно прочитать ее целиком или частично и не запомнить вообще ничего. В ее начале есть страница с формальным оглавлением, но ее настоящее оглавление располагается чуть дальше: огромная карта Сити делится на 8 цветных частей, которые и формируют структуру тома и помогают в нем ориентироваться.

Затем следует предисловие архитектурного критика Кеннета Пауэлла, а за ним — первая глава, посвященная Темплу и Флит-стрит. Как и все остальные, она открывается еще одной картой, на которой помечены (и пронумерованы) все объекты из этого района и указаны названия даже маленьких улиц, чтобы соотносить текст, фото, карту и собственный чувственный опыт было легче. Четыре историка архитектуры, включая Пауэлла, написали по две главы каждый. Внутри глав подчеркнуто отсутствует порядок: здания расположены не по хронологии и не в рамках какого-либо маршрута, а по алфавиту. Таким образом, мне кажется, автор может сосредоточиться на отдельных зданиях, и книга выигрывает. При этом главы не распадаются на единицы “картинка-текст”, поскольку в начале каждой главы помещено небольшое эссе.

Я описываю эту книгу подчеркнуто сухо, практически языком рекламного буклета, но мне кажется, что это полезнее, чем если бы я просто написал, что это одна из лучших книг в моей библиотеке. Она не дешевая — на “Амазоне” ее можно купить фунтов за 30 — но я убежден, что она стоит того. Если вы ее купите, то вы будете возвращаться к ней снова и снова, так что рано или поздно у вас возникнет желание отложить ее и отправиться в экспедицию в этот загадочный Сити. Следующие такие экспедиции я поведу в октябре.

А о следующей лондонской книжке напишу гораздо раньше.

--

--