Местные выборы
24-го мая в Ирландии снова голосование. Для удобства совмещены три разных процесса: выборы в местное самоуправление (в Дублине — в городской совет), в Европарламент и референдум по разводам. На первых могут голосовать все зарегистрированные избиратели из числа резидентов страны, на вторых — они же, если они граждане ЕС, а на референдуме — только граждане Ирландии.
То есть я, как человек, который ещё не получил гражданство и не имеющий евросоюзного паспорта, но прошедший регистрацию (проверить списки можно на сайте voter.ie) буду отдавать голос только за кандидатов в горсовет и сейчас расскажу вам, как погружался в тему местной политики.
До этого — два слова про референдум о разводах. Он вызывает в сотни раз меньше обсуждений, чем недавние голосования по гей-бракам и абортам, и на улицах даже почти не видно агитации. Первый вопрос референдума — об удалении из конституции пункта, гласящего, что перед официальным разводом супруги должны прожить отдельно 4 года и только если они не примирились за это время, суд расторгнет их брак. Я писал про это раньше, но в целом это довольно ужасное правило. Отсюда и отсутствие агитации: по опросам 77% населения проголосует за удаление пункта, и только 8% захотят его оставить. Это довольно забавно, так как разводы в Ирландии в принципе разрешили только в 1995-м году с крошечным перевесом в 10 тысяч голосов.
Второй вопрос: изменение формулировки, которая не позволяет признавать разводы, оформленные в других странах, на более размытую, которую можно будет уточнить уже на уровне законов, а не конституции. То есть как минимум разводы, оформленные в ЕС Ирландия точно начнёт признавать.
Про выборы в Европарламент мне рассказать нечего, потому что я совсем не изучал вопрос, а вот про местные расскажу на примере своего округа, Pembroke. Я изучил 8 из 9 кандидатов, которые претендуют на 5 мест. Про девятого я не смог найти никакой информации вообще: в списках он есть, но по имени (Larry Kenna) не гуглится, на сайте партии, от которой он идёт, левых националистов Sinn Féin, тоже не нашёл. Посмотрим, помешает ли это ему на выборах. Главный мой вопрос как избирателя был прост: как мне понять, кто из них лучше представит мои интересы в городском совете.
Надо сказать, что кандидаты не очень много делают, чтобы помочь мне на него ответить. Тут, впрочем, есть важный нюанс: все они ходят по округу с листовками и лично их раздают, что даёт возможность пообщаться, задать вопросы и всё такое, но я живу в нетипичном для этого района многоквартирном доме на отшибе и поэтому ни одного так и не встретил. Основная же форма агитации в городе — плакаты на столбах. Так как кандидатов много (местные плюс в Европарламент), на каждом столбе по 2–3 плаката, иногда больше. Утверждают, что по древней традиции положено голосовать за того кандидата, чей портрет висит выше всего на ближайшем от твоего дома столбе.
Шутки шутками, но никакой ценной информации эти плакаты на дают — на них крупные фотографии и имена, обозначение партии и призыв голосовать за них первым (или вторым, об этом ниже) номером. Всё. Ни слоганов, ни лозунгов, ни обещаний.
Как резонно заметил один мой знакомый ирландец — причин две: во-первых плакаты на столбах бесплатные (то есть из фонда надо оплатить только печать), а более крупные форманты наружной рекламы дорогие, их местные кандидаты себе позволить не могут, а во-вторых, большая часть избирателей кандидатов знает лично, им не нужны объяснения.
И это кажется смешным, но когда я внимательно посмотрел список, то понял, что одного знаю и сам: Падди МакКартан — районный офтальмолог, у него я получал справку о зрении для подачи на водительские права. И это при том, что у меня нулевая интеграция в ирландское общество, а у местных почти наверняка был опыт общения со всеми из представленных в бюллетене товарищей.
Но выбрать всё равно непросто. Судите сами: Падди, Линда О’Ши-Фаррен и Джеймс Геган идут от правящей партии Fine Gael, правоцентристской и умеренно консервативной, но поддержавшей и гей-браки, и легализацию абортов. Главная претензия к ним — элитизм и обслуживание интересов лендлордов, корпораций и тому подобных групп влияния. Например Геган — из семьи четырёх (!) судей верховного суда Ирландии, стажировался при после в США и работал на табачных лоббистов. На словах все они за решение жилищного кризиса и других проблем, но, скажем так, доверяют им не все. Узнать, как взгляды этих троих отличаются между собой — без шансов.
Ещё одна кандидатка, Клэр О’Коннор (слева) — из партии Fianna Fáil, которая от Fine Gael не отличается примерно ничем, кроме того, что почти 100 лет назад они оказались по разные стороны баррикад во время гражданской войны, и с тех пор по очереди были у власти в стране, но на правлиение FF пришёлся кризис 2008-го года, что сильно ударило по их политическим позициям. Так как Клэр сейчас уже заседает в городском совете, можно посмотреть, какие предложения она вносила и как голосовала, но это даёт мало ясности, хотя, например, она поддержала сокращение налога с владельцев недвижимости, что лишило горсовет средств, которые можно было бы направить на борьбу с бездомностью, как предлагали лейбористы.
Понять что-то про Саймона Кокса, независимого кандидата — невозможно, потому что он у себя на сайте пишет о том, как работает с молодёжью, хочет, чтобы в городе было больше велосипедов и поддерживает местный бизнес. То есть… ничем не отличается от всех остальных?
Остаётся три кандидата левого толка: опытный лейборист Дермот Лэйси, бывший в начале двухтысячных лорд-мэром Дублина (это по сути просто председатель горсовета), Хэйзел Чу из Партии Зелёных — дочь иммигрантов из Гонконга, первая в семье с высшим образованием, она же первая ирландка китайского происхождения, получившая адвокатскую лицензию, и, наконец, Шива Ни Энгуса (да-да, пишется Síomha Ní Aonghusa) — из радикально левой партии People Before Profit. Она тоже выступает за борьбу с глобальным потеплением и решение жилищного кризиса. Правда степень её радикализма (в Википедии PbP позиционируются как ни много ни мало троцкисты) оценить трудно. Зато пока я изучал кандидатов, наткнулся на шоурил Шивы — она, как оказалась, работала актрисой и снималась в рекламе и кино, так что неудивительно, что она убедительно смотрится и в своём предвыборном ролике:
Dublin Inquirer сделал хороший проект, где всем кандидатам заданы вопросы по самым важным городским темам и можно почитать, кто из них что думает. Беда в том, что их ответы практические неразличимы — надо очень хорошо разбираться в деталях, чтобы между строк прочесть, кто из них реально будет делать то, что вы бы хотели, так же как и при чтение историй голосования действующих членов совета.
Небольшое подспорье — специальные сайты, посвящённые выбору самой близкой тебе партии. isidewith.com предлагает хорошую анкету, по которой показывает вашу “совместимость” с разными партиями, но там есть только те, кто выставлял кандидата на президентские выборы. Забавно, что из представленных там партий только с одной у меня нет практически никаких совпадений — Renua, это единственная право-популистская организация в Ирландии, но в отличие от остальной Европы и Америки они очень слабы и от моего округа вообще никого не выставили. С пятью партиями у меня совпадение от 80 до 94 процентов, то есть различий опять мало.
Другой сервис — whichcandidate.ie — показывает схожесть взглядов с конкретными кандидатами, но на выборах в Европарламент. Анкета там покороче и не все вопросы хорошо продуманы, а также не все кандидаты дали им свои ответы для сравнения. Но определённую картину он даёт и с предыдущем в моём случае совпадает: мои фавориты по обеим версиям — Социал-Демократы, но от них у нас в районе тоже никто не баллотируется в горсовет, а на втором месте у меня и там, и там Зелёные, так что скорее всего мой голос пойдёт как раз Хэйзел Чу.
А может и нет. Ведь в Ирландии на всех выборах используется “рейтинговое голосование” (“proportional representation with a single transferable vote”). Работает оно так: в бюллетене напротив имени каждого кандидата можно написать номер — 1, 2, 3 и так далее. Минимум — указать первую преференцию, максимум — проранжировать всех.
При подсчёте голосов сперва бюллетени раскладывают по кучкам согласно первому выбору на каждом. После подсчёта всех бюллетеней становится понятно, сколько нужно голосов, чтобы пройти в совет (в случае нашего округа, чтобы занять одно из пяти мест надо набрать не меньше 16,6 процентов голосов + 1 голос). После этого у лидирующего кандидата забирают все голоса сверх необходимого для прохождения (этот человек получает первое из пяти мест) и перекладывают согласно вторым преференциям. На практике это довольно сложный процесс, почитать о нём можно здесь, но суть в том, что голоса уходят тем, у кого есть шанс избраться, но кто не собрал нужное число с первого круга. Таким образом ваш голос всегда достанется кому-то одному, но это может быть любой человек из тех, кому вы дали номер (но никогда — кто-то, кому вы номер не вписали).
Из плюсов этой системы: не так страшно голосовать за кандидатку, шансы которой неясны — если составить рейтинг из несколько человек, похожих по взглядам на ваши, голос точно уйдёт кому-то из них, а не самому популярному кандидату.
Из минусов — во-первых, сложно считать и предсказывать результаты, во-вторых, говорят, очень повышается роль обещаний и действий кандидата для конкретных избирателей, что может приводить к локальному фокусу даже на уровне парламента страны. Не могу сказать, что я понимаю, в чём здесь проблема и чем лучше популярная в других государствах схема со множеством маленьких округов и одним победителем в каждом, но если кто-то мне объяснит, буду только рад.
В общем, в следующую пятницу я впервые отправлюсь на ирландский избирательный участок, а потом постараюсь рассказать вам о результатах!