Организация умных заметок в Tana

Ведение заметок и организация Цеттелькастен в Tana

Anton Maslak
Applicator
9 min readMar 17, 2023

--

Эту статью я писал месяц. Не то, чтобы она сложная и прям такая объёмная, просто начинал я с одного замысла, а пришёл к другому. И по мере написания я всё больше погружался в методы организации, читал и пересматривал видео и мне приходилось каждый раз её переделывать. От начального варианта я ушёл далеко. Я могу и дальше писать и переписывать заметку, но публикую сейчас, потому как иначе её не закончу.

Статья не претендует на полное изложение организации и подходов в ведении заметок, в ней описан мой опыт и путь к ведению умных заметок, пусть они и далеко не всегда умны.

Как я пришёл к концепции умных заметок

Есть два типа ресёрча. Первый — когда есть тема и цель, к примеру, написание статьи. Собираешь информацию, набрасываешь статью, попутно делаешь заметки по этой теме. Это так называемый направленный ресёрч.

А есть второй, когда тем много, но цели облечь это в статью, пост или иную публикацию в данный момент нет. И заметки делаешь, когда находишь что-то интересное. Это рассеянный ресёрч.

Вы не знаете когда вам пригодятся эти заметки. Если вы их собираете, чтобы разобраться в какой-то теме или использовать для будущих статей, то в таком случае ресёрч ещё и упреждающий. И когда у вас появится идея статьи, часть материала уже будет собрана. Но может случиться так, что, не имея определённую цель, систему и потребность в публикациях, заметки так и остаются заметками, и вы к ним больше не вернётесь. Именно для того, чтобы сбор заметок не превращался в коллекционирование есть системы ведения заметок. Один из таких методов Цеттелькастен.

У меня так и получилось: большая часть заметок лежала без дела. Я рассовывал их по папкам и тегам, и мне казалось, что я правильно делаю, но они оставались ворохом цифровых клочков.

Находил такое для использования в Roam research

Когда я узнал о методе ведения умных заметок, о внедрении повседневных, постоянных и литературных заметок, то решил, что это поможет мне выжать из них пользу. Мне казалось, что всё понятно и достаточно только помечать их нужными тегами, да следовать принципу атомарности, записи всего своими словами. Это было мнимое понимание, без осознания зачем мне это. Спустя два дня, я уже ставил теги через раз, а потом и вовсе забросил. И вот очередная попытка. На этот раз с полной осознанностью.

Я уже понял для себя важную мысль: не пытаться копировать чужой метод, главное, понять и вынести из него то, что применимо к своей работе.

Типы заметок

Разделение заметок на повседневные, литературные и постоянные определяет не столько временной характер и смысловую наполненность, сколько действие над ними.

Начну с определения постоянных заметок. Это заметки, которые уже заслужили место в каталоге. Их ещё называют Цеттель, атомарная единица в системе Цеттелькастен. Заметка передаёт суть, понятна без особого контекста, и сама по себе полноценна. Она зрелая, но это не значит, что она не может расти и меняться. И это ещё не значит, что она подробно расписана, а может быть и короткой. Главное понятна, а мысль сформирована.

Мимолётные или повседневные. Они ещё не в каталоге. Это мысли, которые записываются в течение дня. Это записная книжка, которую вы таскаете в кармане и всё в неё записываете. Такие заметки обычно не оформлены как внешне, так и идейно, и привязаны к контексту. Из-за этого их смысл со временем теряется или становится банальным. Чтобы этого не случалось, их перерабатывают, концептуализируют. После этого они могут стать постоянными.

Литературные заметки всегда основаны на чужом контенте. Будь это статья, книга, ролик в ютубе. Вы пишете свое мнение об этом, оставляете мысль, которая у возникла при прочтении, сохраняете цитаты, делаете конспекты.

У Лумана — это была не совсем заметка. Карточка содержала библиографические данные и ссылки, и иногда на обратной стороне содержала примечания. У Аренса это тоже по сути библиографическая сущность, ссылка в менеджере ссылок, типа Zotero, к которой могут быть прикреплены примечания.

Литературные заметки — отправные точки для построения постоянных заметок. В отличие от повседневных, они более содержательны благодаря ссылкам и контексту, однако их не советуют держать в основном каталоге с постоянными, или помечать особым образом, тем более если вы не используете Zotero и предпочитаете хранить всё в одном приложении.

Где хранить заметки

К Zotero я так и не привык, и предпочитаю под все заметки одно приложение. Сейчас это Tana. К тому же есть несколько вариантов для разграниченного хранения заметок по типам.

Если бы это было другое приложение, то я бы хранил повседневные заметки в отдельной папке Входящие. Но в Tana есть Календарь. Это отдельный узел, под которым каждый год автоматически создаётся узел Год, каждую неделю — узел Неделя, и каждый день — узел День. Он и приспособлен для повседневных заметок. Аналог в Roam research — Daily notes, в Logseq — Journals.

Входящие у меня тоже есть. Туда попадает всё, что я кидаю в Tana из сторонних приложений: из быстрых команд телефона (может дать ссылку), из Drafts, и Raycast.

Почему я остановился на Tana

Для ведения заметок я использую приложение Tana. До него были Roam research, Workflowy, Obsidian, Craft, Logseq. Последний меня многим устраивал, но я попробовал Tana и втянулся. Она поначалу захватывает, дальше начинаешь разбираться и понимаешь, что не всё так просто и очевидно. Однако погружаешься ещё глубже и уже удивляешься как же здорово всё устроено.

Мне не хватало нескольких функций, к примеру, замены ссылочного узла на оригинальный. Они появлялись в Logseq с установкой расширений, но оказалось, что в Tana почти всё есть, и даже больше. Легко выбрать одной командой все дочерние узлы, и разом проставить теги. И на любую команду ставятся горячие клавиши.

Основные принципы организации

Об организации заметок заботятся не только для того, чтобы упорядочить полезную информацию, чтобы заметки стали пусковым механизмом для инсайтов. Позаботьтесь о быстром и легком нахождении. Для этого надо продумать название заметки, простроить связи, и установить теги.

В название заметки лучше вкладывать суть, а не описание. Не о чём сказано, а что сказано. Не пересказать, а выразить идею, которая заключена в заметке.

Если это литературная заметка, то лучше сохранять ссылку на источник. И это не только для исключения плагиата, иногда проще заметку найти по источнику, чем по контексту.

Компас цеттелькастена. Построение связей

Для построения связей, я использовал метод Компас Цеттелькастена. Про этот метод говорил Nick Milo. Есть четыре направления для связи:

  • Север: откуда берётся заметка. Ссылка на тему, обычно индексную.
  • Запад: на что похожа заметка. Ссылки на схожие заметки.
  • Восток: на что непохожа заметка. Ссылки на противоположные по сути. На контрасте рождаются новые смыслы.
  • Юг: к чему это ведёт. Во что она войдёт в статью, сценарий ролика.

Не хотел усложнять и оставил три направления. Создал супертег #постоянные заметки и добавил два поля и один поисковый запрос.

  • Поле: тема, для связи с основными темами.
  • Поле: схожее, для связи со схожими заметками.
  • Запрос: связано, для отображения заметок, которые ссылаются на текущую.

Такое построение позволяло связывать и просматривать связи.

К этому моменту я пришёл к выводу, что мало ссылаться на узел, который бы служил темой, необходим супертег Тема. Он был бы коллектором и собирал все источники по этой теме, заметки, задачи и вопросы.

Три системы построения заметок в Tana

Это была простая система и не особо эффективная. Находить связи мне было сложно. Да и такая связность мало что давала. Желания что-то делать с заметками дальше не было. Они оседали по темам, там и оставались.

Мне захотелось узнать, как строить систему под Tana, чиспользуя её возможности полнее.

Выделил три видео, в которых описываны три подхода в организации заметок в Tana

1. Simple Zettelkasten in Tana от CortexFutura. Понятный, относительно простой.

Начал использовать его, но не скажу, чтобы продвинулся в связывании заметок. Он помогал чуть лучше организовать, но ничего нового не вносил в привычную систему.

2. Zettelkasten in Tana: A Perfect Match от Kent Langley. Здесь посложнее. Постоянная заметка создаётся не на пустом месте. Есть множество полей для заполнения: индексный термин, схожие термины, схожие заметки, утверждения, схожие заметки, литературные, мимолётные.

Плюс в таком подходе: на виду весь материал необходимый для создания постоянной заметки. Минус: процесс создания трудоёмкий, а большинство полей заполняешь вручную.

3. Atomic Creation in Tana: A Smart Zettelkasten System от Theo Køppen. Именно он радикально изменил мой подход. Я почти полностью его перенял. Копировал не разом, а воссоздавал частями, чтобы понять, как всё это работает. Хотя в Tana появились сторонние шаблоны и он встраивается одним кликом.

Метод SN(A)CK

Свой метод он назвал SN(A)CK. Это: Source — Источники, Notes — Заметки, Creation — Создание, Knowledge — Знания. A — в этой аббревиатуре Atomic Creation — Атомарное создание.

Процесс создания заметок проходит в три этапа:

  1. Создание заметок на основе внешних источников: статей, видео, книг, постов.
  2. Объединение и синтезирование заметок.
  3. Обработка и создание контента.

Виды заметок в SN(A)CK

В SN(A)CK три вида заметок, мимолётные, атомарные и синтезированные.

Атомарные и синтезированные заметки — подвиды постоянных заметок. Атомарные, значит содержат одну идею и понятны без контекста. Синтезированные также должны пониматься без контекста, но смысл в них расширен и может включать несколько идей. Даже есть поле, где указывается на основе каких заметок она создана. Мне и раньше попадалось объединение атомарных заметок в группы, они именовались кластерными, но тут имеется в виду создание заметки на основе нескольких, хотя ничто не мешает заметки объединять.

В организации тегов автор использует наследование. Это даёт не только получение полей от наследуемого супертега, но и возможность поиска всех наследников. Есть тег #заметка, его наследуют теги #мимолетная заметка, #атомарная заметка и #синтезированная заметка. И если я укажу в поисковом запросе тег #заметка, то он выдаст и мимолетные, и атомарные, и синтезированные.

А как же литературные заметки? Их, можно сказать, нет. Когда находишь интересный ролик, книгу или статью, то создаёшь узел с соответственным тегом: видео, книга, статья. Все они наследуют поля супертега источник. В нём основные поля: статус, где указано источник новый или уже обработанный, схожие знания — к каким темам и областям он относится. Под ним добавляешь заметки, конспекты, заносишь главное (hightlight). Всё это попадает под указанные темы в схожих знаниях.

Название статьи с url я стал получать через расширение Copy Link With Title. С помощью сервиса Memex и его расширения для браузера, выделяю текст и получаю его вместе с данными страницы в прописанном мной шаблоне специально для вставки в Tana. Можно было использовать популярный Readwise, но он платный, хотя и крайне удобный.

Ещё более широкая сущность для заметок: #content outline. Это уже набросок статьи.

Основным узлом для сбора всего это служит Dashboard, который добавляется в шаблон дня. Из него просматриваешь все источники, заметки, знания.

Такой подход освобождает от раздумий где сохранять заметки. Пишешь их на лету и только указываешь к каким знаниям (темам или областям) они относятся.

Для наглядности я предложил автору использовать ещё одно поле Owner, которое показывает, к какому родителю заметка относится, а, значит, видно, где она была создана.

Для такого метода ведения заметок особенно полезна функция Tana создание контекстуального контента. Это когда узел создаётся под другим узлом, но дочерним не является. Так удобно встраивать заметки в стиле комментария или пояснения.

Выводы

С новым подходом мне стало легче создавать заметки. Система построена так, что располагает к созданию. Всё удобно, на виду, есть быстрый доступ к источникам, любым типам заметок, темам.

Систему SN(A)CK использую вовсю. Проблемы быстрого создания заметки, организации, поиска и связывания — решил. Количество заметок растет. С синтезированием пока не очень. Атомарные прорабатываю мало. Надо бы внести больше сознательности и заняться проработкой.

Набросал несколько заметок про организацию системы

Не старайся запихнуть себя в систему. Строй её под себя.

Чтобы понять, работает ли для тебя эта система ведения заметок, надо поработать в ней. На это должно уйти несколько часов, а лучше дней. Только после этого ты начнёшь понимать, что изменить или убрать вовсе.

Чем больше условностей при ведении системы заметок, тем хуже. Вот как мне. Но, вероятнее всего, это оттого, что я не привык к порядку и структурированию.

Энди Матушак говорил, что усложнять систему надо постепенно. У него довольно сложная система, но он её создавал под себя и его она устраивает (иначе он бы ей не пользовался).

Сначала надо понять, зачем тебе эта система заметок, какие вопросы она решает.

К системе надо относиться проще. Нарушать можно, это же не такой механизм, который может сломаться и привести к серьёзным последствиям. В крайнем случае, придётся долго искать нужную заметку или ты её и вовсе не найдёшь.

--

--