В поисках идеи (вместо UX-теста)
Вторая неделя обучения в Британке прошла в поисках и разочарованиях. Саша Мемус, преподающий на курсе блок продукта, упорно выгонял нас из зоны комфорта (и, надеюсь, продолжит).
До конца декабря каждый студент должен представить дизайн мобильного приложения, пройдя весь тернистый путь от генерации идеи до защиты готового решения.
Генерировать идеи оказалось несложно — есть несколько техник — mind map, метод фокальных объектов, да и свое “богатое” воображение всегда под рукой… Сложнее оказалось сгенерировать идею, которая стоила бы реализации.
Итак, после занятия, посвященного методам генерации идей, я вышел с определенным набором неплохих (как казалось на тот момент) задумок, а также заданием — провести опрос людей, чтобы выяснить, действительно ли это приложение нужно миру. Мне больше всего понравилась идея челенджа по рисованию — эдакое приложение, призванное с одной стороны помочь людям, не пробовавшим рисовать, преодолеть страх чистого листа, а с другой — бросить вызов тем, кто рисует, но боится попробовать изобразить что-то кардинально новое. Смущало меня тогда только одно — мои навыки иллюстратора оставляют желать лучшего. Я спросил у Саши, стоит ли мне в таком случае пробовать развивать эту идею, на что тот ответил, что спрашивать стоит не так и не у него — “Может, поспрашиваешь народ, и поймешь, что иллюстрации не нужны, а может и само приложение”. Как же это было верно.
На следующий день я принялся опрашивать народ об этой идее — кто умел рисовать, кто не умел, мне хотелось знать мнение всех. Первым звоночком для меня стал тот факт, что когда речь идет о приложении для рисования, люди в последний момент задумываются о мобилках. Да, есть iPad и Galaxy Note, да, можно рисовать на бумаге и сканировать рисунок потом в приложении… Но практически никто и не подумал бы, как оказалось, искать такое приложение на смартфон.
Вторая идея, которая показалась мне интересной — приложение для удаленных занятий вокалом с преподавателем. Постепенно эта идея обрастала деталями, и в итоге превратилась в социальную сеть для музыкантов, в которой один и тот же человек мог выступать и в роли учителя, и в роли ученика (на эту идею меня вдохновил один из опрошенных — он уже мог обучать людей основам вокала, но при этом продолжал совершенствовать свои навыки с личным преподавателем). Из наиболее ярких конкурентов такого подхода — занятия вокалом с преподавателем вживую. Плюсы перед таким подходом, казалось бы, очевидны — можно заниматься не с ближайшим преподавателем, а с тем, который тебе больше подходит, не тратишь время на дорогу. Однако многие преподаватели и ученики считали, что личный контакт с преподавателем гораздо важнее.
За свою жизнь я занимался с несколькими преподавателями вокала, со всеми — вживую. В зависимости от преподавателя, может создаться дружеская атмосфера, как будто ты встретился со старым другом и вы обсуждаете, насколько хорошо ты распеваешься. Это хорошо сказывается на раскрепощении, легче снимать зажимы. Однако я лично знаю людей, кому перед преподавателем было петь гораздо более неловко, чем на публике. Почему так происходит? Видимо, из-за авторитета преподавателя в глазах ученика. В том числе дорога до преподавателя лежала не ближняя — в бурном ритме мегаполиса сократить свой день на лишние два часа может не каждый. В общем, в личных занятиях есть как свои плюсы, так и минусы.
Есть еще недавнее приложение Vanido, но рассматривать его как серьезного конкурента занятиям с преподавателем было бы странно. Оно хорошо подходит для распевок, можно точно определить свой голосовой диапазон, а также геймификация добавляет желания продолжать заниматься. Однако петь — не значит попадать в ноты. А большего приложение отследить физически не может. Уже изначально оно использует термины “головной и грудной регистр”. Изначально ученик не знает ничего об этом, и при просьбе спеть головным регистром может запросто спутать его с фальцетом. Все это не говоря об опоре и качестве звука в целом — достаточно просто попадать в ноты, не важно как. Пользы от такого обучения немного, и только если использовать его как дополнительные упражнения для голоса. Во всех остальных случаях — потом придется переучиваться.
Когда я поведал об этом Саше, тот остался недоволен. “Мне не нужно 50 мелких преимуществ, мне нужно одно большое. Чем твое решение лучше Профи.ру?” В тот момент я искал ответ в своем решении — и не находил его. Спрашивая людей про обучение вокалу, я так же найти его не смог. Сервис действительно выглядел достойно, внушительно — есть топ преподавателей, адекватные расценки. Можно даже посмотреть работы учеников. Что же можно противопоставить ему?
Ответ пришел, когда я спросил людей, кто пользовался сервисом Профи.ру, а именно — пытался разместить там свое объявление. Оказалось, сервис весьма недружелюбен для новых преподавателей — людям просто отказывали в регистрации из-за высокой конкуренции среди преподавателей в указанной специализации. Тех, кто смог зарегистрироваться, ждало еще одно разочарование — они оказывались где-то внизу рейтинга, а попасть выше им мешала система сертификации тестов на время, которая, надо ли говорить, слабо сочетается с репетиторством по вокалу. Оставалась только одна возможность — откликаться на заявки самому. Но и здесь незадача, каждый такой отклик — платный. Притом он не гарантирует абсолютно ничего — если клиент просто откажется и деньги уйдут в никуда.
Такое положение дел подсказало мне, чем можно помочь положению. Система рейтингов не дает новым преподавателям найти свою аудиторию? Тогда почему бы не завязать ее с рейтингом работ учителей и их учеников — чем выше в топе поднимаются их записи и выступления, тем известнее преподаватель. Каждый месяц можно выбирать лучшую работу, таким образом хорошие, но не самые последние работы, не будут забыты, а преподаватели навсегда останутся в подборке. К тому же, идея выкладывать свои записи распространяется и на учащихся — таким образом они дают преподавателям понять свой уровень вокала.
Далее проблемы начались и с реализацией моего решения — качество связи по гарнитуре (с конденсаторным микрофоном внутри) подходит для занятий вокалом на начальной стадии, однако дальнейшее, углубленное изучение подразумевает, что обучающийся будет серьезно записываться, а значит приобретет профессиональный микрофон, внешний звуковой интерфейс и соответствующий софт на ПК. Или снимет студию звукозаписи. Так или иначе, мобилки вновь оказались в пролете.
Саша подсказал мне возможный выход — посмотреть, как там у ближайшего в моем случае аналога — Skyeng. Действительно, у них есть свое мобильное приложение, однако оно не дублирует возможности десктопа — ты не можешь даже связаться через него с преподавателем (да и нужно ли?). Все, что доступно — повтор слов в словаре. То есть, Skyeng сделала себе некоего компаньона основному приложению. Было тяжело признавать, что придется сократить значимость моего приложения до столь несамостоятельного приложения.
Третья идея как-то сама выросла из предыдущей. Из опросов я выяснил, что многим важен голос собеседника. И тогда я подумал — почему бы не сделать анонимный чат, в котором незнакомцы могли бы общаться друг с другом исключительно голосом, выбирая друг друга только по 30-секундным записям, на которых слышали бы основную информацию, которую человек решил поведать о себе, а также его голос. Это могло бы быть интересной альтернативой какому-нибудь Tinder, где выбираешь себе собеседника по фотографии и, опять же, короткому описанию. Я решил заглянуть в анонимный чат (Nekto.me) и попробовать узнать у людей, кто там сидит, что же привело их туда и с какой целью они продолжают там общаться. К сожалению, голосовой чат пустовал. В переписке я едва успевал задавать подобные наводящие вопросы — люди сразу меняли собеседника. Удалось нормально поговорить только с одним человеком. Он рассказал, что сидит в чате от скуки, иногда находит там интересных людей, а пару раз заходил и с иными целями, о которых я бы не стал распространяться. Контингент сайта убедил меня, что делать анонимный чат я не хочу. Как бы ни была интересна идея сама по себе.
И вот, вновь все идеи забракованы. Мне все еще не давал покоя тот факт, что множеству опрошенных мной людей, кто не поет, на самом деле нравится сам процесс пения, но они не знают, что делать со своей стеснительностью. А я не знал, как можно помочь им в решении этой боли. Но потом я провел интервью с одним знакомым преподавателем вокала — Арнольдом.
Сперва небольшое отступление. На одном из последних занятий мы сыграли в игру по продаже снежинок. Если вкратце, цель заключалась в том, чтобы за минуту выслушать заказчика и его требования к дизайну снежинкок, после чего эти самые снежинки вырезать и пытаться ему продать. Загвоздка в том, что заказчик может (и будет) говорить очень размытыми фразами, будто он сам не понимает, чего на самом деле хочет. А секрет весь в том (спойлер), что нужно, как бы это ни было тяжело, продолжать задавать вопросы и таки узнавать всеми силами у заказчика, чего же тот на самом деле хочет. Но, сталкиваясь с таким непониманием с его стороны, ты тоже не хочешь идти ему навстречу и инстинктивно пытаешься пропихнуть свое решение — в итоге тратишь драгоценное время на попытки убедить заказчика “Нет-нет, это именно то, что вам нужно!”. Как же просто дать себе совет, и как тяжело ему следовать.
Поэтому перед интервью с Арнольдом я, как и раньше, набросал вопросы, но самые общие, и буквально не больше пяти. Раньше я неосознанно пытался своими вопросами “продать” свою идею, хоть и не оглашал ее. На этот раз я решил пойти по другому пути и позволить собеседнику самому рассказать о своих болях. Не имея представления, как пойдет разговор, если настолько “слабо” к нему подготовиться, я все же пошел ва-банк — буду задавать остальные вопросы уже исходя из ситуации и уступлю ведущую роль в разговоре собеседнику. Арнольд — очень идейный человек, вокал и обучение вокалу — его настоящая страсть. Я с удовольствием сместился с позиции интервьюера на позицию студента, пришедшего на лекцию и периодически задающего вопросы.
Своей основной проблемой в процессе занятий с учениками он назвал администрирование, однако эту проблему он решил, просто наняв для этого отдельного человека. Среди людей, кто приходит к нему на занятия, он назвал как будущих профессионалов, так и любителей. Однако далее он упомянул еще одну категорию — людей, кто приходит к нему после занятий с психологами. В этот момент я подумал “Вот оно!” и попросил рассказать об этом подробнее.
Арнольд открыл для меня, что занятия по вокалу могут быть не только подготовкой голосового аппарата для выступления с какой-либо программой, но и некой терапией. Я сразу вспомнил, что мне говорили опрашиваемые не-вокалисты. Они не хотели идти учиться петь, считали, что им это не нужно, ведь они не будут записываться или давать концерты. Получается, что потенциально заниматься вокалом с целью повышения душевного спокойствия, снятия зажимов и приобретения уверенности в себе может абсолютно каждый. Осталось только придумать, как реализовать это… А что если взять изначальную идею с челленджами? Бинго!..
Не могу сказать точно, сколько преобразований еще претерпит эта идея. Полученный опыт научил меня тому, что идеи необходимо дорабатывать. Сидя в офисе с ручкой в зубах, нельзя по воле вдохновения придумать что-то, что помогало бы людям и было им полезно. Для этого нужно выйти в поле, спрашивать людей, постоянно разочаровываться в придуманных решениях и очаровываться новыми возможностями, которые узнал из разговоров с новыми людьми.