История человечества — это история технологий
Я смог прочувствовать это, когда на одном из занятий в Британской школе дизайна нам дали задание: найти и сфотографировать как можно больше продуктов технологического прогресса и рассказать о трех наиболее интересных из них. Понимая, что прямо в аудитории находится великое множество очевидных решений, я все же поспешил на улицу в поисках неожиданных для себя ответов.
Как оказалось, если взглянуть на мир через такую призму, он необычным образом преображается. В городе технологии буквально окружают нас.
Сперва мое внимание привлек транспорт — автомобиль сейчас есть едва ли не у каждого второго в стране. Однако многие другие технологии, которые попались мне на глаза вслед за автомобилями, неразрывно находятся с ними в одной экосистеме — светофоры, дорожные знаки, лежачие полицейские... И асфальтированные дороги. Раньше дороги в Москве были из брусчатки — такие дороги были долговечными, надежными (в том числе при подвижках почвы и чрезмерных нагрузках) и даже с эстетической точки зрения более предпочтительны. Асфальт — гораздо более дешевое и менее надежное решение, которое обеспечивает большее сцепление колес с дорогой, и потому используется в производстве подавляющего большинства современных дорог. Однако последующие технологии развивались исходя из того, что в городах повсеместно используются гладкие покрытия дорог. Сейчас мы уже не можем представить себе, как бы мы передвигались по другой поверхности на самокате или возили бы детские коляски.
Таким образом автомобили необратимо изменили и продолжают менять облик городов — улицы, по которым раньше люди ходили пешком, устраивали ярмарки, ездили верхом или в повозках, — теперь предназначены исключительно для движения транспорта. И, как будто этого недостаточно, из-за непрекращающегося роста количества машин, дороги расширяют в тщетных попытках сократить время ожидания автовладельцев в пробках, отбирая место для движения пешеходов — большая часть города уже просто непригодна для пеших прогулок. Города уродуются лежачими полицейскими, разукрашенными бордюрами, дорожными ограждениями… При этом город, предназначенный уже скорее для автомобилистов, чем для пешеходов, заставляет людей постепенно переходить на общественный транспорт, так как из-за нескончаемых пробок машины становятся скорее дорогостоящей обузой своим владельцам, чем средством быстрого и комфортного передвижения. Если бы человечество не пошло по пути автомобилестроения, современные города выглядели бы кардинально другим образом. И это лишь один из множества факторов, повлиявших на облик современного мира.
Сделав несколько снимков кондиционеров, сточных труб и окон домов, я отошел чуть дальше, и увидел гораздо более интересный продукт технологического прогресса — само здание. Тот факт, что человек проводит в них едва ли не половину жизни (ест, спит, работает, одним словом — живет), заставил меня задуматься о том, как человечество пришло к такому изящному решению.
Во времена палеолита наши предки занимались исключительно собирательством, поэтому, как и другие живые существа, они искали себе укрытие где придется. Люди находили хорошее защищенное место и считали его своим домом. Впоследствии человек научился добывать огонь и использовать его, чтобы согреваться, отпугивать хищников, безопасно передвигаться по ночам и даже плавить металл. Овладел земледелием и скотоводством, стал сам производить продукцию, что постепенно снижало его зависимость от природы. Человек прошел медно-каменный, бронзовый, железный века. Его жизненный уровень постоянно повышался, а вместе с тем и его интеллект. Развивались обмен и торговля, появилась частная собственность и исчезла родовая община. Прогресс материальной и духовной культуры привел к тому, что строительная деятельность стала искусством. Не думаю, что цивилизация могла развиваться по такому сценарию, который не привел бы к появлению архитектуры. Ведь помимо практических функций, наши здания теперь воплощают идею структурированного культурного пространства, защищённого от внешнего хаоса.
Третий продукт технологического прогресса, который я выбрал из увиденных мной в тот день, был все это время на виду, на кого бы я не посмотрел. Это одежда. Без нее наши древние предки могли бы не выжить, но сегодня она нужна не просто для того, чтобы согревать нас. Ведь иначе мы бы все могли просто носить одинаковые серые костюмы, но такого не происходит ни в одном народе. Человек научился делать примитивные украшения не позднее, чем стал шить себе одежды из шкуры животных. Одежда стала частью личности человека, частью нашей культуры и социальных норм, она позволяет нам идентифицировать себя с социальными группами и самовыражаться.
Сейчас практически у каждого человека есть смартфон. Само название говорит нам, что этот девайс начинал свой эволюционный путь с телефона, хотя его изначальные функции уже едва ли можно назвать самыми важными. А если бы эволюция такого универсального девайса началась не с телефонов, а, допустим, с часов? Визуализировать такое количество информации на запястье было бы проблематично, пришлось бы гораздо активнее использовать тактильный отклик и управление жестами. Или, если бы это были наушники — в основу бы лег голосовой интерфейс.
Когда я задумываюсь об альтернативных вариантах развития технологий, я пытаюсь выделить в них общие направления. У продуктов из каждой такой параллельной вселенной есть одна конечная цель — и подобный подход позволяет яснее ее понять и отбросить лишние идеи, отсечь ветви, которыми маркетологи старательно уводят продукт от его значимой в масштабах человечества цели ради удовлетворения сиюминутных потребностей пользователей, выдавая раз за разом новые игрушки для взрослых, устаревающие со скоростью бумажных салфеток.
Притом неправильно было бы смотреть на текущее положение дел как на конечный результат развития технологий. Сейчас мы находимся на очередной ступени развития, и впереди нас ждет еще множество потрясающих открытий — 3-D принтеры уже сейчас позволяют печатать органы для трансплантации, дополненная реальность заставит нас полностью переосмыслить интерфейс и взаимодействие с продуктом, а изучение нано-технологий открывает перед нами огромные возможности, которые нам еще только предстоит обуздать… Но это уже будет совсем другой, новый этап развития человеческих технологий.