UX тест. Долгосрочное финансовое планирование

Irina Portnova
MAD5
Published in
4 min readOct 23, 2018

Я исследую вопрос долгосрочного финансового планирования. В ходе проведения кастдева я заметила, что с появлением ребенка, в особенности дочки 👧🏻, отцы начинают планировать на 15+ лет. «Моей дочери сейчас 3, и я хочу, чтобы когда когда ей исполнится 18, она смогла выучиться в хорошем университете. В России или за рубежом». Я решила провести UX тест, чтобы узнать, какое приложение поможет решить эту задачу.

Цель – скопить достаточную сумму, чтобы после 15-ти лет забрать её и отнести в учебное заведение. Желательно, чтобы решение подсказало мне, как лучше распорядиться суммой.

Цели в Сербанке Онлайн

У большинства людей в России открыт счет в Сбербанке. Открываю. Пусть на месте родителя я хочу, чтобы мой ребенок учился в Университете уровня Британки. Обучение в Британке на трехгодичной программе стоит 475 тыс. ₽ в год. Делаю поправку на подорожание и инфляцию, ввожу данные.

Создаю цель в Сбербанке. Планирую накопить 2 миллиона ₽ за 15 лет на обучение ребенка

По интерфейсу видно, что Сбербанк ориентируется на более краткосрочные цели: ползунок не передвигается дальше 3-х лет. Под каждую цель Сбербанк создает договор. Условия — 1% годовых.

Максимальный срок цели по умолчанию 3 года. Чтобы создать более долгосрочную цель, надо вводить дату вручную. Ставка процента под долгосрочную цель — 1%.

Плюсы: можно подключить копилку (автоплатеж), и счет цели будет пополняться при каждом поступлении денег.

Минусы: всего один инструмент фондирования цели (вклад). Очень низкий процент для длинного срока. И видимо, цели создавались под планы до 3-х лет.

Слева: настраиваю копилку для целей в Сбербанке онлайн. Справа Сбербанк меня подбадривает, хотя прогресс накопления на графике не видно.

CoinKeeper

Аналогично, создаю цель. Вношу сумму 2 млн. ₽.

Создаю цель в коинкипере, чтобы накопить на Британку через 15 лет.

Переносить деньги в приложении действительно приятно 😊

Чтобы занести расходы, надо просто потянуть за банковский счет в нужную категорию.

Плюсы: простое управление, цель создается быстро. Эстетически деньги приятно заносить в цели.

Минусы: коинкипер не подсказывает мне, сколько откладывать, чтобы накопить к нужному сроку. Неясно, каким инструментом цель фандируется. Возможно, кэшем.

Итак, коинкипер не подсказал мне, куда распределить средства, которые я коплю. Сбербанк предложил срочный вклад под 1%. Я решила поискать решение, которое посоветуют мне, как лучше распорядиться сбережениями.

Тинькофф инвестиции

Приложение Тинькофф инвестиции запустило робоэдвайзера, который подсказывает оптимальный портфель. Как это работает? Я выбираю, в какой валюте инвестировать и какую сумму. Дальше Тинькофф инвестиции формирует мне портфель.

Выбираю опции желаемого портфеля в Тинькофф инвестициях.

Сам портфель выглядит красиво, но мне хотелось бы узнать больше о компаниях, в которые мне предлагают вложить. Это больше похоже на игрушку, чем на “возьмите мои деньги”. Ретроспективная доходность не гарантирована. Акции — самый рискованный инвестиционный актив. Почему-то Тинькофф инвест не предложил мне облигации, ПИФы и другие менее рискованные продукты.

Плюсы: Легко собирает портфель. Спрашивает всего 3 вопроса. Чистый интерфейс.

Минусы: Предложил только акции. Вывел по сути только историческую доходность. Дополнительную информацию надо искать самостоятельно. Никак не ответил на вопрос, накоплю ли я 2 000 000 ₽ через 15 лет?

MSN калькулятор сбережений

Передо мной стояла задача “Сколько мне надо копить, чтобы через 15 лет получить 2 000 000 ₽ на учебу в Британке? и на какие инструменты откладывать накопления?”. Первую часть задачи неплохо решает MSN finance Планировщик сбережений. Я ввожу целевой уровень сбережений, примерную ставку процента и число лет. MSN finance рассчитал, что при ставке процента 5% мне надо откладывать 7 400 ₽ каждый месяц.

Чтобы накопить 2 млн. ₽ через 15 лет, MSN finance советует мне откладывать 7 400 ₽ ежемесячно.

Ниже есть график, который показывает, как я достигну цели.

График достижения финансовой цели на MSN finance

Я не нашла приложение, которое бы решила мою задачу быстро и легко. Но я продолжу поиск. Следующий раз сделаю обзор иностранных приложений.

--

--

Irina Portnova
MAD5
Writer for

Web designer. BHSAD Student. Mobile Apps Design👩‍💻