Задавайте тупые вопросы

Elena Sharapova
MAD5
Published in
4 min readOct 5, 2018

Я часто думаю, что вокруг все умнее меня. Все знают больше или уже давно переросли мои глупые страхи и стеснения.

Этот мой коллега точно выполнил бы задачу лучше меня, а тот парень с книгой Фрейда/Пруста/ Достоевского (whatever) понял её глубже чем я. Так как все вокруг умнее, думала я, мне высовываться не стоит. Только посмеются над моей глупостью, если я выдам что-то по незнанию.

Не буду я проявлять инициативу и высказывать своё мнение. Да и мозгов мне не хватит разобраться в чём-то новом. Или упорства. А ещё я постоянно что-то забываю. Это у меня память такая и с этим уж точно ничего не поделать. От бабушки наверное досталось.

Читала я эти ваши статьи про то, что любой навык требует практики. Чтобы стать профессионалом нужно работать над навыком 10 000 часов. Ну-ну, мне это точно не под силу, я и за 20 000 часов вряд ли что-то толковое создам. Смотрела и лекции о том, что стоит только начать. Можно использовать метод Помодоро или GTD для деления больших задач на меньшие. Но вот именно у меня из этого ничего не получится.

Все эти блоги на тему самоорганизации и лекции TED созданы людьми совершенно на меня не похожими. Я не смогу, не буду даже время тратить. Может попробую разок. Но как только не получится, это будет означать что я была права. Я же говорила, не стоило и пробовать.

То что я сейчас описала, по большей части вытащив из подсознания, описывает меня (тебя) как человека с сознанием/мироощущением/mindset типа Fixed (закреплённое, неизменное). Такие как я любят сомневаться в своих силах и часто опираются на мнение со стороны. Они (мы) думаем, что количество IQ/ таланта/ полезных навыков у каждого предопределено. Есть мера всему и превзойти её могут лишь исключения.

Эти самые «исключения» обычно имеют другое мироощущение/mindset — Growth (фокус на рост, гибкое) мышление. С двумя этими понятиями я познакомилась благодаря занятию на курсе в Британке. Спасибо Мемусу за ребусы.

Чтобы все 18 студентов, включая меня, смогли лучше познакомиться со своим mindset Саша создал для нас несколько заданий. Одним из них был тест из 8 утверждений. С ними можно было (не)согласиться по собственной шкале.

Я выбрала такую:

  • Да
  • Знаю теорию, но не верю, что смогу
  • Нет

Утверждения были следующие:

  1. Мои умственные способности –основополагающий фактор и ничего не изменить.
  2. Могу осваивать новые знания, но не способна измерить уровень интеллекта.
  3. Не важно какой уровень интеллекта, я всегда могу его значительно повысить.
  4. Я всегда могу стать намного умнее.
  5. Я – человек определенного типа и не много могу сделать, чтобы изменить это.
  6. Не важно к какому типу отношусь, всегда смогу измениться.
  7. Могу многое делать по-другому, но мои способности изменению не подлежат.
  8. Всегда могу изменить основополагающие качества, которые делают меня такой, какая я есть.

Мои ответы оказались на рубеже Fixed и Growth. Это когда я вроде почти приучила себя верить в свои силы, пробовать новое и не бросать попытки после первого намёка на неудачу.

Часто, сталкиваясь с затруднением в изучении чего-то нового, я начинаю паниковать и расстраиваться, продумывая параллельно как бы замести следы и сделать так, чтобы мой факап никто не заметил.

Как перейти границу между Fixed и Growth mindset мне ещё предстоит изучить. Написать я хотела не только про это мини открытие.

Я приободрилась, узнав, что я не одна так себя останавливаю и ограждаю от действий. Поражений и непризнания боятся многие. Самый запоминающийся для меня прецедент попытки моего перехода от Fixed к Growth случился за две минуты до конца занятия. Я задала «глупый» вопрос, который в обычной ситуации придержала бы при себе….

Я спросила: А вот что делать, Саша, если я вроде начала верить в свои силы и почти решилась освоить что-то мне незнакомое, но меня останавливает множество отговорок. Начиная от: Да с чего я взяла, что у меня получится? До: а если это вообще не то что мне нужно/важно в данный момент и я потеряю сколько времени и сил впустую?

Саша, как ответственный преподаватель, сказал, что ответ бы хотелось дать не на три секунды. Обещал свои мысли на этот счёт поведать мне и всем желающим после занятия. Самое значимое для меня было то, что остаться послушать этот ответ осталась треть класса. Я не только ощутила поддержку и поняла, что не одну меня терзают смутные сомнения, но также почувствовала, что помогла кому-то ещё нащупать похожую проблему.

Коллективным разумом, под наставлением преподавателя мы выявили несколько установок на то, как не откладывать свои образовательные посылы и уже начать и продолжить что-то делать/изучать.

Саша (студент) поделился опытом своего становления в разработке. Брал маленькие заказы с freelance.ru и сидел разбирался «потому что взял заказ – нужно сделать». Смотрел как делать другие, копировал, переделывал, ошибался, но набил руку и портфолио.

Ира предложила уделять чему-то новому по 15 минут. Это даже меньше одного цикла Pomodoro и не кажется таким уж глобальным решением.

Невозможно описать все свои вопросы и ответы в одной статье. Здесь я хотела сделать акцент на страхе задавать глупые вопросы. Личные и наболевшее не всегда возможно стоит выносить на всеобщее обсуждение. Иначе курс о Продукте превратится в групповой сеанс психотерапии. Однако, упускать возможность поговорить и порешать наши общие творческие задачи с 20 интересными, умными людьми из сферы дизайна и разработки было бы глупо.

Так что, задаем глупые вопросы. Закончу словами классика: «Не надо стесняться».

--

--

Elena Sharapova
MAD5
Writer for

UX/UI designer in Rostelecom. Student of BHSD MAD 18-19