Стоит ли напрягаться?

Alexander Makhtin
LifeDesign
Published in
9 min readMay 26, 2019

Ученые делают много странных исследований, привлекая на это гранты и толпы народа. Они в состоянии выяснить скорость, с которой растут уши у пожилых людей или доказать наличие венерических заболеваний у божьих коровок. Отдельное место в исследованиях ученных занимает университет Пенсильвании. Когда я слышу начало “ученные из университета Пенсильвании”, я сразу представляю себе заголовки “Ученные из университета Пенсильвании посоветовали есть белые грибы для сохранения молодости” или “Ученные из университета Пенсильвании доказали, что знакомство с жертвами убийств повышает риск суицида”.

Однако среди этих исследований, попадаются довольно полезные. Однажды ученые из университета Пенсильвании исследовали состояние потока. Состояние потока приходит, когда мы занимаемся чем-то увлекательным. Чем-то, что полностью занимает наше внимание. Занимает настолько, что практически вытесняет внутренний диалог. Это может быть сложная умственная деятельность, экстремальный спорт, обучение, творчество или просто созерцание заката полного теплых чувств. Что же объединяет эти совершенно разные занятия, и почему они приводят к одному и тому же эффекту? Дело в том, что состояние потока вызывает любое занятие, где есть эмоциональная вовлеченность и полная включенность в процесс. Такую включенность может вызывать любая деятельность на грани со своими способностями. Например — когда мы учимся жонглировать, мы находимся на грани своих умений. Наше внимание полностью сфокусировано на предметах, находящихся в воздухе: как поймать, снова подбросить, не уронить, и в этот момент мы вряд ли рассуждаем о бренности всего сущего. На лишние мысли просто не остается ресурса. Мы полностью погружены в процесс. От этого теряется ощущение времени, и все, кроме сиюминутного действия становится просто неважно. Такое же состояние может вызывать и рассматривание картины, при условии, что мы полностью погружены в этот самый процесс созерцания. Если наш навык видеть и понимать прекрасное достаточно развит, картина может вызвать сильную эмоцию, и мы говорим — “в этом что-то есть”. На такую картину можно долго смотреть, позволяя потоку чувств захватывать и уносить себя в глубину внутреннего мира…

Так вот, ученые из университета Пенсильвании провели социологическое исследование и выяснили, что люди намного больше находятся в состоянии потока на работе, чем дома или на отдыхе. Дело в том, что на работе встречается больше ситуаций, требующих полного включения и максимума наших способностей. На отдыхе же, особенно если это простое привычное занятие, нам незачем напрягаться. Собственно само понятие отдыха у нас ассоциируется с тем, чтобы расслабиться, то есть не думать. Пропускать через мозг жидкую кашицу сериалов или разговоров ни о чем за бокальчиком пива. И в этом нет ничего плохого, если только не все свободное время проходит так. Но если в таком состоянии проводить часы и дни, то сознание приходит в привычное состояние хаоса, и начинается: “чего я достиг в жизни?”, “сосед живет в своей квартире, а я снимаю”, “а что если моя женщина меня не любит, а просто терпит” (нужное подчеркнуть, свое дописать).

Все дело в шаблонном отношении. Работу принято считать чем-то навязанным, напряжным и сложным. И такой работы действительно хочется избегать, особенно если воспринимать ее, как повинность, которую делаешь не по своей воле. Любая работа, даже самая привлекательная, при таком отношении превратиться в ад. Отдых, с другой стороны, принято считать приятным ничегонеделанием, к которому стоит всячески стремиться. В том числе и во время работы. Где бы не работать, лишь бы не работать. Мы мечтаем про прекрасную жизнь на вечном отдыхе. Вот только такая жизнь — это миф! Валяться в гамаке под пальмой можно час, можно день или даже неделю. И отлично себя при этом чувствовать. Но это при условии, что перед этим мы чертовски устали, и этот отдых — заслуженная разрядка после удовлетворяющей деятельности. Сам по себе отдых не может быть самоцелью. Он может принести удовольствие от расслабления, но не удовлетворение само по себе. Вся жизнь — это волны, в которых напряжение сменяется разрядкой, и одно не существует без другого. Получается, что работа не доставляет осознанного удовольствия из-за самого отношения к тому, чем мы занимаемся. А отдых ввергает в пучину рефлексии и страстей, просто потому что на отдыхе не принято напрягаться. Нет, не о такой жизни мы мечтали!

Кроме того, в современной философии напрягаться — это грех большой. Достижения науки и техники стремятся сделать наш досуг как можно более комфортным и расслабленным. Тело автоматически тянется к состоянию покоя, и будет бездельничать, пока его зачем-то не стянут с дивана. Например к холодильнику. Раньше двигаться заставлял голод и необходимость выживать. Сейчас же многие согласны встать с кровати в выходной день разве что за печенькой. И так миллионы тел валяются без жизненного тонуса по всему земному шарику, погрузив вялые мозги в депрессивные мысли о несбывшихся надеждах… А копилка липких черных мыслей поистине бездонна. И чтобы хоть как-то уйти от этой воронки негатива, мы находим себе занятия, способные отвлечь. Для этого отлично подходят страсти и всякого рода эмоции. Не обязательно позитивные, любые сойдут. Можно позлиться на политика или родственника, можно нырнуть в жалость к себе и уплыть в бездну “за что мне это”, можно завести бурный роман на стороне, чтобы превратить свою жизнь в остросюжетный детектив с названием “свинья с лицом ангела” или просто втупить в телек, позволив потоку плохих новостей извне на время потеснить внутренний негатив.

Люди отлично преуспели в изощренных способах сделать свою жизнь менее невыносимой. Однако все это так же далеко от высокого качества жизни, как спившийся миллионер. Проблема в том, что все эти ухищрения слишком привычны, чтобы так просто от них отказаться. Так, скорее всего, жили наши родители. Так поступали наши друзья. Мы попросту не знаем как вести себя иначе. Кроме того, такая позиция удобна — не нужно принимать решений и брать на себя ответственность. Все как нибудь само сложится… Безвольно болтаться от импульса к импульсу и страдать от несправедливости мира — святое право каждого человека…

А вот для того, чтобы жить счастливо понадобится дисциплина — способность осознанно менять свое отношение к вещам. Ведь счастье — это выбор. И от нас зависит будем ли мы делать его каждый день. По сути именно наше отношение к событиям и определяет качество жизни. На физическом и метафизическом уровне. Именно этим отношением мы создаем свой эмоциональный фон и свою реальность. И именно наше отношение способно дать нам возможность выбирать потоковые занятия вместо рефлексивных страстей.

Однажды я наблюдал за тем, как мой отец грузит мусор на заводе. Папа был директором этого самого завода, но почему-то погрузкой мусора часто занимался сам. На мой взгляд — это была самая грязная и примитивная работа, но отец, казалось, занимался ей с удовольствием. Он энергично руководил процессом, прикрикивал на работяг, сам прыгал в кузов грузовика и филигранно складывал отходы производства, как будто играя в большой тетрис. Ему это нравилось! Однажды, когда отец закончил работу и с чувством выполненного долга спустился с грузовика, я спросил — зачем он грузит мусор. Он ответил — “я не гружу мусор, я делаю завод чище”. В этом был смысл! Этот смысл был понятен ему одному, но именно это меняло отношение к работе. Кроме того, он работал не по принуждению, а по собственному выбору и желанию. Ему нравился сам процесс! Он был поглощен умелым складыванием кусков металла в единый монолитный слой, где не оставалось лишней пустоты. Для него это было искусство, и он совершенствовался в нем раз за разом выполняя грубую для постороннего наблюдателя работу. Позже я подумал — если отец способен превратить погрузку мусора в переживание потока, это можно сделать с чем угодно.

Состояние потока — это не отдых. Но это и не работа в привычном для нас понимании. Это деятельность, наполняющая нас силой. Мы можем проживать потоковые состояния, даже не задумываясь о них. Вот только если мы хотим получить жизнь действительно высокого качества, напрячься все-таки придется! И делать это нужно будет регулярно и с удовольствием. И тут понадобится та самая дисциплина. Дисциплина ума, позволяющая взглянуть на напряжение иначе — как на естественную необходимость для того, чтобы жить, а не существовать. Если регулярно напрягать тело, оно станет сильным и здоровым. Если регулярно напрягать ум, он будет острым и живым. Если регулярно напрягать сознание, оно станет упорядоченным и ясным. И это три компонента, которые способны превратить жизнь из безвольного существования в увлекательный квест.

Напряжению понадобится точка приложения. Ее нужно найти в каждой из трех сфер. Подходящий для тела спорт. Подходящее для ума дело. Подходящее духовное учение. Каждому — свое.

Выбирать потоковые занятия осознанно, на работе и на отдыхе, не боясь при этом напряжения — вот простой рецепт наполненной жизни. И самое сложное здесь — начать. Когда известного йога Сидерского спросили — “что самое сложное в йоге”, он ответил — расстелить коврик. И внутренняя дисциплина здесь должна быть начеку. Привычный метод делать что-то, только когда припечет необходимость, не работает. Отношение стоит изменить с “надо” на “хочу”. Попробуйте сказать про себя фразу “Мне надо идти в зал, что-то я заплыл”. Какое отношение к залу она рождает? А главное — побуждает ли это встать с дивана? Скорее всего, такая мысль иногда проплывает в голове где-то между “задолбал этот мудак-начальник” и “о, сегодня футбол!”. А теперь другую фразу — “Я хочу идти в зал, чтобы хорошо себя чувствовать и сделать из своего тела конфетку”. И как на этот раз? Сама постановка вопроса определяет отношение к чему-либо. И даже к рутинной работе можно изменить отношение, превратив это занятие в поток. Для этого понадобятся захотеть делать эту работу. А потом — делать ее внимательно и качественно, постоянно совершенствуясь в своем деле. Секрет в том, что хорошо сделанная работа требует намного меньше затрат энергии, чем отлынивание от работы. Делая качествеенно, мы получаем энергию, а пытаясь прокрастинировать — теряем. Энергия не дается взаймы или на ничегонеделание. Энергия приходит вместе с движением к цели.

Да, с опостылевшей работой так получается не всегда. И если не выходит полюбить свою работу, а сменить ее в ближайшее время не получится, попробуйте притвориться, что она вам нравится. Если у вас получится спрыгнуть с иглы самобичевания и жалости к себе, и превратить свой труд в состояние потока, очень скоро это даст свои плоды. Сознание упорядочится, энергия перестанет сливаться в черную дыру переживаний. Появятся силы высунуть голову из песка и оглянуться вокруг. И тогда в жизни снова появится выбор, а новые возможности сами начнут появляться, как будто притянутые чистой энергией потока…

На том же заводе у моего папы было СТО. Большинство рабочих ходили с унылыми лицами или сидели, выжидая когда закончится их смена. Они вели пустые разговоры, слонялись, и всячески пытались работать как можно меньше. Среди них был человек, который разительно выделялся из вялой массы. Его звали Глеб. Глеб не выглядел человеком, который ошибся с выбором профессии. Он редко улыбался и от этого выглядел суровым, а иногда грубым. Но то, как он работал — было удивительно. Каждое его движение было доведено до автоматизма. Он двигался проворно, казалось, что он не совершает ни одного лишнего действия. Он отлично знал где лежит каждый инструмент, и на его площадке был идеальный порядок. В работу он был погружен с головой, и рявкал, если его отвлекали от процесса. Говорил Глеб короткими рубленными фразами, неохотно отвечая на вопросы, как будто это казалось ему лишним. Он не был приятным человеком, но наблюдая за его работой, я поневоле проникался уважением к его мастерству. Похоже было, что Глеб танцует вокруг машины, выполняя шаманский ритуал, где у каждого действия есть свое точное назначение. И как по волшебству, после каждого такого танца машина съезжала с подъемника в рабочем состоянии.

Как-то раз, когда Глеб закончил заниматься машиной, я спросил что делает его работу особенной? Он посмотрел на меня отрешенно. Потом на секунду задумался и сказал: “я соревнуюсь”. “С кем?” — спросил я. “С самим собой” — ответил он…

Если сознательно погружаться в состояние потока, создавая для этого благоприятные обстоятельства, жизнь может превратиться в один непрекращающийся поток. В такой жизни любые трудности воспринимаются, как вызов, практически отсутствует рефлексия, зато присутствует ощущения силы и открытости всему новому. Такая жизнь похожа на плавание по реке с быстрым течением, которая сама находит свое русло. Решения принимаются легко, и ты как будто скользишь туда, куда направлен твой взгляд. Течение подхватывает и несет всякий раз, когда ты попадаешь в поток. Есть только одна задача — спокойно держать равновесие и смотреть вперед широко открытыми глазами.

--

--

Alexander Makhtin
LifeDesign

Предприниматель. Путешественник. Писатель.