Технопарки, ИТ и первый город новой России [продолжение]

Alexander Malyarewsky
malyarewsky
Published in
6 min readOct 8, 2016

Почему Иннополис в качестве специализации выбрал для себя именно ИТ, как это сделал ранее Парк? Ведь можно было сделать ставку на машиностроение, нефте- и традиционную химию, модные сейчас биотехнологии или, например, на энергетику. Ответ на этот вопрос позволит лучше понять важные моменты, связанные с современной экономикой.

Примечание: это продолжение, начало здесь

Парк — это экосистема

ИТ-парк тесто связан с растущей экономикой республики, но стартапы в инкубатор приезжают со всех концов России и даже из сопредельных государств.

Идеи у большинства стартапов, участвующих в конкурсах за право попасть в «парковый» инкубатор, в техническом плане очень хороши — подчеркивает Антон Грачев, директор ИТ-Парка. Но идеи сами по себе не являются бизнесом!

Чтобы они стали основой предприятия, нужно создать финансовую инфраструктуру, которая начинается с анализа потенциальных рынков для продуктов и услуг, созданных на базе оригинальных идей. А вот тут у технических специалистов возникают предсказуемые проблемы с анализом рынков, прогнозированием спроса и другими экономическими вопросами.

Решать финансово-экономические, организационные, юридические и другие вопросы стартатпам помогает эко-система инкубатора. Для этого Парк использует как собственные ресурсы, так и приглашает сторонние структуры и внешних специалистов нужных направлений для консультирования стартаперов.

Стартапы: итерации в инновациях

В комплекс зданий ИТ-парка вписан памятник индустриальной архитектуры давних времен — здание суконной мануфактуры XVIII века

Попав в инкубатор, стартапы активно начинают прорабатывать экономическую сторону вопроса своего бизнеса. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев стартаперы выясняют, что рабочей модели для существования своей идеи на рынке нет. Причины могут быть разными: или нет достаточного количества потенциальных платежеспособных клиентов, или они есть, но непонятно, как до них дотянуться, или слишком противоречащими друг другу оказываются технические и экономические требования к будущему товару и т. д. В результате запуск стартапов оказывается бессмысленным…

Напомним, что речь идет о лучших из лучших стартаперах, проекты которых прошли жесточайший отбор! И тогда статаперы, уже находясь внутри инкубатора, с использованием полученного опыта начинают разработку другого проекта. Но и его обычно постигает неудача.

В среднем только третий проект, созданный работающим в инкубаторе стартапом, обычно «выстреливает», успевая пройти путь от идеи до бизнеса, как отмечает г-н Грачев.

Вот почему ИТ!

Как показывает опыт работы ИТ-Парка, стартап-команда, прошедшая жесткий конкурсный отбор и попавшая в эко-систему инкубатора — а доступ предоставляют на год — в среднем успевает проработать пару провальных идей, а третью, более успешную, довести до стадии, на которой можно строить дальнейший бизнес. Подчеркну: все это происходит в течение года!

Но тут есть одна важная особенность: все эти проекты связаны с ИТ, особенности этого сектора экономики позволяют получить такую динамику. В других секторах для прохождения такого же пути стартапу требуется втрое-впятеро больше времени. По словам г-на Грачева, отработанная в ИТ-Парке система инкубатора — от построения принципов отбора до предоставления высокотехнологичных площадок, от консультирования различным вопросам бизнес- и техно-проблематики до обеспечения встреч с потенциальными партнерами, как государственными, так и бизнес-структурами — вполне применима к выращиванию стратрапов в любой области. И вполне может быть перенесена и масштабирована на парки другой специализации, как только состояние экономики позволит вкладывать ресурсы в столь долгие проекты.

В ИТ путь от интересной идеи до «начинающего бизнеса» можно пройти за год или даже быстрее, в других областях при имеющемся уровне развития технологий и экономики такой возможности пока нет.

Но сейчас можно выращивать ИТ-бизнесы и Парк этим занимается. Заметим, что бизнесы становятся все сложнее и требуют не только энтузиастов, креативщиков и финансистов, но и специалистов с мощной базовой подготовкой. Обучение таких специалистов — дело непростое, в нем принимали участие разные структуры, от академических о самого ИТ-Парка.

От технопарка — к техногороду

Успех казанского ИТ-парка является одним из немногих примеров эффективного частно-государственного сотрудничества. Парку потребовался всего лишь год, чтобы стать прибыльным предприятием. Заметим, что такая динамика — большая редкость, более того,-далеко не все российские ИТ-парки оказываются способны приносить прибыль.

Это сотрудничество во многом определило успех и развитие Парка как в количественном, так и в качественном плане. Парк создал филиал в Набережных Челнах, начал сотрудничество с профильными учебными заведениями Казани и развернул свои образовательные программы, как для резидентов, так и для студентов и даже для школьников.

Образовательные программы становились все сложнее, стартапам и резидентам становилось тесно в Парке даже при наличии филиала. Требование новых пространств Парка стало одной из причин, по которым было решено строить новый город.

Архитектура нового города вызывающе футуристична, тем и прекрасна

Иннополис: футуристическая реальность

На территории России впервые за сорок лет появился новый город — рядом с Казанью строят Иннополис. Экономика города, как видно из названия, ориентирована на высокие технологии. Как легко догадаться, сегодня речь идет, в первую очередь, о «хай-техе», связанном с компьютерами. Согласно проекту, в Иннополисе будут жить, работать и учиться около 150 тысяч человек.

Уже работает уникальный Университет Иннополиса, закончено здание Технопарка, начала работу особая экономическая зона, заселены общежития, квартиры, коттеджи, но повсюду идет строительство новых корпусов и объектов городской инфраструктуры.

В разработке еще много инфраструктурных элементов, здесь будет даже своя канатная дорога! Но это хоть и ближайшее, но все же будущее.

Иннополис — молодой город, пока здесь нет даже деревьев, но здесь живут и работают люди, которые создадут инфраструктуру, посадят деревья и даже протянут канатную дорогу

Образование: все сложнее и фундаментальнее

Образовательных программ в Татарстане очень много, математическая и «компьютерная» школы в вузах тут исключительно сильны. Но для подготовки современных специалистов потребовалось частно-государственное партнерство. Свои программы создала и проводит созданная в 2013 году ИТ-академия Парка, в других проектах она сотрудничает с ИТИС (Высшей школой информационных тенологий и информационных систем Казанского федерального университета) и т. д. Популяризация информационных технологий, работы по профориентации, поиск и подготовка квалифицированных кадров — как проявление социальной ответственности, так и крайне важный элемент для развития экосистемы ИТ-Парка.

Отработанные схемы в развитии применены для создания Иннополиса, как концепции, так и структуры «города информационных технологий». Для базовой подготовки в области компьютерных наук — не только для ИТ-парка и даже не только для Татарстана, а для экономики всей страны — создали новый Университет, который стал ядром целого города, который строят «с нуля».

Градообразующий Университет

Университет — первый объект Иннополиса, который остается центром нового города

Первым объектом нового города стал Университет Иннополиса, созданный совместно с американским Университетом Карнеги-Меллона и рядом венчурных фондов. Это единственное федеральное учебное заведение страны, изначально специализированное для подготовки специалистов по компьютерным наукам (см.). «Отношение к ИТ-специалистам в России немного странное — их рассматривают как ремесленников-программистов, — говорит Сергей Белоусов, генеральный директор Acronis, являющийся членом Наблюдательного совета Университета, — Но кроме программистов современная ИТ-индустрия требует ИТ-специалистов с фундаментальной подготовкой в самых разных областях». Таких специалистов с мощной базовой подготовкой и обучают в Университете Иннополиса.

«Искусственный интеллект», «Системы управления большими данными», «Управление разработкой программного обеспечения», «Робототехника», «Безопасность компьютерных систем и сетей» — вот название некоторых специализаций, уже существующих в Университете. Как видите, это специальности завтрашнего дня, для фундаментальной подготовки по которым студенты уже учатся несколько семестров.

Университет Иннополиса может выпускать в год тысячу дипломированных «computer scientist», что составляет около трети потребности страны в таких специалистах.

Все обучение проходит на английском языке. Причина проста: соответствующие направления развиваются очень динамично, пока материалы будут переведены на русский язык, они успеют устареть. Кроме того, «англоязычный» подход открывает позволяет слушать лекции преподавателей мирового уровня, которых приглашают в Иннополис, обеспечивает возможность кросс-обмена с топовыми профильными вузами других стран и континентов — ведь там специалисты по компьютерным наукам тоже говорят на английском. «Каждый год из всех выпускников российских школ не более трех тысяч человек хотят и могут заниматься компьютерными науками, — говорит Александр Тормасов, ректор Университета Иннополиса, — мы можем принять только тысячу».

Разумеется, потребность страны в ИТ-специалистах много больше, ежегодно требуются десятки и сотни тысяч математиков, инженеров, программистов, сисадминов и других людей с соответствующими специализациями. Но специалисты в «computer science» — продукт штучный. Они нужные не в каждом ИТ-проекте, а если и нужны, то даже в крупным сложном обычно нужно не более двух-трех. «Каждый наш выпускник на своем рабочем месте является «центром притяжения», создающем работу для трех-четырех десятков ИТ-специалистов различных профилей», — отмечает г-н Тормасов.

В Иннополисе есть свой Технопарк, в создании которого учтен опыт казанского ИТ-Парка

ИТ-парки — модное направление современной креативной экономики. Их активно разворачивают и продвигают, например, Калужская область и регион Нормандия, соперничая за привлечение перспективных стартапов, молодых высокотехнологичных компаний и глобальных корпораций. О том, как живут, развиваются, сотрудничают и конкурируют эти проекты, мы расскажем в следующий раз.

--

--