«Каштанка»: счастливой быть просто

Vola Zjazjula Semchanka
Mart.Kontakt
Published in
3 min readApr 2, 2019

Авторская интерпретация Юлии Пересильд хрестоматийного рассказа А.П. Чехова — довольно-таки экзотичная. Диалоги и основной сюжет практически без изменения сохранены режиссёром и поданы сквозь призму драматичной истории о становлении дворовой девчонки Каштанки в мире шоу-бизнеса.

Спектакль решён в комедийном ключе: к примеру, чеховская версия смерти гуся Ивана Иваныча (Максим Плеханов) отступает на второй план: складывается ощущение, что Иван Иваныч отходит в мир иной от переизбытка алкоголя в организме, а не от того, что на него наступила лошадь. Как результат — смех вместо положенного уныния. Смешит и исполнение гусем чудаковатого брачного танца в процессе его чересчур затянувшегося умирания. Эта сцена только добавляет бессвязности и рваности «повествованию», отклоняя далеко в сторону само действие. Вызывает недоумение и свинья Хавронья, вырядившаяся в латексный костюм.

Характер Каштанки раскрывается не по мере действия, а лишь в конце, благодаря исполнению хита «Я просто хочу быть счастливой…». Сцена побега «звезды» в изначальную среду обитания, на улицу, к своим старым друзьям, оказывается весьма душевной, раскрывая в полной мере истинную натуру героини — «помесь таксы с дворнягой»: демонстрация очень русского, по мнению Юлии Пересильд, синдрома, когда выбор делается сердцем супротив всех законов логики.

Декорации (улицы и дворики, атмосферная гримёрка, где герои ожидают выступления Каштанки) удачны, со светом и звуком — явный перебор. А вот энергетики молодым актерам не занимать — и заразить ею зрителей у них, несмотря ни на что, получилось. Органичную Анну Шуваеву (Каштанка) и предельно харизматичного (хоть роль и эпизодическая) Александра Овчаренко (Лука) не могу не отметить отдельно.

Периодически появляющиеся видеокартинки с граффити вписаны в ткань спектакля грамотно и лаконично, от повествования не отвлекают, в отличие от свадебного мракобесия «тили-тили тесто жених и невеста».

Несмотря на заезженный приём с собиранием денег в шляпу в начале спектакля, режиссёру и актёрам всё же удается создать совершенно особую атмосферу в зале: в основном благодаря «хору нищих», повествующих о завязке сюжета. На мой взгляд, это одно из удачных режиссерских решений Юлии Пересильд.

Но то ли из-за недостатка сценического времени, то ли из-за выбранной манеры подачи чеховского материала, мне так и не удалось понять, о каких именно проблемах со мной говорят, о чём конкретно предлагают поразмышлять и о чём задуматься. Было заявлено, что спектакль «о молодых, о поиске своего пути в жизни, трудности выбора, таланте и любви, о судьбе творческого человека, которому непросто найти себя в современном мире». Всего этого увидеть, к сожалению, мне не удалось. И всё же хочется поблагодарить режиссёра за смелость и весьма необычную интерпретацию чеховской «Каштанки». 8 баллов из 10.

Иван Комзолов,
средняя школа №33 г. Могилева, 7 «В» класс

Фото: Денис Васильков

--

--