Мирный океан: спектакль «Моя семья в моем чемодане»

Kseniya Trush
Mart.Kontakt
Published in
3 min readMar 26, 2019

Малая сцена Могилевского драматического театра. Куб, на нем чемодан, обычный коричневый чемодан, белый шар подвешен к потолку в углу (на него транслируются детские рисунки), а вокруг холодные серые стены, как будто в подвале. В центре прекрасная молодая женщина Нарине Григорян и ее жизнь, точнее реальная жизнь Нарине и ее семьи в 1992 году, во время Карабахской войны.

Как говорить об ЭТОМ как о спектакле? Как разложить на сценографию, мизансцены, музыкальное оформление и прочие театральные понятия настоящее ОТКРОВЕНИЕ.

Нарине и ее семья (мама, папа, сестра и 10-месячный брат) жили в деревне на границе с Азербайджаном, когда началась война. У семьи была возможность спасти лишь одного, и выбрали Нарине. Мама сложила вещи девочки в большой коричневый чемодан. Этот чемодан стал целым миром (этот чемодан даже показывает видеозапись с рассказом отца о пытках в плену). Попытка бегства не удалась, поэтому малышка вернулась домой, к семье, чего так отчаянно хотела. Потом всей семье все же удается покинуть деревню вместе. Они переезжают в город. Там холодно, но они ВМЕСТЕ.

Актриса рассказывает о жизни до войны, как она любила Ленина, как хотела стать пионером, как выучила армянский, узнала о национальных героях, и на пионерский галстук нашила флаг Армении.

Говорила о том, как уже во время войны верила, что папа вернется из плена; как мыли пол под обстрелом, праздновали Новый год назло обстоятельствам; как папа отвлекал детей от звуков бомбежки детскими задачками и анекдотами. И как потом, уже после переезда, было здорово ходить в гости к новым соседям.

Болезненным для маленькой Нарине стало возвращение к учебе. Ведь в новой школе она вдруг стала беженкой. От этого слова девочке стало холоднее. Ребята не сразу приняли новенькую (нет, не обижали, вы не подумайте). А потом девочка сильно заболела (10 дней с температурой 40) и одноклассники пришли ее навестить. Тогда Нарине полюбила свой класс, свою страну и мир. Даже такой.

Нарине рассказывает историю от лица себя маленькой. И это безумно трогательно и наивно, безумно больно. Жуткие болезненные фрагменты, словно стрела, разрезают детские наивные и смешные мысли. Но смеяться не хочется, от этого слезы льются еще сильнее. Невозможно сложить все это воедино, вселенская несправедливость разрывает изнутри. Очень сложно было и самой актрисе: в какие-то моменты она еле сдерживает слезы, ей сдавливает горло.

Все понятия в спектакле (ну не подходит сюда это слово, но вариантов нет) доведены до предела: семья, мир, война, боль, радость. Поэтому нет здесь таких обычных разделений на «хорошо» и «плохо», есть только детский, наивный, прекрасный и светлый Абсолют.

Благодаря этому после раздирающей боли за Нарине, ее семью, да и вообще за мир, наступает безумная любовь ко всему живому. Эта история не про смерть и разруху, она про ЖИЗНЬ.

Жаль нельзя написать весь текст, используя Caps Lock, потому что хочется кричать от переполняющих эмоций. Большое спасибо создателем за эту работу; большое спасибо Нарине за мужество раз за разом переживать этот ужас. «Моя семья в моем чемодане» сделала немного лучше и добрее тех, кто был в зале. Вот бы рассказать эту историю всем тем, кто все еще видит смысл в войне.

Ксения Труш

Фото: Ольга Каштанова

Опубликовано на http://vmogileve.by/news/3511/

--

--