ААААА. Шапито: Султан Сулейманов рассказывает о самой безумной рубрике «Медузы»

Meduza
meduza: how it works
5 min readNov 20, 2015

Что это?

Некоторые люди представляют себе рубрику «Шапито» примерно так:

В чем-то они правы, но в целом — нет. В настоящем шапито уживаются клоуны, дрессированные животные, акробаты, жонглеры и прочие необыкновенные персонажи — вот и в нашем «Шапито» собрано все, что развлечет читателя.

Почему вдруг в серьезном издании, пишущем на самые острые политические, общественные и экономические темы, вдруг появилась такая рубрика? Дело именно в серьезности наших материалов: их хотелось дополнить чем-то совсем легким и зрелищным. Чтобы от чтения про военный конфликт на Украине, курсы валют, падающие самолеты и Северную Корею можно было немного отвлечься: посмотреть трейлер блокбастера, позалипать над умильными картинками или по-доброму посмеяться над чужим идиотизмом.

В общем человеку нужно дать возможность отдохнуть.

Как попасть в «Шапито»?

С самого начала мы интуитивно понимали, что будет в «Шапито» (кстати, я понятия не имею, откуда взялось это название (Мы придумали — Прим. ред.), а что — нет. Принцип вербализовался следующим образом: «Материалы, которые читатели захотят украсть в собственные соцсети, чтобы набрать лайков от друзей».

Однако со временем пришлось вводить критерии, чтобы отделить «Шапито» от новостей. Этих критериев два, они довольно условны, но жизненно важны:

Критерий 1: «Шапито» — мультимедийная рубрика. Это значит, что абсолютно в каждом материале читатель получает кусочек какого-то мультимедийного контента: видео, фото, аудио, инфографику, гифку, игру. Чаще всего новость — это текстовый материал, а шапито — почти никогда не текстовый материал. Если углубляться, то для новостей важен инфоповод — «что произошло?», а для «Шапито» важнее, как это произошло и что в итоге получилось.

Изредка в «Шапито» попадает и текст, но это особый случай. Сначала я сопротивлялся просто «прикольным новостям, не вписывающимся в новостную повестку», но случай с парнями, которые выкопали тоннель просто потому, что им хотелось выкопать тоннель, меня переубедил. Так что иногда в самом тексте содержится та удивительная часть истории, ради которой читатель и пришел.

Критерий 2: Увиденное в «Шапито» должно вызывать нецензурные эмоции. Спектр эмоций широк: от восторженного удивления до неудержимого отвращения. Понятно, что у людей разные вкусы — некоторых не прошибешь даже НАСТОЯЩИМ ХОВЕРБОРДОМ и дружбой котенка с совой, поэтому все определяется чутьем ведущего рубрики и его коллег.

Как бы смешно ни звучал этот критерий, он очень важен: жалкое «классненько» в рубрику, скорее всего, не пройдет. Идея в том, что читатели должны залипать и прокрастинировать, заходя в «Шапито». Если на чтение пусть и интересного, но серьезного фичера нужно собираться с силами, то на просмотр очередного ролика или интересной фотогалереи этого не требуется.

Соблюдение названных критериев избавляет нас от необходимости объяснять читателю, почему мы вдруг решили рассказать ему некую историю. Там, где другие издания вынуждены оправдываться и писать бессмысленное «это видео набрало 100 тысяч просмотров за три дня» (чем грешит мой любимый TJournal), или «фотография разлетелась по социальным сетям» (привет, региональные СМИ), или совсем позорное «на эту песню обратило внимание западное СМИ», я просто показываю видео или фото просто потому, что они АААААА — а не потому, что их кто-то сколько-то раз посмотрел. И снисходительно смеюсь над коллегами, пишущими «Саакашвили покорил соцсети своими нелепыми штанами», «Анимированное изображение с верблюдом на берегу озера под Тюменью взорвало Интернет», «В Интернете набирает популярность новый «танец пчелок» из Краснознаменска» и так далее. Но круче всех правительственная «Российская газета»: у нее что-нибудь постоянно взрывает интернет.

Перечисленные принципы позволяют мне без сомнений и споров забирать в рубрику безумно красивые фотографии космоса. От каждого такого снимка — будь то поверхность кометы Чурюмова-Герасименко или портрет Плутона — коленки трясутся. Это мультимедиа, и это нецензурно. В крайне положительной форме.

Что не попадет в «Шапито»?

«Шапито» в первую очередь развлекательная рубрика. Поэтому мы не ставим туда видео, в которых пострадали или погибли люди. Да, краны, роняющие кусок моста, — это и мультимедиа, и нецензурно, но там пострадали два десятка человек. Если такие ролики и появляются на «Медузе», то как часть серьезной новости: мы считаем, что здесь важнее инфоповод, а не визуальное сопровождение.

Также в «Шапито» никогда не появятся записи автомобильных аварий: это не зрелищно, а чернуха. «Шапито» — не Lifenews и не сообщество ru-chp в ЖЖ.

Как найти «Шапито»?

Сложнее всего объяснить, где я все это нахожу, не употребляя слова «везде». В первую очередь, источниками хорошего и интересного выступают западные развлекательные сайты: Buzzfeed, Mashable, Daily Dot, Uproxx, Bored Panda, реже The Verge и Kotaku (последний — для наиболее заметных игровых новостей). Читаю я их где придется — то через RSS, то в твиттере, то в фейсбуке.

Социальные сети — второй очень важный источник для шапито. Я читаю столько людей, что нередко замечаю какие-нибудь крутые истории раньше многих крупных СМИ, особенно это касается российского контента.

Третий источник — коллеги и читатели, которые натыкаются в Сети на что-нибудь увлекательное и присылают это мне. Там, конечно, много лишнего или старого, но попадаются и очень ценные вещи. Например, мой коллега Вован однажды решил просто так зайти в китайскую социальную сеть Weibo. Поковырявшись немного в иероглифах, он наткнулся на только-только начавшийся флешмоб, в котором пользователи дотягивались до уха через голову. На тот момент об этом написали только пара-тройка китайских СМИ. И Медуза.

Иногда источниками для шапито выступают непривычные издания — так происходит, когда они публикуют что-то мегаинтересное, но не вписывающееся в новостную картину. Например, Vox любит выдать заметки вроде — вредно ли хрустеть суставами или как выглядели арбузы несколько веков назад. The Village вдруг попросит стилиста объяснить, почему гопники носят шапки выше ушей, или откопает студента, решившего на лодке уплыть в Америку. На «Хабрахабре» и Geektimes иногда тоже появляется что-то фантастическое, вроде флешки-убийцы и робота-газонокосилки.

Однажды было так пусто, что я полез на «Фишки.нет», «Яплакал» и «Пикабу». И нашел на последнем крайне наглядную таблицу из «Википедии». Эти сайты среди многих пользователей считаются помойками (не могу их осуждать за это), но если хорошо покопаться, там тоже можно что-нибудь найти.

Наконец, с некоторыми шапито нам помогает проект Vert Dider. Они по просьбе «Медузы» переводят и озвучивают англоязычные научные видео — без понимания закадрового текста теряется весь смысл. Vert Dider отличные, подписывайтесь на них.

Почему «Шапито» — это не обидно

Некоторые читатели думают, что «Шапито» — это обидное место. И возмущаются, когда в рубрику попадают крутые фото из космоса или научное исследование того, как лопаются воздушные шарики. Тем более, если рядом оказывается какая-нибудь выдра или Дарт Вейдер.

Но не надо обижаться: попадание в «Шапито» не означает, что мы преуменьшаем значимость научного события. Мы лишь подчеркиваем, что этим событием можно любоваться и восхищаться не меньше, чем трейлером первоклассного фильма.

Ты такой классный, напиши еще что-нибудь про «Шапито»

Со временем в «Шапито» образовались микрорубрики или темы, за которыми мы активно следим (космос!). Например, в «Шапито» регулярно появляются трейлеры фильмов, которые мы больше всего ждем, — от «Звездных войн» до какого-нибудь веселого мультфильма. А если какой-то уже вышедший фильм вдруг вызывает необычно много шума, мы собираем все это вместе — чтобы не распыляться на десятки мелких инфоповодов. В подборку могут попасть мемы, флешмобы, пародии, приколы, яркая критика и даже обвинения в сексизме (которые, кажется, предъявляются к каждому популярному фильму). Мы написали уже несколько таких материалов и решили объединить их в условную подрубрику «Вокруг шум».

Изредка у нас появляется идея перемешать «Шапито» с «Картотекой» — рубрикой, которая все внятно объясняет читателям. Результаты получаются ожидаемо безумными: например, я писал коллегам карточки «Как гладить кошку?», а они мне — «Может ли утка утонуть?» (по мотивам шапито про утку, утонувшую на глазах у мэра Калининграда).

Хотелось бы ответить тем, кто считает, что у меня лучшая работа на свете — мол, нет ничего лучше, чем целыми днями смотреть смешные видео и фото с котиками, отбирать самые-самые и веселиться.

Знаете, я с вами полностью согласен.

--

--