Как правильно делать карточки

Meduza
meduza: how it works
5 min readMay 6, 2015

Когда мы запускали «Медузу», то все время повторяли, что наша задача — не только рассказывать, но и объяснять (привет, Vox). Нам это было настолько важно, что мы даже для этого специальный раздел создали и назвали его Картотекой — и посадили двух редакторов заниматься только им. Кажется, получилось неплохо — настолько, что формат пошел в массы. Что, безусловно, круто, но вот качество карточек, которые мы видим в других изданиях, пока не блеск. Вот пара советов, как это нужно делать.

3 лучших способа сделать плохую карточку

  1. Объяснить вещь, которая гуглится за 10 секунд. Это можно сделать и без вас.
  2. Взять тему, по которой нет данных. В лучшем случае это будет пересказ чужих мнений, в худшем — ваши домыслы.
  3. Выбрать странную тему. Однажды мы выпустили карточку под названием «Должны ли регионы исполнять майские указы?». Провал.

5 критериев удачной темы для карточки

  1. Привязка к повестке. Если есть важная тема, на которую можно быстро отреагировать — это успех. Пример: поздним вечером ЦБ РФ поднимает ключевую ставку до 17%. Все в панике. К 6 утра у нас выходит карточка «Как ключевая ставка влияет на кредиты?» 200 тысяч просмотров.
  2. Параноидальность. Если люди в ужасе от Эболы, расскажите «Попадет ли Эбола в Россию?» Если коллеги что-то перепутали и растиражировали новость «Роскомнадзор будет читать личную переписку и чаты», прочитайте постановление правительства, выясните, что это все неправда и напишите карточку «Может ли Роскомнадзор читать переписку в наших чатах?»
  3. Важность. Вопрос может быть не из сегодняшних новостей и не параноидальным, но важным для повседневной жизни. Например, «На что не имеет права охранник в магазине?»
  4. Полезность. Жанр инструкции никто не отменял: «Инструкция. Уведомление о двойном гражданстве» или даже «Мясо на шампурах: как это делается?»
  5. Наличие хороших данных в открытом доступе. Иногда это выясняется уже после начала работы.

5 мест, откуда брать данные

  1. Официальные данные. Это основной источник. Тексты законов, постановления, приказы, указы, годовые отчеты, Росстат и прочее. Но не надо забывать, что «официальные» — не всегда значит «достоверные». Официальные данные иногда полны противоречий.
Текст законопроекта об уголовной ответственности для юрлиц противоречил сам себе и собственной пояснительной записке

2. Эксперты. В российской журналистике от экспертов часто требует не данных, а мнения. Это не для карточек. Мы обращаемся к экспертам если: а) мы им доверяем б) мы отчаялись найти нужные данные в открытых источниках.

3. Судебные решения. Незаменимый источник, когда нужно рассказать о сути закона. То, как трактуют в судах закон — важнейшая информация. Судебные решения помогают, когда закон противоречит другим и в нем не могут разобраться даже правоприменители. Определения Конституционного и Верховного судов — один из главных наших источников.

Ветераны гражданской войны получают статус ветеранов ВОВ? Whaaat?

4. Профильные и научные журналы. Вы просто не представляете, сколько ценного можно найти в изданиях с названиями, вроде «Нефтяное хозяйство» и «Гуманитарные, социально-экономические науки». А ведомственные журналы — это просто мечта.

Удивляетесь, что закон наказывает за нацистскую символику, но не говорит, что это такое? Кирилл Рыдченко из Воронежского института МВД тоже в шоке.

5. Нестандартные источники. Поиск информации для ответа на конкретный вопрос — это творческая задача. Ценнейшим источником для карточки «На что не имеет права охранник в магазине» стал найденный на сайте МВД тест на 300 вопросов (с правильными ответами), который частные охранники сдают при получении лицензии.

Когда мы писали «Что такое план «Перехват», выяснилось, что сами эти планы везде свои и везде секретные. Мы вспомнили, что украинские хакеры как-то слили в сеть архивы ростовского МВД. Так мы смогли рассказать чуть конкретнее, как выглядит настоящий «Перехват», не разглашая никаких секретов.

Не пересказывайте чьи-то мнения. Карточки только про факты.

8 способов писать так, чтобы все всё поняли

  1. Цените время читателя. Пишите кратко. Но краткость не должна идти в ущерб ясности.
  2. Пишите человеческим языком. Перевод с канцелярского на русский — важная задача в наше тревожное время.
  3. Не забивайте текст терминами, если они не нужны. Это тоже про перевод на русский. Выяснилось, что карточки «Как обойти блокировки сайтов» можно написать без слов «анонимайзер», «прокси», TOR и VPN.
  4. Не пересказывайте новости, а разбирайтесь и объясняйте. Сделать подборку судебных кейсов про нацистскую символику — круто, но это не карточки. Разобраться, как устроено законодательство и посмотреть, как оно работает в судах — это к нам.
  5. Отвечайте на поставленный вопрос. В первом же предложении. Когда вместо ответа начинаются пространные рассуждения на тему, это провал. Если спрашивают «Сколько будет дважды два», надо сначала сказать «четыре», а уже потом можно порассуждать о таблице умножения. Это называется «первичный ответ». Самые популярные первичные ответы — «да» и «нет». Не можете ответить настолько определенно — напишите что-нибудь, вроде «это зависит от конкретной ситуации».
  6. Задавайте вопросы в том порядке, в котором их задает читатель. Составляя карточки, мы говорим с воображаемым читателем — представьте этот разговор и выстройте вопросы в том порядке, в котором вам их будет задавать читатель.
  7. Из большой темы выбирайте главный вопрос. Дико интересно, как террористы ведут соцсети и торгуют нефтью, это заслуживает крутого материала, но карточки скорее вот об этом:

8. Не стесняйтесь отвечать «мы не знаем». Если есть естественный вопрос, а данных для ответа — маловато, это не значит, что вопроса нужно избегать. Надо честно писать — мы не знаем, данных нет. Иногда это сложнее: для обычного ответа достаточно всего одного источника, а для того, чтобы сказать «это неизвестно», нужно перекопать все.

Бонус: 3 причины, почему надо общаться с читателями

Пример карточки, придуманной читателем. 3200 лайков
  1. У читателей бывают крутые идеи
  2. Читатели ловко замечают вашу лажу
  3. По письмам читателей можно понять, какие вопросы вызывают паранойю — и сделать про это карточки.

Спасибо за внимание.

--

--