Забыть и вспомнить (1995) Ноа Баумбаха

Дебютное драмеди про постколеджье

Нью-Йорк, выпускники колледжа гуляют на вечеринке по случаю начала взрослой жизни. Им 22, впереди целый мир, который жаждет заполучить их навыки и научить новому (нет). Грувер (Джош Хэмилтон) намерен стать писателем, как и его девушка Джейн (Оливия д’Або), которая собирается на годовую стажировку в Прагу — поближе к Кафке и мосту с кучей статуй. Грувер расстроен, но от предложения поехать вместе отказывается, предпочитая компанию друзей: двух бездельников-философов Макса и Отиса (Крис Эйгеман и Карлос Джекотт), раздолбая Скиппи (Джейсон Уайлз), который зачем-то продолжает ходить на занятия, и вечного студента Чета (Эрик Штольц), чье обучение растянулось на десять лет. Игра в бесшабашную юность, впрочем, должна закончиться.

Дебют 26-летнего Ноа Баумбаха, сына двух кинокритиков, закономерно стал нелинейным инди-драмеди про самоопределение после учебы в духе американского независимого конца 80-х — начала 90-х. Не случайно Баумбаха называют учеником Уита Стиллмана, денди и незаметного классика, чья очаровательно-старомодная “Золотая молодежь” заканчивается примерно там, где начинается “Забыть и вспомнить”. Баумбах даже позаимствовал любимого артиста раннего Стиллмана — Криса Эйгемана. Впрочем, не стоит забывать и про Ричарда Линклейтера с Хэлом Хартли, чья карьера началась тогда же: общие темы, переходящие актеры — настоящая инди-сцена, над которой условной отцовской фигурой витает пресловутый Вуди Аллен.

Дебют Баумбаха приняли неплохо, но по-настоящему его полюбят через десять лет за “Кальмар и кит” — отчасти автобиографическую драмеди про развод в творческой семье, ростки которой можно разглядеть в “Забыть и вспомнить” (отца Гувера играет Эллиотт Гулд). Лучшие картины творческого сотрудничества с Гретой Гервиг — “Милая Фрэнсис” и “Госпожа Америка” — также напоминают Kicking and screaming, но уже с точки зрения героини: сначала жизнь не щадит саму Гервиг, потом Лолу Керк (и уже повзрослевшую Гервиг опять-таки).

Студенческая пора воистину завораживает Баумбаха на протяжении всей карьеры: он разбивает ее на милые и идиотские ритуалы, вроде хождения в литературный кружок или застольные игры “назови восемь фильмов, где обезьяны исполняют ключевую роль”, трагикомичное совместное жилье и поиск любви, образцово идиотские временные работы и надежды пополам с разочарованием. Его герои — начинающие взрослые, которым прокачанный навык неймдроппинга и сексуальная жизнь не помогает смириться с тем, что их пятидесятилетние родители — тоже люди (и у них тоже бывает секс). Поэтому Грубер бродит между прошлым и будущим, не зная глобально, что делать дальше, и вспоминая, как начался роман с Джейн. Вдобавок с одной стороны молодых людей уже поджимают жизнелюбивые 17-летние, а с другой — исполинская нерешительность перед важными решениями. Если здесь и есть удары или крики, то они спрятаны под растерянными улыбками, за страхом сделать хоть что-нибудь.

а что еще было в “фильмах на выходные”?

отчасти похожее: “Сказочник” Солондза, “Невероятная правда” Хартли, “Клуб “Завтрак” Джона Хьюза, “Милая Фрэнсис” Баумбаха, “Золотая молодежь” Стиллмана

+ слушать подкаст о кино Monday Karma

канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)

--

--