Try walk in my shoes

Недавно вспомнился один разговор с моим учеником. Он пришел ко мне как-то и сказал, что одна партнерша спросила его на милонге, как давно тот занимается танго. Он ответил: полгода. “Хм… Результат мог бы быть и лучше” — ответила она.

Отбросим этическую сторону вопроса, так как для меня очевидно, что судить об уровне того или иного танцора рядовой участник милоги не имеет никакого права, хотя бы потому что он не знает, какой на самом деле прошел путь в изучении человек.

Я задумалась, действительно, полгода занятий танго — какой должен быть прогресс? Мы часто говорим: я занимаюсь танго три месяца, полгода, десять лет… и для многих это действительно ого-го какой срок! А если рассмотреть поближе? Полгода занятий — шесть месяцев — 24 недели — 48 часов. Много? 48 уроков танго при условии регулярного посещения уроков два раза в неделю. А если это индивидуальные уроки? Раз в неделю? 24 часа. И это в лучшем случае. А на самом деле при форс-мажорах и прочих ситуациях набегает 15–20 часов. И если человек танцует только в зале с преподавателем, тот на самом деле полгода — это такой вот пшик, который не даст вам того опыта, который вы ожидаете примеряя сроки обучения на себя.

Я, кстати, вспомнила одну историю, которую мне рассказали перед поездкой на мой самый первый фестиваль в Судаке. Один парень приехал на фестиваль в Коктебель не умея танцевать и посетил все возможные уроки, практики и милонги и к концу фестиваля танцевал не хуже некоторых преподавателей. И да, такое возможно при должном приложении усилий, желании и огромной практики.

Так вот, прогресс в танго, да и в любой активности, зависит от многих вещей. И от способностей усваивать двигательную информацию, и от потраченного времени на осмысление и от практики. У меня была одна ученица, которой оказалось достаточно 8 групповых уроков и пары-тройки частных, чтобы стать одной из самых популярных партнерш на западе. И был ученик, с которым мне пришлось преодолевать стену блоков и внутренних физических и психологических зажимов полтора года. И какой же восторг я испытала на уроке, когда он наконец-то станцевал со мной, не боясь совершить ошибку, и вел меня как мачо! Плохой ли я учитель или хороший? Два человека с совершенно разными данными и целями — два разных срока, при которых я могла сказать: “Все, теперь я вам больше как учитель не нужна. Дальше вам нужно только танцевать и двигаться вперед”.

Так что прежде чем решать, хорошо ли человек научился танцевать или плохо подумайте о том, как мало вы знаете о нем, его мотивах, его психологическом и состоянии и просто реально потраченных на обучение часах.

Искренне ваша, Ольга (Фрида) Жук

--

--