Польза искусства для мышления
Враги воображения: вкусовщина, чернуха, стилизация, морализаторство, мастурбация

Для мышления очень важно поддерживать воображение в форме, чтобы избегать лицемерия и стремиться к истине. Искусство ставит своей целью достижение истины посредством работы с воображением, но чаще эта работа с ЭГО зрителя и автора.
«Линчуем» банальность
Вкусовщина — любая попытка подстроиться под вкус публики и избежать критического взгляда. В словаре определение другое, но суть та же.
Чернуха — использование аморальных мотивов исключительно с целью провокации зрителя.
Морализаторство — использование моральных мотивов исключительно с целью провокации зрителя.
Стилизация — подражание популярным культурным паттернам.
Эти вещи убивают смысл самого воображения, которое заключается в вытаскивании из себя того, что присуще именно тебе самому. Типичный пример: всеми любимая «Игра престолов», которая напрочь убивает воображение. Никто не найдёт здесь «своего», здесь можно найти только привычные (и потому любимые) культурные паттерны:
- «топорная» стилизация под любимых драконов, рыцарей и средневековых шлюх;
- бесконечная чернуха в нашей любимой смеси — секс и насилие;
- вкусовщина, которая здесь выражена в том, что при полном отсутствии художественной выдумки, авторы пытаются заставить любить произведение.

Дэвид Линч уже ни раз доказывал, что в основе гениального произведения лежит не конкретное что-то, а неопределённое нечто. В попытках создать «живой» образ, мы часто получаем картонных персонажей, потому что в погоне за реалистичностью мы как раз теряем главное свойство всего реального — теряем самобытность.
Многим кажется, что придумывание безумных образов более лёгкий процесс, чем попытка создать «реалистичного» персонажа. Но именно в безумных идеях мы находим что-то своё — уютное и личное. Пусть даже эти идеи отвращают и пугают, но они выполняют главную цель искусства — честность. Любая честность начинается не с того, что мы знаем, а с того, что нам неизвестно. Напротив, плохое искусство начинается с хорошо знакомого, которое принимает форму фетиша.
Искусство vs. Фетиш
Плохое искусство можно сравнить с героиновым приходом или мастурбацией, которые являются прямым следствием нашего желания простимулировать воображение. Во всех случаях мы стремимся к достижению таких образов, в которых больше наших личных извращений, чем реальных знаний.
Мастурбация, наркотики и плохое искусство стремятся к фетишу — они цепляются за внешние мотивы, которые могут быть совсем не интересны в плане реального секса или опыта. Это «попкорновый» процесс, который тут же забывается и становится неинтересным, хотя и может закинуть наше воображение намного дальше. Цель такого искусства — рефлексия собственных желаний, достижение безобъектного состояния. В этих случаях желание является объектом, а так как желание субъективно, то и результат такого творчества — самоублажение. Вопрос в том, как мы используем воображение:
- Для более полного восприятия реального, непонятного, непредсказуемого и живого человека.
- Для бездушного фетиша.
Искусство — путь познания истины

« 8½» — один из лучших фильмов про работу воображения. В нём есть две полярные сцены, в которых герой в погоне за вдохновением избавляется от лицемерия и возвращается к наивности.
- В течение всего фильма герой (уже признанный режиссёр) руководит строительством дорогой конструкции для съёмок фантастического фильма. В конце мы видим, как он прекращает строительство, площадка разбирается и герой становится счастливым. P. S. В начале у него есть любовница, в конце он морально возвращается к жене.
- Герой представляет себя в гареме всех женщин, которые встречались ему в жизни и делали ему хорошо. Абсолютно наивная и в то же время очень близкая всем живая сцена. С дурацкими декорациями, перемещениями, но именно так всё и происходит — из дурацких мыслей рождается что-то ценное.
Главный враг воображения — рефлексия, которая постоянно всё усложняет. Рефлексия героя фильма заставляет его искать сложные пути для вдохновения в виде необоснованно дорогой площадки и сложного сюжета — это уводит его от сути искусства.
Наш мир сам часто принимает пошлые формы и плохое искусство, питается этой частью нашей жизни, играя на жалости и фетише. Но смысл воображения как раз в нахождении иных способов восприятия реальности, которые при этом будут истинны. В отличии от науки, искусство не проводит анамнез, а изучает явление в его живой самоданности. Хорошее искусство создает полезные для развития мышления образы, которые совмещают в себе неизвестное нечто и живое что-то.


