What’s VRong: ответы об использовании VR в корпоративном обучении

Lidia Yatluk
Modum Lab
Published in
6 min readNov 8, 2018

--

Вокруг VR, как и всякой новой технологии, много сомнений и домыслов. В недавней передаче Елена Тихомирова из eLearning center поделилась вопросами, которые волнуют специалиста по обучению: разумное расходование бюджета и внимательное отношение к личности обучающегося. Мы хотим подробнее разобраться в заданных вопросах и ответить на возникшие противоречия.

Предварительное замечание, которое стоит сделать перед конкретными ответами — о форматах. Всякий формат обучения, не только VR-симуляция, является исключающим. С одной стороны, это история про когнитивные стили, с которой можно спорить, с другой стороны, более очевидная разница повседневных практик: торговый представитель с трудом добирается до обучения на компьютере, аналитик, 8 часов сидящий перед компьютером и борющийся с утомлением глаз чаще выберет подкаст, чем видеокурс.

Вопрос 1. Хочет ли человек такие эмоции получить?

Он к ним готов? Хочет ли человек оказаться на пожаре? А если у человека подвижная психика? Когда что-то резкое происходит — может быть тяжело. Людей с нестабильной психикой очень много, больше, чем мы можем предположить. Если мы хотим у людей вызвать сильные эмоции — мы готовы взять на себя ответственность за последствия? (Здесь и далее так оформлены цитаты из конспекта передачи.)

Тренажеры в VR для обучения работе в нештатных ситуациях используются в компаниях, где эти нештатные ситуации могут возникнуть, и критически важно оперативно преодолеть последствия. Если человек видит пожар и впадает в ступор или поддается панике, то лучше отработать эти ситуации в виртуальной реальности и провести с ним разговор, чем в критический момент впервые столкнуться со сложностью и испугом.

Для людей, чья работа связана с риском, не может стоять вопрос: а хочет ли он оказаться на пожаре? Он должен быть к этому готов и точно знать, что делать. Поэтому перед приёмом на работу в ряде случаев проводится психодиагностика для выявления способности принимать решения в стрессовых ситуациях.

На промышленных объектах ежегодно проводят полевые учения. Однако с ними есть сложности: они дорого стоят для предприятия, не охватывают весь персонал и не в полном объеме отражают нештатные ситуации. Например, никто не будет поджигать цистерну с мазутом или переворачивать товарный состав, чтобы провести учения. Тренажеры в виртуальной реальности в полной мере закрывают эти потребности.

В целом, VR направлен на оцифровку навыков действий, а баланс эмоциональности зависит от конкретной бизнес-задачи и качества работы команды проекта.

Вопрос 2. Есть ли место в системе обучения для VR?

Нужно убедиться, что он не применяется для единичных задач.

Нужны не только шлемы. Чтобы научиться физическому навыку, нужны перчатки, на которых будет тактильная отдача.

Если смена на предприятии, допустим, — 500 человек. Значит, сколько должно быть шлемов? Хотя бы 50. И потом, начальник смены или директор завода должен быть согласен, чтобы у него смена начиналась с задержкой.

Опасения два — VR-обучение требует закупки слишком большого числа шлемов, а возможно и иного оборудования и надолго отвлекает сотрудников от работы.

Обычно VR-симуляции проходят по расписанию, поэтому на одну точку достаточно 2–4 устройств. Большее количество может понадобиться для одновременного прохождения. Такие задачи скорее исключение, чем правило. Два основных варианта: дистанционные виртуальные встречи и отработка действий в команде.

К примеру, Walmart в этом году закупил 17 000 мобильных шлемов для корпоративного обучения, при этом они размещают 2–4 шлема на одну точку, и сотрудники обучаются по-очереди в удобное время, чтобы минимально сократить простои производства, как и в случае с привычными форматами.

Тренажёры, требующие физической отдачи — тоже достаточно специфичный тип задач. Чаще используются поведенческие симуляции, которые тренируют именно регламенты действий, а не моторные навыки.

Стоимость разработки симуляций с имитацией ощущений пока высокая, поэтому стоит внимательно разобраться можно ли достичь результатов смешанным форматом — общей отработкой регламента в VR и проработки критического действия на физическом макете. Внедрение оправдано в дорогостоящих проектах с высокими рисками: например, при обучении космонавтов или хирургов.

Если говорить о промышленной безопасности, то так или иначе все сотрудники по закону обязаны проходить ежеквартальные инструктажи и тратить на это время в счет рабочей смены. В данном случае автоматизация и оцифровка практики позволяют сократить время отвлечения сотрудника и проверки результатов, при этом повысить его эффективность.

Другой пример — обучение для получения допуска. Подготовка к работе со сложным оборудованием и, в особенности, с повышенным классом чистоты занимает много времени. Например, при обучению работе с биореактором в фармацевтике большинство операций недоступны для многократного воспроизведения и отработки. Тренировка с наставником на реальном оборудовании занимает около 6 часов. Прохождение обучающей VR-симуляции занимает 30–40 минут и позволяет повторить отдельные сложные этапы.

Помимо этого, стоимость одного мешка для биореактора составляет 300 000 рублей — это цена одной ошибки, если произойдет разгерметизация во время непосредственной заправки.

Таким образом, объем и сложность оборудования, а также тип симуляции зависят от бизнес-задач, а чтобы тренажёр встроился в реальное обучение на этапе сдачи проекта разработчики должны сопровождать опытную эксплуатацию и вместе с заказчиком дорабатывать тренажер до необходимого уровня.

Вопрос 3. А может быть достаточно просто снять видео?

Иногда мы пытаемся очень простые на самом деле задачи по материалу, который может еще и поменяться уже завтра, решать какими-то технически чудовищно сложными способами.

В ряде случаев действительно есть бизнес-задачи, которые изначально нет смысла решать с помощью трехмерного моделирования или переноса в VR. Но это не проблема технологии, а недоработка на этапе определения целей проекта. Если бизнес-задачу возможно в достаточном объеме решить с помощью обычной камеры или даже 360-градусной камеры, то безусловно нужно сделать именно так.

Если же речь идет о сложно воспроизводимых процессах, требующих интерактивного взаимодействия, или об обучении работе в труднодоступных местах, то VR позволяет сделать то, что не даёт даже хорошо сделанное видео.

Пока не известно, сможет ли VR помочь лучше показать теорию организаций или объяснить бухгалтерский учёт, но если речь касается получению специфического разговорного навыка или отработки поведения, то здесь видео, слайды или тренинги обосновано проигрывают виртуальным тренажёрам.

Чтобы избежать возникновение сомнений, необходимо на старте проекта правильно установить цели и ожидаемые результаты на всех этапах разработки, просчитать экономическую эффективность и составить список возможных рисков.

Вопрос 4. Удобно ли так учиться?

Это необычные форматы, которые вызывают любопытство и интерес, но удобны ли они для обучения? Ведь если ты учишься, что-то где-то надо записывать. Тебе может быть надо остановиться. Ведь это же обучение, это не реальная ситуация.

Вопрос сводится к двум замечаниям: многим людям нужны записи-памятки и нельзя в обучении ограничиваться только тренировками.

Чтобы решить первую проблему можно подготовить для обучающихся памятки в дополнение и разработать сам тренажёр в формате модулей: после каждого можно остановиться, снять шлем и записать возникшие сложности и находки.

Что же касается различных режимов, то аналогично обучению пилотов на физических тренажёрах существуют:

  • обучение — погружение в материал и наглядное объяснение последовательности и принципов действий;
  • тренировка — самостоятельное выполнение действий с подсказками и комментариями при отклонениях от верной траектории;
  • экзамен — полностью самостоятельное прохождение симуляции с оцениванием.

VR-симуляции преимущественно заточены на освоение навыков, а не заучивание теории, поэтому рекомендуется совмещать их с другими форматами.

Вопрос 5. Разве 30 минут достаточно?

Что произойдет от того, что человек один раз на 30 минут погрузится в прекрасно смоделированную виртуальную среду, в 3д пространство? Этого достаточно для того, чтобы поведение изменилось?

Хватит ли одного прохождения симуляции в 30 минут для формирования прочного навыка? Нет. 30 минут в VR однозначно недостаточно для изменения поведения человека, поэтому для важных операций рекомендуется неоднократное прохождение. VR-симуляция, как и всякий другой формат, требует закрепления и повторений через какое-то время.

За 30 минут можно успеть оставить впечатления и наглядно показать последствия неверных действий, которые казались слабо реальными или почти невозможными. К примеру, можно увидеть, как распространяется пожар и как одной ошибки становиться достаточно, чтобы он стал действительным риском для собственной жизни и жизни коллег. Эти впечатления не снимут стресс в критической ситуации и не закрепят на всю жизнь в голове регламент, но мотивируют к более внимательному отношению к безопасности уже в ближайшее время.

В долгосрочной перспективе, правильно выстроенная траектория обучения, микромодули и внутренняя вариативность симуляций позволяют достигать хороших результатов.

Вместо заключения

VR — это новый инструмент, который позволяет достигать результатов с иными показателями или ставить более амбициозные цели обучения до выхода в поле. Он дороже, менее исследован, но и имеет больший потенциал. Там, где отправляли сотрудника с опаской за его здоровье или комфорт покупателя, мы теперь можем подготовить его полнее и предсказуемее. Остаются ли риски? Да, как и риски конфликта с тренером, прохождения курса мельком параллельно с готовкой или сдачи онлайн-теста с сыном тестя.

Например, G-Energy Academy внедрила обучение с использованием VR для подготовки сотрудников дистрибьюторов — это позволяет поддерживать единый стандарт обучения выполнению регламентов вне зависимости от компании и региона. BIOCAD используют VR-симуляции для критических операций с высокими рисками для компании, чтобы до допуска стажёра к объекту убедиться, что он умеет быстро и аккуратно выполнить регламент, а не только запомнил порядок.

При выборе инструмента важно найти необходимый баланс возможностей и рисков, сопоставить стоимость решения и ошибки сотрудника.

PS Если вы хотите поделиться своими страхами и сомнениями по поводу VR или их опровержением, пишите ответ в Фейсбуке и ставьте хэштег #whatsVRong. Лучшие вопросы и ответы попадут в следующий выпуск рубрики.

--

--

Lidia Yatluk
Modum Lab

Sociologist, LX Designer, VR/AR for learning consultant