В Карелию на велосипеде.

Валерий Ларионов
MoscowCyclist
17 min readFeb 12, 2021

2020 год дал не мало поводов поездить по России🇷🇺. Карелия в этом плане один из самых очевидных, доступных и интересных вариантов, особенно для желающих путешествовать на велосипеде.

Это Ульяна, вы ее будете наблюдать почти на всех фотках в пути. Мы приехали в Питер, оставили лишние вещи у друзей, сложили все что нужно в подседельные сумки и отправились в путь. Учитывая опыт прошлых путешествий, мы не брали ничего лишнего, спины были разгружены, вся еда добывалась по пути, а ночевали в домиках и отелях забронированных на Букинге.

Изначально в планах было объехать Ладожское озеро, а на весь путь было заложено 10 дней. Но, как это обычно бывает, планы стали меняться практически сразу, и в итоге все путешествие выглядит так. Черное — это путь на велосипеде, красное — электрички.

Выборг — первая крупная точка на карте. Ехать до него около 200 км, которые мы разбили на 2 дня по 100 км с ночевкой посередине.

Пока выезжали из Питера, проехались по временной велополосе на Крестовском острове. Такие велополосы стали появляться в Москве и Питере в рамках ковидных мер по оперативным улучшениям условий для велосипедистов в городе. Очень крутая история, получившая распространение по всему миру, правда в России реализована очень мало и не очень эффективно, в результате, значительного прироста пользователей замечено не было.

Водители, привыкшие бросать машину на пустой дороге, не оценили новых решений и продолжили парковать машины на велополосе. Стоит отметить, что все эти люди приехали на свои тренировки в местные спортивные комплексы на автомобиле наплевав на тех, кто занимается спортом вне помещений.

На материк с острова ведет вело-пешеходный мост. Изначально Яхтенный мост планировался и для автомобилей, но территория стадиона в несколько слоев закрыта заборами, поэтому, на радость жителям города, для машин мост так и не открылся. По нему проходит классная велодорожка.

Проехав небоскреб Лахта-центра, мы попадаем на Приморское шоссе, по которому будем ехать следующие два дня до самого Выборга.

Несмотря на оживленный трафик и отсутствие какой-либо обочины, мы постоянно встречали группы спортсменов. Некоторые ехали сами, некоторые целыми командами с сопровождающей машиной. Такую картину легко объяснить тем, что Приморское шоссе — достаточно протяженный и живописный маршрут вдоль побережья. Тут есть точки притяжения, есть где остановиться, и в любой момент можно уехать на электричке обратно в Питер.

Почему при таком очевидном спросе нет ни миллиметра инфраструктуры вдоль шоссе? Даже обочины и той нет, приходится прижиматься к краю и опасаться пролетающих мимо грузовиков.😡

На эстакадах и развязках еще хуже. Видимость плохая, водители набирают в горочку скорость. При этом никаких альтернативных маршрутов не имеется.

Но, стоило выехать за КАД, как внезапно вдоль шоссе появляется велодорожка! По сути это вело-пешеходный тротуар, но сделан он почти так же как в Нидерландах.

Вот пример велодорожки по пути из Амстердама в Роттердам. Она так же обособлена от проезжей части газоном и по ней совершенно спокойно можно ехать много километров наслаждаясь поездкой.

Правда, достаточно скоро начался город Сестрорецк, и потрясающая велодорожка превратилась вот в это:

Огромная проблема — обезумевшие автобусы. Они проносятся очень близко и очень быстро, сдувая нас на обочину.

На одном из них я заметил рекламу нового мобильного тарифа с потрясающим лозунгом: «Гоняй в Ленобласти на суперскорости». Мне это показалось так символично, что я полез в интернет с запросом: «Гоняй в Ленобласти на суперскорости авария». И сразу же нашел фотографию ДТП с участием такого автобуса. Вот вам результат суперскорости.

За Сестрорецком шоссе прижимается к побережью и снова появляется велодорожка. Как же сильно меняется впечатление от поездки, когда с опасной трассы съезжаешь на тихую дорожку. Сразу начинает по-другому идти время, расслабляются мышцы ягодиц, взгляд больше сосредотачивается на красоте вокруг. Но самое главное, можно ехать вдвоем рядом и разговаривать!

По пути начинают встречаться другие велосипедисты, путешествующие вдоль берега между курортными городками.

В Репино мы сделали первую остановку. Вот какая-то группа путешествующих ребят. Судя по их рассказам, они должны были проехать 60 км за тот день.

Ребята на складничках.

Очень классно.

В Москве совершенно отвык от простых и удобных переходов через жд.

Комарово — это множество частных домов на горе среди огромного леса. Тут вообще нет машин, а вдоль шоссе проходит вот такая прекрасная Курортная улица, по которой мы объехали часть трассы.

Спустя пару километров снова съезжаем на Приморское шоссе с потрясающей велодорожкой.

В одном месте когда-то случился живописный обвал, но, вместо того чтобы соорудить временный мост, просто поставили забор, а люди обходят по дороге, перелезая через отбойник.

Мостик через речку.

Вся эта красота длилась около 30 км, после чего курортные города закончились и началась Ленинградская область.

Вместе с велодорожками исчез и автомобильный трафик.

На непродолжительное время появился извилистый тротуар, но он очень старый и поломан корнями деревьев, ехать по такому очень сложно.

А в какой-то момент он окончательно сломался. Пришлось съезжать обратно на шоссе.

Оставшиеся 50 км прошли очень скучно, по пути не было ничего кроме леса и облаков, стало холодать. На этом участке дороги положили новый асфальт, благодаря чему можно было быстро ехать, однако начались затяжные спуски и подъемы.

Сворачиваем с шоссе и забираемся в горку. Нужно еще добраться до ночлега к озерам.

С одной стороны, начиналась красивая природа, с другой стороны все больше попадалось мусора и заброшенных построек.

Особенно тут преуспели в визуальном мусоре, завесив все деревья отвратительными объявлениями.

Нет ничего лучше пустых дорог!

Для ночлега мы сняли землянку в экопарке на берегу озера Зеркальное. Не лучший вариант для велопутешествий, но атмосфера абсолютно того стоит.

Тут нет электричества, интернета, даже связь не везде ловит. Воду надо добывать на роднике, еду привозить с собой. Внутри домика нет пола, но зато есть большая кровать и печка.

Просто сказка!

Фактурки.

Закат на берегу озера в полной тишине. Ни насекомых, ни животных, ни людей. Только тишь и гладь.

Утро встретило изморосью, а по прогнозу обещался дождь.

Продолжаем путь по Приморскому шоссе.

Пейзаж заметно изменился.

Дорога тоже изменилась. Асфальт старый и местами очень плохой.

Из-за сильного ливня пришлось часто делать остановки и отказаться от заезда в Приморск. Мимо невозмутимо проехал местный дед.

Дорога.

Спустя несколько часов езды мы наконец выехали из под тучи, небо прояснилось а дороги стали почти сухими.

Что болит больше всего когда проезжаешь 150 км на велосипеде.

Привал на остановке.

Подъезжаем к Выборгу, вдоль дороги начинают появляться огромные валуны.

Весь маршрут можно описать одним предложением: Чем ближе к Выборгу, тем красивее природа и тем больше вокруг разруха. Как такой некогда прекрасный финский город превратился в настоящую дыру?

На исторический центр вообще смотреть больно. Город как будто разбомбили сто лет назад и с тех пор ничего не делали. В Выборг стоит приехать только чтобы со слезами представить как классно тут могло бы быть.

Тем не менее, атмосфера города уникальна и до сих пор притягивает огромное количество туристов.

Заросший тротуар.

Порт.

Часовая башня.

Немного уличного уюта.

В планах было отправиться в Приозерск, но мы изрядно вымотались, плюс умудрились простыть, поэтому решили сократить путь на электричке.

В Приозерск из Выборга нет прямого маршрута, поэтому мы сели на тепловоз до Хийтола, чтобы оттуда уже доехать до Приозерска.Вместе с нами ехала пожилая пара, путешествующая на городских велосипедах с огромными рюкзаками.

Вот так мы попали в Карелию раньше, чем планировали.

Виды из окна. Тепловоз едет очень медленно по болотам и озерам.

В Хийтола нас встретили пограничники. Западная часть Карелии, примыкающая к Финляндии, это особая пограничная зона, поэтому у всех туристов проверяют документы, переписывают данные, спрашивают куда мы едем и на сколько.

Школьник с рюкзаком едет по местной дороге домой. Это нам напомнило что наступил первый день осени.

Сразу бросился в глаза необычный рельеф из небольших, но крутых холмов.

Уже через 10 км мы выехали из Карелии обратно в Ленинградскую область.

Это новое шоссе вдоль западного побережья Ладоги, и это, пожалуй, самая качественная дорога, что я видел в России. После разбитых дорог Выборга смотрится как космос.

Вокруг срытые камни и карельские леса.

Все это мне очень напоминало путешествие по Израилю, там ровно такие же дороги.

Поваленный знак и дренаж вдоль дороги.

Соблюдайте скоростной режим!

Переход с островком безопасности. Хоть и нарисованным.

Симпатичный съезд.

Приехали в Приозерск. Появился тротуар, а вдоль дороги выделен буфер, который вполне может сойти за велополосу.

Местами даже за очень широкую велополосу.

Крепость Корела. Тут начинается фильм Брат.

Очень аккуратно и уютно как в голландских парках.

Город чистый и ухоженный, хоть и пал жертвой заборов Росавтодора.

Тротуары чистят малыши-уазики.

А вокруг малышей-панелек растут квадратные кусты и никто не паркуется на тротуарах.

Переночевав в Приозерске, мы отправились снова в Карелию. В велопутешествии есть одна проблема: если весь день крутить педали, то остается очень мало времени и сил гулять по местным красотам, поэтому мы решили снова сжульничать и добраться до ближайшей электрички в 20 км от Приозерска, чтобы телепортироваться в Лахденпохья, а оттуда уже своим ходом отправиться в Сортавала.

Но в Кузнечном мы вдруг выяснили, что электрички ходят всего 2 раза в неделю и это точно не сегодня. 😭

Шалость не удалась, поэтому остается продолжать ехать своим ходом.

Привет Карелия снова! Вдали виднеется погран пункт, который мы проезжали вчера.

Самый кайф Карелии в том, что тут все названия на карельском языке.

Обросшая скала.

Рельеф достаточно ощутимый.

Зачем здесь столько заборов??

Слева виднеется старая извилистая дорога. Вместо нее теперь новая, по которой мы едем. Впереди 80 км карельских лесов.

Лахденпохья. Первый населенный пункт за этот день оказался ужасной дырой. Разрушенные северные деревянные дома, провинциальная кафешка, ужасные улицы без пешеходных переходов.

Делать тут совершенно нечего.

После Лахденпохья заканчивается прекрасная ровная трасса и начинаются извилистые серпантины по карельским холмам. Крутые горки, резкие повороты. Очень круто во всех смыслах. Для водителей особенное удовольствие тут погонять, поэтому нам с великами было довольно стремно. Особенно когда на вершине очередного холма ты не понимаешь насколько крутой спуск впереди и в какую сторону он повернет.

Под конец дня сил совсем не остается, поэтому последние километры тянутся вечность.

Не доезжая до Сортавала, мы свернули с шоссе, чтобы спуститься с горы к озеру, на котором останемся на ночлег.

Вид из окна домика.

Лодка полиции которая когда-то была милицией.

Сидя на берегу озера мы понимаем, что пора снова менять планы и уезжать рано утром, чтобы успеть посетить Рускеала и не мучиться на местных серпантинах. Вызываем такси и быстро доезжаем до Сортавала с великами в багажнике.

Сортавала — дико кайфовый город. Тут чисто, приятно ходить пешком и очень много старой финской архитектуры в прекрасном состоянии.

Обратите внимание, что все эти дурацкие знаки и страшные светофоры висят на столбе, который стоит вне тротуара, чтобы не мешать проходу и уборке. Даже в Москве такого нет.

Аккуратные старые таблички и черные окна.

Очень красивый деревянный дом.

Финское здание банка 10-х.

Финский функционализм 40-х. Все оригинальное и в превосходном состоянии!

Интересное здание с доминантой на углу перекрестка.

Какова красота.

Тротуар отделен от проезжей части высокими кустами. Получается такой зеленый коридор.

А еще в Сортавала есть уютная набережная с кафе, детской площадкой и арт-объектами.

А на самой набережной зеленый газон и потрясающий вид на шхеры.

Шхеры — это огромный архипелаг островов с уникальной природой, довольно отличающейся от материковой. И по ним обязательно стоит поплавать.

Немного фактур.

Ладога.

Возвращаемся в Сортавала, чтобы съездить в еще одно потрясающее место достойное внимания, — Рускеала. Это природный парк с мраморными карьерами, в который можно добраться на историческом поезде «Рускеальский экспресс».

Сам состав новодел, задекорированный под старину, но сделано все так хорошо, что совершенно не стыдно. Сопровождающие в костюмах.

Исторические фонари с красивыми вывесками.

Состав тянет настоящий паровоз.

Внутри все тоже под старину, хотя это все современное.

Вагон-ресторан с пианино, восстановленной мебелью и всяким декором. Некоторые люди специально приезжают сюда в костюмах, чтобы делать фотки в интерьерах.

Попугай прилагается.

Конечная станция с деревянным перроном.

Остатки бывшего мраморного завода.

Мраморный карьер. Когда-то тут добывали мрамор для Исаакиевского собора. С тех пор все успело наполовину затопить.

Благоустройство очень качественное и красивое.

Идеальный зазор.

Какие-то декорации с мастерской, но при этом сделаны очень естественно.

Место, где добывали мрамор.

Это самая настоящая карета, но сделана из современных материалов.

На этом велопутешествие по Карелии закончилось, мы сели в Ласточку, поставили велики на предназначенные для них места, и через 4 часа оказались в Санкт-Петербурге.

Надеюсь вам понравился рассказ, и, если у вас еще есть силы, предлагаю посмотреть атмосферный клип об этом путешествии.

Подписывайтесь на мои соц сети:

Instagram

Валерий Ларионов
MoscowCyclist

Велосипед как транспорт в Москве круглый год