Застройка Крымской набережной

Борьба классики и модернизма

Nikolay V. Malinin
Moscowww
5 min readNov 21, 2018

--

Михаил Филиппов. Крымская набережная. Вид на Стрелку. 2001

Крымская набережная со времен Генерального плана 1935 года— важнейший градостроительный участок и место столкновения двух суперстилей —авангарда/модернизма и неоклассики. Соревнование между ними началось во второй половине 20 века и плавно перетекло в 21-й.

В 1930-х, с принятием Сталинского генплана и одобрением проекта Дворца Советов, авангард окончательно сдаёт свои позиции в советском искусстве и архитектуре. Единственным рабочим методом советских архитекторов объявляется “освоение и критическая переработка архитектурного наследия”.

Крымская набережная в это время оказывается в самом центре социалистической стройки, под боком у Дворца Советов. К тому же, на нее выходит замкнутое Бульварное кольцо. Архитектор А.В. Щусев наглядно изобразил актуальную градостроительную ситуацию в 1939 году.

Щусев А.В. Вид на Дворец Советов, Соймоновский мост и Крымскую набережную. 1939

На его плане мы видим Дворец Советов, магистраль Бульварного кольца, пересекающую остров и парадную застройку Крымской набережной, на которой началось проектирование Президиума Академии наук (массивный комплекс справа). Всё, разумеется, в классическом духе.

Щусев А.В. Президиум Академии наук СССР. 1938

Эту стройку перенесли ближе к центру из Нескучного сада, поближе к правительству. В годы больших строек — слева ДС, справа АН СССР — важно не потеряться Стрелке. Это сейчас там Петр I, а раньше никакого ориентира не было. Одним из проектов становится памятник челюскинцам. Делают несколько проектов, но широко опубликован пока только этот, авторства Веры Мухиной.

Мухина В.И. Проект памятника челюскинцам. 1937 год.

Романтично, символично, хотя и с некоторым трагизмом, несвойственным соцреализму: ледокол «Челюскин» медленно погружается в Москву-реку. Рядом с таким героическим пафосом да в таком центральном месте, казалось, сочтены дни кондитерской фабрики «Красный Октябрь» и прочих промышленных сооружений. На их место под сень Дворца Советов тоже просилось что-нибудь героическое.

Одним из возможных вариантов был Музей мировой революции молодого архитектора Б. Бархина.

Б. Бархин. Дипломный проект. Музей мировой революции в Москве. 1936

Представитель знаменитой династии Бархиных (они и по сей день проектируют в Москве) защищал его как дипломный проект. Задача была интересная, потому что одним фасадом здание должно было смотреть на Дворец Советов, другим — на Москву-реку и Крымский мост.

Б. Бархин. Музей мировой революции в Москве. План. 1936

В итоге получился протяженный объем c плоскими выступами по главной оси, завершенный скульптурной группой (скорее всего, тем самым памятником челюскинцам).

Б. Бархин. Дипломный проект. Музей мировой революции в Москве. 1936

Тогда так часто проектировали: Иофан — комплекс «Известий» у Киевского вокзала; И. Голосов — жилой дом на Яузском бульваре. Но на Крымской набережной проектам Бархина и Щусева помешала война.

Во второй половине 1940-х власти вернулись к строительству Дворца Советов, а вместе с ним — и к прилегающим набережным. Щусев несколько раз перерабатывал здание Академии, всё больше двигаясь в сторону итальянских палаццо.

Щусев А.В. Президиум Академии наук СССР. 1947

Правда, после строительства высоток он свой проект переработал, ведь здание теперь должно было располагаться между МГУ и непостроенной высоткой в Зарядье. Так появилась характерная пирамидальность композиции и ребристость фасада: высотка районного масштаба.

Щусев А.В. Президиум Академии наук СССР. 1948

Во второй половине 1950-х проект Академии окончательно похоронили. Началась борьба с архитектурными излишествами, а в дни работы I Всесоюзного Съезда художников в сентябре 1956 года Правительство решило передать участок под строительство нового здания Третьяковской галереи с Выставочным зданием Союза художников СССР. Так появился ЦДХ. А на Крымской набережной с тех пор господствует модернизм.

Сукоян Н., Шевердяев Ю., Васильева В. и др. Центральный дом художника. 1960–1979

Как и многие грандиозные комплексы хрущевско-брежневского времени, ЦДХ согласовывался и строился долго, почти 20 лет и к моменту завершения в 1979 году он морально устарел, поэтому даже в советское время архитекторы составляли проекты реконструкции его фасадов, хотя ни один из них реализован не был.

В постсоветское время проблему ЦДХ, предлагали решать более радикально: сносом и перестройкой всей набережной. У классики был шанс отвоевать своё.

Филиппов М. Крымская набережная. Вид с Пречистенской наб. 2001

Михаил Филиппов, плотно занимавшийся некогда Москвой-рекой (см. на его сайте «Третий Рим», «Стрелка»), проектировал настолько в духе Петербурга, что даже Петр I, возникший на месте челюскинцев, смотрелся на его эскизах органично.

Филиппов М. Крымская набережная. Вид с Крымского моста. 2001

Вместо ЦДХ возникал сплошной фронт классической застройки, который лестницами спускался прямо к воде. Получалось нечто венецианское: неслучайно свои эскизы Филиппов так обильно украшал разными лодками.

Филиппов М. Крымская набережная. Вход в Третьяковскую галерею. 2001

Радикальная классическая интервенция. Жаль, ансамбль Филиппова не так хорошо известен, как одиозные проекты двух знаменитых иностранцев — Эрика ван Эгераата и Нормана Фостера.

Э. ван Эгераат. ЖК “Русский авангард”. 2003

Оба архитектора мыслили художественно, даже скульптурно, но свои работы связывали с модернизмом. Ван Эгераат посвятил жилой комплекс рядом с ЦДХ мастерам русского авангарда. Пять зданий — пять художников: «Кандинский», «Родченко», «Попова» и «Экстер».

Э. ван Эгераат. ЖК “Русский авангард”. 2003

Такое, кажется, могло понравиться Лужкову, и мэр действительно приветствовал проект, так прямо и сказал:

“Я бы хотел активно поддержать этот проект. Но в другом месте”

Строительство потом действительно переносили, но «Русский авангард» снова оказался чересчур смелым: ничего не построили. Зато на Крымскую набережную пришёл Норман Фостер, который проектировал свой «Апельсин» уже вместо ЦДХ.

Н. Фостер. Многофункциональный комплекс “Апельсин”. 2008

Здание-натюрморт хотели строить не только для Третьяковской галереи, но и для элитного жилья. Общественность смущал тот факт, что заказчицей проекта выступила Елена Батурина, жена Лужкова. От семейного подряда московского мэра тогда не ждали ничего хорошего.

Елена Батурина и МФК “Апельсин”. Канн, 2008

В итоге затею с «Апельсином» подкосили кризис и ослабевшая хватка градоначальника. Фостер вообще ни один из своих проектов в Москве так и не реализовал. Набережную в результате облагораживали любимцы публики, бюро “Wowhouse”, ЦДХ выстоял. А проект его приспособления целиком под Третьяковку делает самый известный из ныне живущих модернистов — Рем Колхас. Так что на Крымской набережной в 21 веке пока явная победа за модернизмом.

Р. Колхас, ОМА. Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу. 2018

Оперативно следить за публикациями о Москве можно в специальном Telegram-канале Moscowww https://telegram.me/moscowww

Больше архитектуры и фотографий — в инстаграме автора: https://www.instagram.com/belokamenno/

--

--